Nielsen: индекс потребительского доверия в России показывает максимальное за последние три года квартальное снижение, падая на 8 пунктов в последнем периоде 2014 года.
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Треть российских покупателей вынуждены приобретать меньше FMCG-товаров, в режим экономии перешли 78% россиян
Индекс потребительского доверия Nielsen в России потерпел стремительное падение в IV квартале 2014 года, прервав трехквартальный тренд на рост, и опустился до уровня 79 пунктов, что на 8 позиций ниже по сравнению с предыдущем кварталом и соответствует уровню последнего квартала 2013 года, следует из исследования Nielsen, мирового эксперта в области маркетинговой информации. 60% респондентов в конце 2014 года ответили, что, по их мнению, национальная экономика находится в рецессии (против 42% в III квартале); каждый третий россиянин (34%) считает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год.
"Экономическая и политическая напряженность в России до начала ноября практически не отражалась на настроениях потребителей, но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем. Рост цен, который будет продолжаться в первой половине 2015 года, приведет к дальнейшему снижению покупательской способности населения. Цена как ключевой мотив совершения покупки однозначно выйдет на первый план, потребители будут переключаться на дешевые бренды и отказываться от товаров не первой необходимости", - комментирует Кириакос Кириаку, управляющий директор, Nielsen Восточная Европа.
Мировые потребители находятся в четырех пунктах от перехода в категорию "оптимистов": в IV квартале 2014 года Индекс потребительского доверия в мире составил 96 пунктов, однако 53% опрошенных все же считают, что их национальные экономики переживают кризис, и 47% уверены, что в ближайшие 12 месяцев они из него не выйдут.
БУДУЩЕЕ В ТЕМНЫХ КРАСКАХ
Все три показателя внутри Индекса потребительского доверия в России снизились, но основой удар по нему нанесла оценка потребителями перспектив трудоустройства: лишь 28% сказали, что в первой половине 2015 года ситуация на рынке труда будет хорошей или отличной, в то время как в III квартале таких респондентов было 42%. Состояние собственных финансов на ближайшие шесть месяцев 35% россиян оценили как хорошее и отличное (-5 процентных пунктов по сравнению с III кварталом 2014 года). Третий показатель индекса – желание потребителей тратить – также упал на 5 п.п., до 25% в 4 квартале 2014 года.
Потребители уже меньше обеспокоены войной (12% в IV квартале против 22% в третьем), но все большее внимание обращают на состояние национальной экономики. Именно ее назвали ключевой причиной для беспокойства 20% респондентов против 10% в III квартале 2014. Одну десятую россиян волнуют растущие продовольственные цены (против 6% в III квартале), сохранность рабочих мест и рост цена на ЖКХ заставляет задуматься по 9% респондентов. Глобальный потребитель больше всего обеспокоен сохранностью рабочих мест (14%) и состоянием национальных экономик (13%).
Для того чтобы сократить хозяйственные расходы, российские потребители планируют экономить в первую очередь на развлечениях вне дома (50%), покупке новой одежды (49%), а также коротких отпусках (46%). Мировые респонденты также сокращают траты на новую одежду (49%) и развлечения вне дома (46%), а третий пункт экономии — газ и электричество (43%).
ЧТО СТАЛО С РОССИЙСКИМ ПОКУПАТЕЛЕМ К КОНЦУ 2014 ГОДА
По многим показателям российский покупатель образца декабря 2014 года стал походить на покупателя кризисных 2008-2009 годов. В ходе исследования "Российский покупатель в новых экономических условиях" треть респондентов заявили, что доходы их семей в декабре 2014 года по сравнению с августом 2014 года снизились – аналогичный показатель был зафиксирован в ноябре 2008 года. Явственной стала и потеря покупательской способности населения: 70% россиян заявили, что на покупку продуктов они стали тратить больше, чем тремя месяцами ранее. В среднем рост затрат оценивается в 19%. Треть респондентов признались, что вынуждены покупать меньше FMCG, чем кварталом ранее, три четверти (78%) стали более экономными.
"Сегодня российский покупатель, которого условия заставляют экономить, старается дистанцироваться от соблазнов и реже ходит в магазины. Единственный формат торговли, где покупателей становится больше – это дискаунтеры. Гипермаркеты, супермаркеты, открытые рынки в декабре продолжили недосчитываться своих клиентов, не говоря уже о традиционных продовольственных магазинах, которые не выдерживают конкуренции по цене с сетевой розницей. Удобство расположения, сервис и приятные впечатления от шопинга отходят на задний план как факторы выбора места совершения покупок. Важным остается ассортимент – привыкшие к продуктовому разнообразию россияне не хотят видеть пустых полок или однообразных товаров – и, конечно, уровень цен", – рассказывает Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями, Nielsen Северо-Восточная Европа.
Поводов для оптимизма российские покупатели сегодня не видят: 60% ожидают последующего значительного роста цен, более 30% предвидят ухудшение качества товаров и ощутимого уменьшения ассортимента в магазинах.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot