Рынок генподряда России на пороге изменений.
Сегодня в России фактически присутствуют три типа генеральных подрядчиков. К первому относятся компании, не имеющие собственного штата инженеров и после получения заказа, перераспределяющие его части между более мелкими фирмами. "Фактически эту функцию может брать на себя и заказчик, но на практике в более чем 80% он готов только инвестировать, перекладывая ответственность за реализацию проекта на профессионалов", - отмечает генеральный директор ГК "Портал Групп" Сергей Ореханов. Генподрядчики второго типа отличаются наличием штатных инженеров и поэтому могут самостоятельно контролировать строительство, осуществлять над ним оперативное управление, вести сопроводительную документацию, но в целом они также вынуждены прибегать к помощи других организаций. И, наконец, третий вид российских генподрядчиков характеризует наличие в штате как инженерного, так и рабочего состава, то есть способность возвести объект собственными силами. Такой генподрядчик тоже может обращаться к помощи сторонних организаций, но только при необходимости привлечения узких специалистов или при потребности в специфическом оборудовании.
"Отечественный рынок генподряда уникален. Только в России широко распространена практика привлечения к выполнению работ ряда мелких субподрядчиков при юридическом оформлении контракта на одну компанию", - утверждает Сергей Ореханов. Эксперт уверен, что усложнение экономической ситуации в стране изменит структуру генподрядных организаций.
Кризис вносит коррективы
Сегодня стоимость государственных и коммерческих контрактов уменьшается, а заказчики стараются избежать часто ненужных посредников в выполнении работ. В связи с этим значительно сократилось количество участников рынка, не имеющих в штате профильных специалистов. При этом в условиях консервации проектов многие крупные компании начинают интересоваться заказами, на которые раньше бы не обратили внимание.
"Услуги генподряда обычно составляют 7 – 12 % от стоимости проекта в коммерческой сфере, в государственном секторе – это всегда индивидуально. Сейчас, с ожесточением конкуренции, многие компании готовы работать за минимальный процент или демпинговать, чтобы остаться на рынке. При этом небольшие генподрядные организации обычно не в состоянии правильно оценить проект, детально продумать его смету и собственные расходы, и часто это ставит под удар реализацию объекта. Рынок стал сложным и для игроков, и для заказчиков. Необходимо ориентироваться на квалификацию генподрядчика, причем не формально "на бумаге", но выезжать на его объекты, изучать материально-техническую базу", - комментирует господин Ореханов.
Новые ниши для генподряда
В основном сейчас замораживают строительство бизнес- и торговых центров, жилых проектов. С другой стороны, востребовано возведение объектов под ритейл и промышленные цели. Последнее направление особенно популярно в связи с политикой импортозамещения и мерами государственной поддержки таких проектов. Еще одна возможность – смена географии поиска заказчиков и партнеров. По словам эксперта, перспективны рынки Казахстана, а также арабских и африканских стран, которые готовы уйти от американской и европейской экспансии и заинтересованы в девелоперских проектах и трансфере технологий.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot