Андрей Романенко: Сумма технологий: чем полезны бизнесу современные онлайн-кассы. "РосБизнесКонсалтинг". 5 сентября 2018
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
После 1 января 2019 года, когда вступит в силу решение о повышении НДС с 18 до 20%, предприниматели, работающие с онлайн-кассами, могут получить дополнительную головную боль. Сейчас их техника еще не настроена на работу с новой ставкой, поэтому владельцам касс нужно вызывать специалиста или нести их в сервисный центр. Учитывая, что многие тянут до последнего, может получиться так, что к 1 января касса будет не готова.
Выход для предпринимателей один — стараться все сделать заранее, пока не возникло ажиотажа и связанных с ним сложностей. Я говорю это как человек, уже два года наблюдающий процесс изнутри. Год назад я покинул совет директоров компании QIWI, у истоков которой стоял, продал акции платежной системы (оставив одну на память) и занял пост CEO в ИТ-компании "Эвотор", созданной в мае 2016-го и работающей на быстрорастущем рынке онлайн-касс. Благодаря им в России ускорилось возникновение новой ниши ИT-рынка — систем управления и автоматизации торговли для малого бизнеса. Это несет с собой огромные возможности для самих предпринимателей, которые только начинают их осознавать.
Менеджеры и собственники
По закону "О применении контрольно-кассовой техники" (ФЗ-54), весь российский бизнес должен установить онлайн-кассы и зарегистрировать технику в налоговой службе. В прошлом году во время первой волны реформы на работу в онлайн-системе перешли 1,5 млн магазинов розничной торговли, до 1 июля 2018 года — еще 1 млн предпринимателей. Третья волна коснется тех, кто работает в сфере услуг. Реформа завершится в 2019 году.
Вторая волна реформы прошла более гладко, чем первая, без ажиотажа и проблем, но чувствовалось, что предприниматели снова тянули до последнего: более половины всех онлайн-касс были установлены в июне. В прошлом году устанавливали онлайн-кассы в основном наемные менеджеры среднего и большого ретейла. Во вторую волну — собственники малого бизнеса. Подход у них другой: они относятся к компании как к частичке души.
В основном к нам подключались магазины у дома (их около 50%), чуть реже — общепит, небольшие кафе, столовые и рестораны. Для них мы создали специальные устройства с большим экраном. Больше половины предприятий — семейный бизнес. Это люди, которые хотят ни от кого не зависеть. Им нравится создавать качественный сервис, их это вдохновляет. Компаний из сферы услуг пока мало — их время не пришло, ждем их в следующем году. Около 5% клиентов приходится на оптовые базы, 5% — медицинские услуги, по 1–2% — шиномонтаж, цветочные магазины, есть и кофейни — у нас их уже 1,5 тыс., при том что в стране всего около 10 тыс. кофеен.
Вылезти из-под коряги
С одной стороны, люди боятся автоматизации. Иногда доходит до смешного — недавно друзья прислали фото торговой точки: там стоит наш смарт-терминал, на который можно установить буквально любые сервисы по автоматизации, но рядом лежат старые добрые счеты. Это все наши конкуренты: счеты, калькуляторы, ломбардные книги, тетрадки, Excel. С другой стороны, многие не хотят, чтобы государство видело, что происходит с их бизнесом. Все готовы вести суммовой учет — просто на чеке пробивать сумму, а товарный учет вести не хотят. Но выбора уже нет: государство вынуждает бизнес вылезать из-под коряги и становиться прозрачным.
Только половина нашей аудитории выбирает онлайн-кассу осознанно, с прицелом на будущее. Остальные уверены: нужно соблюсти закон, но сделать это надо дешево, не думая о том, что будет завтра. Например, предприниматель покупает самую дешевую автономную кассу с обычным сканером, который читает только штрихкод. При этом его магазин продает сигареты, а c 1 марта 2019 года сигареты нельзя будет продавать на обычной онлайн-кассе, потому что будет нужен 2D-сканер, который может читать QR-код на сигаретной пачке. И ему придется покупать новую, то есть смарт-терминал, на который любая программа по маркировке может быть установлена в виде приложения. В итоге получается, что предприниматель, купив автономную кассу, потратил лишних 15–18 тыс. руб. Со смарт-терминалом, кстати, проще решить и проблему повышения НДС: его не надо никуда носить, можно дистанционно обновить приложение.
Еще одна ошибка предпринимателей — в том, что они пытаются просто соблюсти закон, не осознавая ценность данных, которые можно собирать с помощью онлайн-системы. Например, по закону "О защите прав потребителя" мы с вами, как конечные клиенты, вправе на любой торговой точке потребовать не печати чека, а пересылки его по СМС или на e-mail. И на месте продавца я бы доплачивал кассиру 2–5 руб. за каждого покупателя, у которого он взял номер телефона, убедив его получать чеки по СМС (это можно сделать, например, рассказав клиенту, что магазин присоединился к акции "Сохрани лес"). Телефоны и электронные адреса клиентов позволили бы их сегментировать, а потом запустить таргетированные рассылки.
Многие не понимают, насколько большие возможности с точки зрения маркетинга тут скрываются. Например, если забить полученные контакты в myTarget от Mail.Ru, то система найдет там порядка 60–70% пользователей, то есть платформа сможет таргетировать пользователей либо в их смартфонах, либо в почте, либо в мессенджерах. Дальше вы можете потратить маркетинговый бюджет именно на свою аудиторию: например, рассказать ей о том, что у вас сегодня скидка на какое-то блюдо, товар или услугу. Главное, что сейчас это все пока стоит недорого.
Новые сервисы
Наличные деньги никуда не денутся в ближайшее время. Но года через три мы пробьем пороговое значение — 55% платежей будут электронными. Сейчас эта цифра на уровне 25–30%. То есть рост будет около 20% в год. В развитых странах эквайринг сейчас на уровне 80%. Из-за ввода онлайн-касс в России доступ к интернету вскоре появится у 4 млн торговых точек. Таким образом, введение онлайн-касс поспособствует развитию множества сервисов, которые помогут предпринимателям отрегулировать бизнес-процессы.
Как-то я поспорил с владельцем сельского магазина. Я говорю ему: "Поставь приложение "Контроль продавца". С ним сотрудник должен каждые 20 минут нажимать кнопку на таймере, чтобы показать, что он на месте. Предприниматель отвечает: "Да ладно, зачем? У меня идеальный продавец: в 9:00 приходит, в 19:00 уходит. Надежная женщина, десять лет у меня работает!" Я все-таки уговорил его попробовать это приложение. В итоге выяснилось, что продавец ежедневно по полдня отсутствует на торговой точке.
В России огромное число небольших торговых точек, только у Центросоюза — более 50 тыс. магазинов по стране. Мы для них сделали специальное приложение "Ломбардная книга", ведь сельпо и райпо очень много товаров продают в долг, и продавцы такие продажи по старинке записывают в тетрадку.
Больше зарабатывать
Недавно у нас была также интересная дискуссия в Новосибирске. Мы ходили по торговым точкам и выяснили: каждая вторая не принимает эквайринг. Мы разговорились с одним владельцем продуктового магазина у дома. Он говорит: "2% комиссии — дорого, да еще за связь платить, продавцов обучать". Я ему: "У тебя маржинальность — 40%, а значит, 2% — это небольшие расходы". Договорились, что я ему оплачу все расходы по установке эквайринга, а через три месяца посчитаем, что получилось. В итоге он мне позвонил и спросил: "Что пьете — вино, коньяк?" Я ему ответил, что вино, но присылать мне подарок не надо, потому что я и так счастлив, что предприниматель стал больше зарабатывать. Средняя выручка в месяц у него была 1,8 млн руб., а благодаря эквайрингу стала 2,5 млн руб.
По нашей статистике, каждый четвертый чек в магазине, который подключен к онлайн-кассе, оплачивается по карте. При этом чек, оплаченный картой, в среднем в 1,7 раза больше, чем чек, оплаченный наличными, — 800 и 500 руб. соответственно.
Сейчас многие компании, и в том числе мы, учатся сопоставлять обезличенный цифровой чек с реальным покупателем, который был в конкретном магазине. Примерно у 95% в смартфоне геолокация не выключена, и сервисы могут дать магазину представление о том, чего хотят его потребители. Это может выглядеть так: Петя Иванов приходит в торговый центр купить себе свежевыжатый сок на островке в ТЦ, подключается к Wi-Fi, и продавец ему предлагает: "Ага, а вам апельсиновый, как обычно?" У нас уже есть масса приложений, которые работают вот так: вы пробили на кассе три каких-то товара и хотите уже оплатить, но программа анализирует ваш чек и предлагает купить еще один-два товара, которые вам с большой вероятностью действительно нужны. Польза для предпринимателя налицо — средний чек повышается на 15%. Безусловно, все это должно делаться с согласия клиента, но в основном потребители совсем не против таких услуг.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot