Открытие новых магазинов оказалось менее эффективным для ретейлеров. "РосБизнесКонсалтинг". 25 апреля 2018
25.04.2018 в 09:35 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Расширение торговых площадей уже не дает крупнейшим российским ретейлерам сопоставимого увеличения доходов, утверждают аналитики Oliver Wyman. В уже освоенных регионах — слишком большая конкуренция, в новых — непредсказуемый спрос
Крупнейшие российские ретейлеры в последние годы теряют эффективность при расширении сетей. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой компании Oliver Wyman (есть в распоряжении РБК).
Открытие новых магазинов не приносит такого же увеличения выручки, как раньше. Так, с 2011 по 2014 год прирост торговых площадей двух лидеров отрасли — "Магнита" и X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") — составил 67%, подсчитали в Oliver Wyman, и это принесло сетям 58% дополнительных продаж без учета роста выручки в ранее открытых магазинах. Однако в последние три года этим же компаниям пришлось увеличить торговые площади уже на 82%, чтобы продажи выросли на те же 58%.
Ретейлерам стало тесно
Открытие новых магазинов не дает прежнего эффекта в первую очередь из-за падения доходов россиян и их стремления сэкономить, считают аналитики Oliver Wyman. Кроме того, продовольственным сетям становится все труднее находить выгодные места для новых точек. Теперь они открывают их в новых регионах, предугадать спрос в которых довольно сложно.
Расширение присутствия в регионах может негативно влиять на рентабельность ретейлеров, говорится и в исследовании Credit Suisse, посвященном российскому розничному рынку. "Рост ради роста и экспансия в экономически отстающие регионы может быть одной из причин нынешнего ослабления операционной активности", — отмечают в Credit Suisse.
Если же сети не идут в новые регионы, им приходится открывать торговые точки уже рядом с существующими магазинами — своими или конкурентов, а значит, их эффективность будет заведомо ниже. По данным "INFOLine-Аналитики", самая большая концентрация сетей в Северо-Западном федеральном округе, где крупнейшие пять ретейлеров вместе занимают 18,8% рынка.
Причина падения трафика у многих сетей кроется в росте конкуренции на фоне открытия все новых и новых точек, подтверждает гендиректор сети "Окей" Миодраг Боройевич. "Объем рынка более или менее стабилен, и у меня хорошие ожидания от его дальнейшего развития, но бездумное наращивание новых площадей ни к чему хорошему не приведет", — считает Боройевич. По его словам, больше всех страдают высококонкурентные форматы супермаркетов и дешевых "магазинов у дома".
В итоге крупные сети в попытках оптимизации стали чаще закрывать свои магазины, отмечается в исследовании Oliver Wyman. Например, "Дикси" с начала 2017 года закрыла более чем на 170 магазинов, X5 Retail Group в первом квартале 2018 года закрыла 126 магазинов своего главного формата "Пятерочка". Почти столько же магазинов — 127 — компания закрыла за весь 2017 год в рамках оптимизации.
Придется заслужить любовь
Тем не менее ретейлеры не прекратят расширять свои сети, полагают в Oliver Wyman. С этим согласны аналитики Credit Suisse: 2017 год был пиковым по количеству открытий, но крупнейшие игроки рынка заявляют о планах дальнейшего расширения. В 2018 году X5 Retail Group планирует открыть 2,5 тыс. магазинов, "Магнит" — 2,2 тыс., "Дикси" — 133 магазина, "Лента" — 80 магазинов.
Доля крупнейших сетей еще не так велика, как на развитых рынках, и есть место для роста, отмечают в Oliver Wyman. По данным Eurumonitor, в России пятерка крупнейших ретейлеров занимает 26% рынка. В США эта доля составляет 46%, в Великобритании и Франции — около 60%, в Германии — 71%.
Для увеличения рыночной доли ретейлеру необходимо не только открытие новых магазинов, но и рост частоты покупок и среднего чека. Эти показатели напрямую зависят от удовлетворенности покупателя, напоминают аналитики Oliver Wyman. С начала 2018 года покупатели начали реже ходить в самые популярные магазины. Количество покупателей в магазинах "Магнит", которые работают не меньше года, сократилось на 3,6% в первом квартале 2018 года. Средний чек упал даже в самом успешном формате "у дома" — на 0,7%. Количество покупателей в сетях X5 Retail Group сократилось на 1,6% в первом квартале 2018 года, в том числе и в самой популярной у покупателей "Пятерочки", где трафик сократился на 2,2%.
Почти у всех ретейлеров, которые активно расширялись в последние годы, ориентированность на клиента не была приоритетной задачей, считают аналитики Oliver Wyman. В результате, по их мнению, снизился сервис. По данным опроса Oliver Wyman, проведенного среди 2,5 тыс. респондентов, покупатели считают, что качество обслуживания ухудшилось у восьми из 14 крупнейших розничных сетей с 2015 по 2017 год.
X5 Retail Group в условиях рекордно низкой инфляции не ставила перед собой задачу увеличивать количество открытий новых магазинов, чтобы за счет этого сохранять темп роста выручки на прежних уровнях, сообщил представитель группы. В "Магните" не ответили на запрос.
Крупнейшие российские ретейлеры в последние годы теряют эффективность при расширении сетей. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой компании Oliver Wyman (есть в распоряжении РБК).
Открытие новых магазинов не приносит такого же увеличения выручки, как раньше. Так, с 2011 по 2014 год прирост торговых площадей двух лидеров отрасли — "Магнита" и X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") — составил 67%, подсчитали в Oliver Wyman, и это принесло сетям 58% дополнительных продаж без учета роста выручки в ранее открытых магазинах. Однако в последние три года этим же компаниям пришлось увеличить торговые площади уже на 82%, чтобы продажи выросли на те же 58%.
Ретейлерам стало тесно
Открытие новых магазинов не дает прежнего эффекта в первую очередь из-за падения доходов россиян и их стремления сэкономить, считают аналитики Oliver Wyman. Кроме того, продовольственным сетям становится все труднее находить выгодные места для новых точек. Теперь они открывают их в новых регионах, предугадать спрос в которых довольно сложно.
Расширение присутствия в регионах может негативно влиять на рентабельность ретейлеров, говорится и в исследовании Credit Suisse, посвященном российскому розничному рынку. "Рост ради роста и экспансия в экономически отстающие регионы может быть одной из причин нынешнего ослабления операционной активности", — отмечают в Credit Suisse.
Если же сети не идут в новые регионы, им приходится открывать торговые точки уже рядом с существующими магазинами — своими или конкурентов, а значит, их эффективность будет заведомо ниже. По данным "INFOLine-Аналитики", самая большая концентрация сетей в Северо-Западном федеральном округе, где крупнейшие пять ретейлеров вместе занимают 18,8% рынка.
Причина падения трафика у многих сетей кроется в росте конкуренции на фоне открытия все новых и новых точек, подтверждает гендиректор сети "Окей" Миодраг Боройевич. "Объем рынка более или менее стабилен, и у меня хорошие ожидания от его дальнейшего развития, но бездумное наращивание новых площадей ни к чему хорошему не приведет", — считает Боройевич. По его словам, больше всех страдают высококонкурентные форматы супермаркетов и дешевых "магазинов у дома".
В итоге крупные сети в попытках оптимизации стали чаще закрывать свои магазины, отмечается в исследовании Oliver Wyman. Например, "Дикси" с начала 2017 года закрыла более чем на 170 магазинов, X5 Retail Group в первом квартале 2018 года закрыла 126 магазинов своего главного формата "Пятерочка". Почти столько же магазинов — 127 — компания закрыла за весь 2017 год в рамках оптимизации.
Придется заслужить любовь
Тем не менее ретейлеры не прекратят расширять свои сети, полагают в Oliver Wyman. С этим согласны аналитики Credit Suisse: 2017 год был пиковым по количеству открытий, но крупнейшие игроки рынка заявляют о планах дальнейшего расширения. В 2018 году X5 Retail Group планирует открыть 2,5 тыс. магазинов, "Магнит" — 2,2 тыс., "Дикси" — 133 магазина, "Лента" — 80 магазинов.
Доля крупнейших сетей еще не так велика, как на развитых рынках, и есть место для роста, отмечают в Oliver Wyman. По данным Eurumonitor, в России пятерка крупнейших ретейлеров занимает 26% рынка. В США эта доля составляет 46%, в Великобритании и Франции — около 60%, в Германии — 71%.
Для увеличения рыночной доли ретейлеру необходимо не только открытие новых магазинов, но и рост частоты покупок и среднего чека. Эти показатели напрямую зависят от удовлетворенности покупателя, напоминают аналитики Oliver Wyman. С начала 2018 года покупатели начали реже ходить в самые популярные магазины. Количество покупателей в магазинах "Магнит", которые работают не меньше года, сократилось на 3,6% в первом квартале 2018 года. Средний чек упал даже в самом успешном формате "у дома" — на 0,7%. Количество покупателей в сетях X5 Retail Group сократилось на 1,6% в первом квартале 2018 года, в том числе и в самой популярной у покупателей "Пятерочки", где трафик сократился на 2,2%.
Почти у всех ретейлеров, которые активно расширялись в последние годы, ориентированность на клиента не была приоритетной задачей, считают аналитики Oliver Wyman. В результате, по их мнению, снизился сервис. По данным опроса Oliver Wyman, проведенного среди 2,5 тыс. респондентов, покупатели считают, что качество обслуживания ухудшилось у восьми из 14 крупнейших розничных сетей с 2015 по 2017 год.
X5 Retail Group в условиях рекордно низкой инфляции не ставила перед собой задачу увеличивать количество открытий новых магазинов, чтобы за счет этого сохранять темп роста выручки на прежних уровнях, сообщил представитель группы. В "Магните" не ответили на запрос.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.