Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Энергетика и ЖКХ » Теплоснабжение
Энергетика и ЖКХ » Водоснабжение
Строительство » Северо-Кавказский ФО
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Строительство » Жилищное строительство РФ
Строительство » Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты
Строительство » Сибирский ФО
Строительство » Дальневосточный ФО
Финансовые услуги » Лизинг
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы сегодня обсудим и утвердим паспорта проектов по трём стратегическим направлениям – это безопасные и качественные дороги; жилищно-коммунальный сектор и городская среда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. И рассмотрим некоторые организационные вопросы.
Сначала про дороги. Очевидно, что без развития дорожной сети, строительства новых и ремонта существующих трасс сложно говорить об экономическом развитии регионов и всей страны. Поэтому нормальные дороги – это не просто набор инженерно-технических сооружений, это путь к более высокому качеству экономики, новым рабочим местам, развитию инфраструктуры городов и других населённых пунктов. С учётом только прямого макроэкономического эффекта вклад дорожного комплекса в валовый внутренний продукт составляет около 7%. При этом состояние дорог во многих местах остаётся неудовлетворительным. Даже в крупных городах они периодически исчезают во время весенних паводков и осенних катаклизмов. Всё это приводит к многочисленным авариям и многим другим проблемам.
Понятно, что сразу все эти задачи не решить даже с помощью приоритетного проекта, поэтому мы выбрали для работы два направления. Это приведение в нормативное состояние дорожной сети большинства городов с населением свыше 500 тыс. человек – именно там дорожная сеть в наибольшей степени страдает – и сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны. Это наши цели на ближайшие годы.
Параллельно надо запустить системный процесс по оптимизации транспортных потоков, по комплексному развитию общественного транспорта с учётом самых современных стандартов качества, безопасности и экологии. Надо установить обратную связь с автолюбителями, для того чтобы была возможность сообщать о ДТП, ямах и вообще всех проблемах, связанных с дорожным хозяйством.
Организация такого процесса потребует очень больших ресурсов, и не только финансовых. Бюджет имеет известные ограничения, поэтому я призываю всех, кто отвечает за развитие этого проекта, строителей и проектировщиков, минимизировать затраты без ущерба качеству. Речь идёт о необходимости применения более эффективных технологий строительства и оптимизации проектных решений.
Следующее приоритетное направление – это два проекта "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг" и "Формирование комфортной городской среды". Долгое время состояние ЖКХ люди называют проблемой номер один. В последнее время ситуация несколько меняется, но эти изменения требуют, чтобы их закрепили.В рамках этих проектов мы создаём новые инструменты привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, донастраиваем систему регулирования отрасли таким образом, чтобы повысить её инвестиционную привлекательность.
И, конечно, нужно обеспечить полную прозрачность и доступность для каждого жителя Государственной информационной системы ЖКХ, актуализировать правила деятельности по управлению многоквартирными домами – хотя мы их неоднократно уже смотрели и пересматривали, актуализация всё равно необходима.
Наконец, важно создать общероссийскую систему оценки качества жилищно-коммунальных услуг. Задача заключается в том, чтобы преобразить рынок, оставить на нём только надёжные и добросовестные компании, которые работают в интересах самих жильцов, и улучшить качество услуг жилищно-коммунального хозяйства, чтобы абсолютное большинство наших людей было довольно состоянием своих домов.
В советский период в условиях плановой системы управления сложился такой подход, когда ЖКХ в первую очередь обеспечивало функционирование и безопасность городской инфраструктуры, различных объектов. Сегодня этого мало, необходимо учитывать реальные потребности жителей, изменения социальных и экономических реалий. И в этом смысле также необходимо, как и в предыдущем проекте, активно вовлекать жителей в процесс планирования и реализации программ благоустройства, поддерживать общественные проекты, использовать самые современные технологии и коммуникации.
Благоустроенные парки, велодорожки, освещённые улицы, пешеходные зоны – всё это должно быть в любом городе. Только в этом случае людям будет нравиться здесь жить и работать. Именно такой подход заложен в приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды". Он предполагает комплексные программы по благоустройству сотен российских городов, обучение нескольких тысяч специалистов. Лучшие реализованные проекты будут отбираться в рамках специального конкурса Минстроя, а затем тиражироваться по всей стране.
Несмотря на то что эта сфера в зоне ответственности муниципалитетов, из федерального бюджета мы планируем поддержать это направление. Особо хочу подчеркнуть: все программы по благоустройству должны учитывать позицию жителей (о чём и в других проектах мы ведём речь), без их участия проект просто не состоится. Поэтому все, кто этим занимается, должен это иметь в виду.
Ещё одно стратегическое направление – развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Сейчас в России работает более 5,5 млн небольших компаний и частных предпринимателей. Их вклад в валовый внутренний продукт составляет около 20% (в развитых экономиках эта цифра в несколько раз больше). Производительность труда тоже, к сожалению, отстаёт.
Несмотря на то что закупки крупнейших государственных компаний у малого и среднего бизнеса достигли почти 1 трлн 300 млрд рублей в текущем году, в этом вопросе всё равно остаются сложности. Также есть и проблемы с доступом к финансовым ресурсам. К примеру, доля кредитов для малых и средних предприятий в общем портфеле банков в 2014 году составляла 21,5%, а в 2015 году снизилась практически до 17%. Это тревожные сигналы, нам необходимо скорректировать в этом смысле экономическую политику и создать условия для вовлечения как можно большего количества людей, особенно начинающих бизнесменов, в такую предпринимательскую активность.
Что здесь государство может предложить? Во-первых, необходимо снижать административную и регуляторную нагрузку в отношении бизнеса, особенно на начальном этапе. Во-вторых, необходимо расширять доступ малых предприятий к закупкам государственных компаний и инфраструктурных монополий. Эта линия будет продолжена. В-третьих, нужно двигаться в сторону системы одного окна для развития малого предпринимательства, центров обслуживания на базе крупнейших финансово-кредитных организаций, в том числе крупнейших банков. В-четвёртых, расширять кредитно-гарантийную поддержку и создавать сеть региональных лизинговых компаний, которые будут реализовывать льготные программы лизинга оборудования, в том числе для промышленности и сельского хозяйства.
Отдельное внимание надо будет уделить бизнес-образованию. Сегодня плохая информированность о существующих возможностях в сфере предпринимательства, зачастую невысокая грамотность приводят к тому, что малые компании закрываются, так и не успев начать работать.
В каждом проекте из трёх мною названных зафиксированы конкретные целевые показатели, этапы прохождения по годам, определены источники финансирования, назначены кураторы, руководители и исполнители, сформированы проектные офисы в ведомствах и проектные комитеты под руководством вице-премьеров. Теперь нужно приступить к практической реализации самих проектов уже в этом году. Рассчитываю, что будем двигаться в соответствии с тем графиком, который мы с вами для себя установили, чтобы люди почувствовали отдачу от нашей работы уже в самое ближайшее время.
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета
Из стенограммы:
М.Мень: Сегодня на заседании президиума были утверждены приоритетные проекты, которые касаются жилищно-коммунального хозяйства и городской среды и благоустройства. Здесь есть много нововведений, которые зафиксированы в паспортах данных приоритетных проектов.
Первое. Мы будем субсидировать процентную ставку для концессионеров, которые приходят в муниципалитеты для управления городским хозяйством, имеется в виду системами водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Будем субсидировать до 5%, то есть концессионеры смогут кредитоваться под 5%. Для этого у нас есть средства в размере порядка 5 млрд рублей в Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Эти средства сами по себе небольшие, прямыми субсидиями они не сработают на всю страну, не дадут должного эффекта, а субсидирование процентной ставки даст очень хороший эффект. 5 млрд – это большая сумма именно для того, чтобы субсидировать процентную ставку по кредитам для концессионеров.
Насколько эта мера будет востребована? Во всяком случае, мы будем подталкивать потенциальных концессионеров к тому, чтобы они приходили в регионы, муниципалитеты. У них есть такая позитивная опция, от которой они могут оттолкнуться.
Второе. Будут некие изменения в принципах управления многоквартирными домами. Будет сформирован определённый перечень стандартов. Сегодня как раз развернулась дискуссия: эти стандарты должны быть обязательными или будут носить рекомендательный характер для управляющих компаний? Буквально в день-два мы доработаем и выйдем на соответствующие решения. На мой взгляд, всё-таки эти стандарты должны быть обязательными и они должны быть включены в лицензионные требования. У нас нелицензированные компании уже не имеют права управлять многоквартирными домами, поэтому мы считаем, что стандарты нужно также дополнительно включить в лицензионные требования.
Что мы хотим зафиксировать? Это определение минимального перечня работ и срок их выполнения, чтобы у людей не возникали вопросы, что должна делать управляющая компания и в какой срок. Далее. Принципы уборки в подъезде, проверка состояния общедомового оборудования и время реагирования на обращение потребителя – это мы тоже хотим внести в стандарты, чтобы погрузить в лицензионные требования. Обсуждается даже возможная спецодежда для сотрудников управляющих компаний. На мой взгляд, это тоже нормальная опция, но это пока находится в стадии обсуждения. В ходе работы над приоритетным проектом мы определимся с этим решением.
В нашем приоритетном направлении два проекта: один проект – это жилищно-коммунальное хозяйство и второй – благоустройство и городская среда. Что касается развития городской среды, у нас появляются дополнительные средства. Первоначально мы рассчитывали и закладывали порядка 5 млрд рублей на то, чтобы стимулировать муниципалитеты к современному подходу в благоустройстве и развитии общественного пространства и городской среды. Мы очень благодарны Председателю Правительства и партии "Единая Россия" – на последней встрече руководства партии с Дмитрием Анатольевичем было принято решение по этому проекту в приоритетном направлении заложить дополнительные средства, ещё 15 млрд рублей. То есть всего в бюджете на будущий год запланировано 20 млрд рублей на развитие городской среды и благоустройство. Это впервые делается.
Что мы планируем? Формирование первоочередных мер по благоустройству во всех населённых пунктах с численностью населения более 1 тыс. человек. Обязательно учёт требований по передвижению лиц с ограниченными физическими возможностями. Далее мы планируем, что возможно оказание помощи регионам и муниципалитетам в реализации как минимум одного знакового проекта в муниципалитете. Это комплексное благоустройство центральной улицы или парка, с ремонтом тротуаров, озеленением, установкой освещения. Это будет хорошим стимулом для приведения в порядок всего муниципального образования. Мы сегодня получили поручение от Председателя Правительства синхронизировать этот проект с приоритетным проектом, который ведёт Министерство транспорта, то есть по уличному, дорожному покрытию. Мы обязательно работу эту синхронизируем.
Ещё один важный момент – обучение региональных и муниципальных специалистов. Это крайне важная вещь, особенно для муниципальных руководителей. Мы планируем обучать в год по 500 региональных, муниципальных специалистов. Также мы создадим определённый банк наилучших реализованных технологий, чтобы муниципалитеты могли по горизонтали, что называется, брать друг у друга эти проекты.
Мы будем использовать опыт регионов, которые уже продвинулись хорошо в этом деле, ту же Республику Татарстан, например, где недавно прошёл форум по городской среде. И ещё в целом ряде регионов есть хорошие наработки.
Предоставление федеральной поддержки на благоустройство регионам будет с обязательным условием утверждения муниципальных правил благоустройства, которые будут соответствовать федеральным методикам, которые мы разработаем. Планируется ежегодный отбор 100 лучших реализованных проектов по благоустройству и, соответственно, из этих же средств поощрение регионов, где они были реализованы.
Очень важно, чтобы сформировалась общедоступная база лучших практик благоустройства и методика, а также вовлечение населения в процесс создания городской среды. В том же Татарстане очень хороший опыт вовлечения населения в благоустройство. И вот здесь необходима синергия федеральной, региональной, муниципальных властей и самого населения.
Вопрос: Вы назвали сумму по благоустройству 2017 года, но проект рассчитан до 2020 года.
М.Мень: Да, просто по 2017 году понятны источники. У нас изначально по 5 млрд было прописано по году – на 2017-й, 2018-й, 2019-й. После последнего решения Дмитрия Анатольевича увеличить финансирование приоритетного проекта ещё на 15 млрд рублей будем смотреть по 2018 и 2019 годам. Хотелось бы, чтобы подобный объём финансирования сохранился и на эти годы – на 2018-й и 2019-й. Но на 2017 год уже точно Минфином определены источники.
Вопрос: А регионы будут софинансировать?
М.Мень: Да, обязательно. Мы будем это в методиках прописывать. И это новая задача. Если в прошлом приоритетном проекте мы брали действующие методики и программу "Стимул", которая вошла в ФЦП "Жилище", то здесь поднялся уровень финансирования, здесь придётся делать заново и очень быстро, потому что мы хотим распределить средства между регионами до 1 февраля следующего года. А до 1 марта уже заключить соглашения с регионами.
Вопрос: Когда концессионеры смогут воспользоваться субсидированием процентной ставки?
М.Мень: С будущего года, средства эти есть.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot