Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Своя точка. "DairyNews.ru". 27 сентября 2018

Выгодно ли аграрию иметь свою переработку? Однозначного ответа на этот вопрос нет, несмотря на серьезные отличия бизнесов производства и переработки сельхозсырья, мы имеем массу примеров успешного сочетания того и другого в одной компании. Радикально отличается от них другое направление - розничная торговля. Выгодно ли поставщику молочной продукции иметь собственную сеть? Разбиралось The DairyNews.
Точка доступа к потребителю
По данным INFOLine, в 2017 году оборот розничной торговли России продемонстрировал рост в физическом выражении на 1,3% после двух лет спада (-4,6% в 2016 году и -10% в 2015 году), составив 29813,3 млрд. руб. По официальным прогнозам Минэкономразвития, ожидается последующий рост РТО в 2018 году в физическом выражении на 2,9%, а в 2019-2020 годах – на 2,7% и 2,5% соответственно. Таким образом, даже к 2020 году, по ожиданиям Правительства РФ, розничный товарооборот на докризисный уровень не выйдет.
Аналитики говорят, что розничный товарооборот в сегменте Food в 2017 году продемонстрировал рост в физическом выражении на 1,1% до 14435,8 млрд рублей. Показатели значительные и есть ли им место в них компаниям работающим "от поля до прилавка"? Есть мнение, что успешный опыт - лишь исключение, доказывающее правило и успешным для сельхозтоваропроизводителя он может быть лишь на локальном рынке.
Конфликты сетей и производителей в последние годы в том числе из-за невозможности обеспечить себе доступ к широкой полке, породил возникновение локальных сетей от поставщиков продуктов питания, не стали исключением и молочные компании.
Опыт успешный и Не очень
Торговая сеть "Мираторг" – фирменная розничная сеть агропромышленного холдинга "Мираторг", созданная в 2010 году. На сегодняшний день включает в себя 52 магазина, которые расположены в 7 регионах страны. Компания работает в нескольких форматах: супермаркет, гипермаркет и мясная лавка. Однако размер и успех в мясном производстве не гарантировал отличную реализацию идеи собственной сети.
Первые торговые точки "Мираторга" появились в 2010 году, а через два года в холдинге заявляли о намерении расширить сеть до 500 магазинов, однако к началу 2014 года их было открыто лишь 90. После этого компания закрыла не менее 50 убыточных магазинов, расположенных в локациях с малой проходимостью или с высокой арендной платой. В середине 2015 года началась реконцепция сети, в результате которой средняя площадь магазинов уменьшилась на 30-40%, а ассортимент был оптимизирован. В 2016 году появились сообщения о том, что компания намерена расширить сеть в Москве, в 2018 году холдинг открыл собственный интернет-магазин.
АО "Рузское молоко" имеет собственные магазины как в Подмосковье, так и в Москве. В настоящее время компания рассматривает изменение форматов собственных точек в столице и реализует на своих площадках порядка 3-5% производимой продукции.
Как сообщили в холдинге, на сегодняшний день функционирует 14 фирменных точек / магазинов "Рузское Молоко", 7 из которых находятся в Рузском районе. Компания активно поддерживает сотрудничество с крупными сетями и не бросает собственную розницу.
В августе этого года стало известно, что агрохолдинг "Лукоз", один из крупнейших производителей козьего молока в стране, запустил программу по развитию франчайзинговых магазинов "Сырная лавка". За пять лет под вывеской планируется открыть около ста точек, в том числе в Москве и Подмосковье. Под вывеской планируется создание сети специализированных магазинов молочной продукции и сыров из коровьего, козьего и овечьего молока. Проект развивает ЗАО "Сернурский сырзавод" из Марий Эл, входящий в холдинг "Лукоз".
Уже открыто восемь "Сырных лавок" в Самаре, Казани, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Одинцово, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Шесть из них работают по франшизе, уточнили в ССЗ. Объем инвестиций в открытие одного магазина оценивается в 700–900 тыс. руб., паушальный взнос — в 100 тыс. руб., маркетинговый сбор — в 10 тыс. руб. в месяц, говорится в описании франшизы, которую изучил "Ъ".
Широко развита собственная сеть у одного из крупнейших производителей молока - "Агрокомплекса им. Н.Ткачева". Вся фирменная сеть располагается на территории Краснодарского края и превышает 2 тыс. точек.
Кроме того, компания сотрудничает с рядом федеральных сетей.
В Свердловской области об открытии собственных точек сообщил Талицкий молочный завод.Пока предприятие планирует открыть 5 фирменных магазинов. Цель, как подчеркнули на заводе - повысить узнаваемость бренда, в том числе по причине того, что в федеральных сетях представлен не весь ассортимент предприятия.
Еще один молочный и продовольственный лидер Свердловской области - УГМК-Агро. Собственная сеть предприятия представлена мобильными киосками.
Участники рынка сходятся во мнении, что создание собственной сети выгодно локальным производителям в рамках обеспечения максимального доступа к потребителю. На этих площадках компании могут не только реализовывать продукцию, но и продвигать ее в тесной связи с покупателем.
Мнения
Анна Бойко, Заместитель генерального директора по коммуникациям АО "Рузское молоко"
DN: Как на сегодняшний день развивается торговая сеть агрохолдинга? Сколько точек работает и какая доля реализации продукции приходится на собственную сеть?
- Торговая сеть агрохолдинга на данный момент находится в стадии разработки новой стратегии. Мы поняли, что магазины, прекрасно работающие в Рузском районе, в этом же формате в Москве работают хуже. И для москвичей – более взыскательной публики – нужно создавать что-то более интересное. Пока мы просто предлагаем нашу продукцию по стабильной и довольно выгодной цене, а наших точках продаж всегда есть весь ассортимент (аналогичным не могут похвастаться сетевые магазины) – поэтому наши покупатели всегда могут найти у нас любой продукт по привычной хорошей цене. Кроме того, в наших магазинах действует система дисконтных карт, что дает преимущества постоянным покупателям.
На сегодняшний день функционирует 14 фирменных точек / магазинов "Рузское Молоко", 7 из которых находятся в Рузском районе. Доля реализации Рузской молочной продукции через фирменные сети составляет примерно 3-5%.
DN: Как было принято решение развивать собственную сеть?
- Мы производим довольно широкий ассортимент продукции – более 35 наименований, и часто получали отзывы от потребителей, что не могут найти тот или иной продукт в сетевых и розничных магазинах Москвы. Так было принято решение расширить фирменную розницу от одного магазина при молочном заводе – до большего количества.
DN: На ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается производитель при формировании собственной сети продаж?
- Безусловно, проблема номер один – это конкуренция. Крупные сетевые магазины предлагают большой ассортимент товаров и многим удобнее закупаться в одном месте.
В специализированных магазинах узкий ассортимент и даже при хороших продажах, отбить, ту же аренду в центре Москвы, практически не возможно. Поэтому нужно развивать фирменную розницу в определенной концепции и расширять ассортимент, тем самым привлекать своего покупателя, который ценит и хочет купить качественный продукт. Люди привыкли приходить в магазин и иметь возможность купить в нем все продукты от молока до шампуня, а еще и овощи, и мясо, и рыбу. В этом и есть проблема.
Также, нужно привлечь своего потребителя, донести до него информацию о существовании данных магазинов, чтобы он узнал о них и начал посещать их регулярно. Ну, и заинтересовать тех, кто ни разу не пробовал или не искал наши молочные продукты.
Конечно, есть еще проблемы с логистикой – в фирменных магазинах продукция всегда должна быть доставлена вовремя и в лучшем виде, а также в полном ассортименте – иначе в глазах потребителей магазин теряет свою ценность. Есть такой момент, что, заходя в фирменные точки, часто покупатели хотят "сегодняшний" продукт, что ведет к сильным возвратам той продукции, которая не продалась в свой первый день. В общем, нюансов много, и эта затея не так легка, как кажется на первый взгляд
DN: Выгодно ли производителю иметь собственные точки продаж?
- Если развивать сеть с учетом современных тенденций, развиваться, вкладывать в рекламу точек – это может быть выгодно. Но это отдельное направление, заниматьсякоторым непросто – поэтому, на практике, данная "выгодность" может уже встать под сомнение.
Юрий Аронов, основатель сети "Зорька и Милка"
На мой взгляд, сельхозпроизводителям создавать собственную сеть не нужно. Потому что сельхозпроизводитель прежде всего должен быть силен в производстве продукции, а не в продаже. Это иные бизнес-процессы. Дело в том, что рынок ритейла высококонкурентен и наличие такой конкуренции обязывает любого ритейлера обладать определенными профессиональными компетенциями. Не каждый аграрий сможет глубоко интегрировать и будет менее эффективен чем ритейлер и будет уступать в конкурентной борьбе.
У ритейла работают достаточно серьезные инвестиции и не всегда для сельхозпроизводителя это нужно, ведь при этом страдают инвестиции в производство.
Не каждый производитель может делать весь спектр продукции наилучшего вкуса и качества, мы обращаем внимание, что некоторые делают вкусно ряженку и сметану, но не сыр, и пытаются этот сыр продавать. У них есть своя розница, но они кладут на полку не продукт конкурентов, а свой сыр, который не очень удачен. И покупатели будут отворачиваться от этого производителя, уходить туда, где могут купить все необходимое. Производство не всегда идет от спроса, оно идет от своих потребностей. Есть продукты, которые можно произвести к примеру, за счет образовавшейся сыворотки или сливок и это заставляет производителей расширять ассортимент в том направлении, в котором он не является профессионалом.
Стоит помнить, что ритейл - это самостоятельная единица.
Мы занимаемся продуктами от небольших региональных производств, которые не представлены в крупных сетях. Мы против того, чтобы во всех сетях были представлены одни и те же бренды. В каждом регионе есть свои интересные производители.
В Калужской, Тверской областях работает масса интересных производителей. Ориентирование на локальные производства сильно отличает нас от крупных сетей, которые ориентированы на работу через ОРЦ и на продукты с длительным сроком годности.
То, что мы делаем - это антиглобалистская работа, мы не работаем с фермерами. Зная рынок Москвы и Московской области, могу сказать, что фермеры сегодня это что-то вроде хайпа. В Москве их продукцию реализует "ЛавкаЛавка".
Я против фермерства в том виде, в котором оно сегодня есть. Есть примеры когда огромный с советских времен завод начинает производить продукцию "фермерскую", что само по себе нонсенс. То, как это происходит на московском рынке - тоже ничего общего с фермерством не имеет. Люди не разбираются в пищевом производстве и не понимают, что для того чтобы положить продукт на полку, его надо вырастить в соответствующих условиях и переработать в соответствии с санитарными нормами. Тогда как сегодня фермеры часто не имеют нормального перерабатывающего цеха, техники для поставки, потому что нет достаточной компетенции, сил, финансов.
Илья Бондарев, директор УГМК Агро
– В рамках УГМК Агро организована нестационарная торговля. Она представляет собой мобильные киоски, которые легко перемещаются, нашу продукцию покупатель отличает по логотипу. Рентабельность нестационарной торговли оценивает специалист, но насколько я понимаю, такой формат постепенно себя изживает. По большому счету, объемы продукции там незначительные, несмотря на то, что в такой торговле занято более 30 объектов. В масштабах продаж превалирует ритейл, сетевая торговля, но нестационарная торговля позволяет нам как производителям осуществлять несколько важных задач: устанавливать обратную связь с потребителем и тестировать новинки.
Тарас Кожанов, директор Ассоциации промышленного козоводства, руководитель ООО "Лукоз Саба"
– Мы практикуем торговлю в двух форматах: "Сырная лавка" – для потребителя, который по уровню доходов выбирает премиум-сегмент, и покупает, скорее, не продукты питания, а вкусовые ощущения. Второй формат – это фирменные магазины ЗАО "Сернурский сырзавод" типа прилавка у дома. Они гораздо более простые и доступные.
В свое время нас очень сильно раздражало и огорчало то, что широкий ассортимент нашей продукции не может быть представлен в одном месте – так возникла идея создания собственной торговой точки. Мы решили попробовать развивать реализацию в таком формате с марта прошлого года. Получилось неплохо – даже люди из других городов приезжают и интересуются франшизами. Сейчас их уже порядка семи.
Я не могу сказать, что создание собственной торговой сети сопряжено с особенными проблемами. Как в любом бизнесе, есть сложности общего характера, вопросы формирования онлайн-карт, программ лояльности, получение алкогольной лицензии. Иными словами, плотная работа, которая отличается от работы и на ферме, и на заводе.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot