Производитель колбас потребовал от "Дикси" 100 млн руб. за "лжемаркетинг". "РосБизнесКонсалтинг". 10 марта 2017
"Билет на самолет"
Производитель мясных изделий "Мортадель" требует от четвертого по величине ретейлера России — сети "Дикси" — 104 млн руб., которые компания заплатила ретейлеру за "лжемаркетинг". Об этом говорится в письме (есть у РБК), отправленном на имя генерального директора "Дикси" Сергея Белякова и подписанном вице-президентом компании "Мортадель" Эльвирой Агурбаш.
Например, 35,4 млн руб. "Дикси" потребовала за услугу "соблюдение стандартов продаж", а еще 21 млн руб. — за "проведение дегустации" в магазинах. При этом в обоих случаях сначала эти же суммы выставлялись в счет оплаты уже состоявшейся акции, проведение которой не было подтверждено кассовой отчетностью, говорится в письме. Оставшиеся 47,4 млн руб. стоила "фактически не оказанная услуга" по предоставлению данных о динамике продаж. Эту оплату ретейлер назвал "билетом на самолет", так как без нее поставщик будет "выведен с торговой полки сети", утверждает Эльвира Агурбаш в письме. По ее словам, таким образом "Дикси" вынудила "Мортадель" заплатить 81% от своего месячного оборота в сети, пригрозив расторжением договора. Сейчас поставки в "Дикси" занимают 40% в структуре продаж мясоперерабатывающей компании.
Всего, согласно письму, за три года (с 2014 по 2017 год) "Мортадель" заплатил "Дикси" около 579 млн руб. за маркетинг, премии, акции и прочие услуги. До 90% своих поставок "Мортадель" совершал в "Дикси" по акции — со скидкой 30–50%. Между тем торговая наценка на продукцию достигает от 180 до 220%, отмечается в письме. Скидка производителя так и не дошла до потребителя, резюмирует Агурбаш в письме и просит Сергея Белякова "не отнимать" ее у покупателя.
Вопреки отношениям
Эльвира Агурбаш, являющаяся женой владельца "Мортаделя" Николая Агурбаша, подтвердила РБК подлинность письма. По ее словам, "Дикси" — не единственный ретейлер, с которыми у поставщиков возникают подобные проблемы. По ее словам, компания рассматривает возможность направить аналогичные письма и другим крупным игрокам рынка. Назвать их Агурбаш отказалась.
Представитель "Дикси" подтвердил получение письма. По его словам, изложенная в письме информация о торговой наценке не соответствует действительности. А длительные отношения сети с ООО "Фирма "Мортадель" всегда строились строго в рамках закона, на договорной основе, причем в документах стороны неоднократно подтверждали отсутствие претензий друг к другу. "Мы сожалеем, что в настоящий момент финансовое состояние компании "Мортадель", о котором коллеги сообщают в письме, заставляет ее действовать вопреки сложившимся отношениям", — заявил представитель "Дикси".
"Мортадель" владеет свиноводческим комплексом на 50 тыс. голов и убойным заводом во Владимирской области, а также мясоперерабатывающим предприятием в Пушкинском районе Подмосковья. Его потенциальная мощность составляет 2,5 тыс. т продукции в месяц. Однако в настоящее время из-за отсутствия рынка сбыта предприятие загружено только на 20%, говорит Эльвира Агурбаш.
Скидка на закон
С 2017 года в силу вступили поправки в закон "О торговле", которые ограничили размер вознаграждения торговых сетей (ретро-бонуса) — теперь оно не может превышать 5% от стоимости поставленного товара. Ранее ограничение было установлено на уровне 10% от стоимости партии.
Однако, по словам опрошенных РБК производителей, ретейлеры научились обходить новые правила. Причем скидки, которые они требуют сегодня от производителей, превышают сумму запрещенных ретро-бонусов, говорит управляющий фабрикой по производству тортов "Господарь" Сергей Сурмач.
Сегодня 90% маржи, получаемой с продажи молока, приходится на торговые сети и лишь 10% — на переработчика молока. Производитель сырого молока не получает ничего, говорится в докладе компании "Агробизнес" (есть в распоряжении РБК) для комитета АПК Госдумы. Производство сырого молока падает на 2% в год, поскольку "рост себестоимости на действующих комплексах не перекрывается ростом цены". Сети, напротив, демонстрируют рост на 20–30% в год, что дает им возможность "захватывать" рынок, жалуются авторы документа.
Проблемы с соблюдением закона "О торговле" подтверждают и данные "Опоры России", которая опросила 1,5 тыс. поставщиков. Около 90% из них заявили, что в ходе переговоров торговые сети требуют предоставить им скидки на продукцию, мотивируя это отказом от ретро-бонуса. Согласно докладу "Опоры России", который есть у РБК, около 65% поставщиков заявили, что размер требуемой скидки составляет от 10 до 30% от суммы поставки. Поправки в закон "О торговле" так и не решили проблемы во взаимоотношениях производителей и сетей, которые по-прежнему злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке, делают вывод эксперты "Опоры России".
"Торговые наценки ретейлеров не регулируются", — сообщила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина в ответ на запрос РБК. Однако в случае получения жалоб на действия торговых сетей служба рассмотрит "возможность проведения проверки законности" их действий. В настоящий момент жалоб не поступало, заявила Урюкина.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot