Ожидания транспортников на стыке законодательства. "ИА РЖД-Партнер.ру". 2 июля 2014
Главную задачу, которую должен решить новый закон, все понимают одинаково: стабилизировать взаимодействие железных дорог и морских портов. На сегодняшний день ОАО "РЖД" работает на основании ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", а морские порты – на основании ФЗ "О морских портах". Законодательные акты используют различную терминологию и не согласовываются друг с другом в основных понятиях организации перевозочного процесса.
Одним из путей преодоления существующих противоречий может стать принятие закона "О комбинированных (смешанных) перевозках". Оно тормозится противоречиями определения органа или договора, модерирующего такие перевозки. Некоторые участники смешанных перевозок чаще апеллируют к необходимости принятия закона, другие считают, что для работы достаточно пользоваться предусмотренными Гражданским кодексом взаимными договорами. Стороны сходятся в необходимости появления и специальных юридических лиц, которые смогут регулировать эти перевозки как коммерческие логистические центры к взаимной выгоде участников.
На прошедшей в Москве конференции "Взаимодействие ОАО "РЖД" с морскими портами и развитие смешанных сообщений" заместитель министра транспорта Сергей Аристов заявил, что РЖД предоставили в Минтранс три проекта типового договора на организацию смешанных перевозок. Его положения варьируются в зависимости от принадлежности портовых подъездных путей и локомотивной тяги на них. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) по заданию ведомства подготовила один универсальный проект узлового договора. Как заявил в беседе с корреспондентом ИА РЖД-Партнер.ру представитель АСОП, в организации вообще сомневаются в необходимости принятия специального закона. "Если говорить коротко, никакой закон не нужен. Достаточно проработанного типового договора для работы на портовых узлах", – сказал он.
В то же время президент Гильдии экспедиторов Семен Резер считает, что до тех пор, пока ОАО "РЖД" остается компанией, 100% акций которой принадлежат государству, для снятия противоречий между железными дорогами и портами нужен федеральный закон "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках".
"Никакими взаимными договорами эти противоречия не могут быть разрешены до принятия закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" и Правил перевозок в прямом смешанном сообщении, – считает эксперт. – Типовые договоры, разработку которых анонсируют в Минтрансе, могут работать только в рамках закона. Причем в данных нормативных актах должны быть прописаны основные положения грузовой работы, в том числе и существование единого перевозочного документа – накладной на смешанную перевозку".
По мнению С. Резера, в дальнейшем понадобятся и новые логистические технологии – в первую очередь создание мультимодальных логистических центров. "Это должны быть не вычислительные центры, как сегодня у нас принято, а новые юридические лица, созданные при участии всех сторон грузоперевозки (ОАО "РЖД", операторы, стивидоры, контейнерные компании, грузовладельцы). А сами центры должны существовать не на основе собираемых штрафов, а как коммерческие предприятия для извлечения прибыли".
Подобную позицию поддерживает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ) Александр Зайцев.
"Несмотря на то, что правила смешанных перевозок существовали еще в советское время и до сих пор формально не отменены, их применение фактически остановлено. Причина в том, что они не упоминаются в существующих нормативных актах, например Уставе железнодорожного транспорта РФ, – пояснил он. – Закон "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" и подзаконные акты должны точно определить перечень платежей за грузовую работу на подъездных путях портов и припортовых станций и их субъектов, что до сих пор вызывает споры между участниками перевозок".
Заместитель руководителя правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев более склоняется к тому, то закон необходим хотя бы для того, чтобы как минимум четко прописать ответственность сторон и избежать неразберихи в возможных судебных спорах.
Заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин не видит необходимости в новом законе. "На наш взгляд, на сегодняшний день все проблемы прямого смешанного сообщения находятся вне юридической плоскости. Это вопросы прежде всего технологического, инфраструктурного характера, вопросы понимания участниками перевозочного процесса. Соответственно, никаких существенных вопросов готовящийся законопроект не снимет", – заявил он.
Собственно, к нахождению компромиссов внутри бизнеса, а не регулированию со стороны государства призывают участников дискуссии представители крупного портового холдинга T.A. Management (управляющей компании UCL Holding). Согласно заявлению этой компании, улучшение взаимоотношений на стыке "железная дорога – порт", связанных с ритмичностью подвоза грузов и подачей судов, возможно за счет нахождения компромиссных взаимных обязательств участников перевозочного процесса, который регулируется в рамках единого документа по регулированию взаимодействия между сторонами (узловое соглашение или договор на подачу/уборку вагонов).
При этом в холдинге понимают, что выполнение условий договора будет зависеть от соблюдения сроков обработки подвижного состава, доставки грузов, политики грузовладельцев. А эффективная работа узлового соглашения – от максимально полного внедрения принципов электронного документооборота на железных дорогах.
Отрадно заметить, что по крайней мере на вопросы более широкого внедрения современных логистических технологий, электронного документооборота и взаимного компромисса все стороны обсуждения отвечают одинаково положительно.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot