Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Глава экологического оператора: наша работа не ограничится реформой обращения с отходами. "ТАСС". 16 апреля 2019

14 января 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ об учреждении Российского экологического оператора (РЭО), который стал проводником реформы обращения с отходами в стране. Генеральным директором этой публично-правовой компании стал Денис Буцаев. В своем первом интервью в этом статусе он рассказал ТАСС, какие проблемы в отрасли он видит, как планирует привлечь в нее инвестиции и закроется ли организация после реформы.
— Денис Петрович, какие глобальные проблемы в отрасли обращения с мусором в России вы видите?
— Есть характерные проблемы не только для этой отрасли, но для многих других, которые проходили периоды становления, роста и формирования. Рынок создается с нуля. А те проблемы, которые были при старой системе, — это наследие, с которым сейчас приходится разбираться.
Тогда отрасль страдала из-за отсутствия прозрачности в регулировании, стабильности экономических параметров, в том числе при формировании тарифов. Это приводило к созданию достаточно большого круга спекулятивных или временных компаний, которые не могли качественно оказывать услуги потребителям.
Когда мы приведем отрасль к понятным и прозрачным правилам игры, мы сможем добиться стабильности основных экономических параметров рынка на среднесрочную перспективу. Я имею в виду в основном тарифы сейчас. Когда мы сможем избавиться от спекулятивных игроков, приведем отрасль к партнерам с долгосрочными стратегиями, мы решим задачи, поставленные перед страной.
— Недавно Минприроды заявило, что 62 субъекта РФ готовы снизить тариф на вывоз мусора для населения. Как это может быть реализовано?
— Субъекты всегда готовы понизить тариф. Главное, чтобы региональные операторы были готовы за эти деньги выполнять возложенные на них обязательства.
Мы относимся крайне аккуратно к формированию и пересмотру тарифов. Сейчас в них и так есть пробелы, которые не позволяют региональным операторам выполнять необходимые действия, например, покупать новые контейнеры. Иногда плечо доставки мусора рассчитано некорректно. В большинстве регионов в тарифе не предусмотрены инвестиции в развитие, что для нас означает отсутствие планов строительства новых инфраструктурных объектов.
РЭО сможет дать рекомендации компаниям и местным властям, как это можно исправить.
Мы проанализируем нормы накопления мусора и территориальные схемы обращения с отходами в регионах на такие "пробелы", завершим эту работу в III квартале 2019 года. Мы также проверим тарифы: насколько полно они отражают расходы операторов и нет ли злоупотреблений с их стороны. Только после комплексного анализа мы сможем сказать, нужно ли пересматривать стоимость вывоза мусора.
Взгляд профессионального инвестиционщика
— Как вы оцениваете привлекательность мусорной отрасли в России для инвесторов сейчас?
— Сейчас она на крайне низком уровне. Это объясняется необходимостью существенных объемов проектного финансирования и отсутствием залоговой базы либо внятного источника возмещения инвестиционных затрат. К тому же тарифная политика в регионах только формируется.
По экспертным оценкам, объем необходимых инвестиций на создание новой инфраструктуры — около 200 млрд рублей (имеются ввиду 182 млрд рублей в рамках национального проекта "Экология" — прим. ТАСС). Но в прошедшие годы было привлечено немногим менее 20 млрд рублей. Поэтому необходимо запустить новые инструменты привлечения инвестиционных средств и реинициировать, "оживить" инвестиционные инструменты, которые уже существуют, но не работают по каким-то причинам.
Например, концессии — привлекательный способ инвестиций в отрасль. Если мы сможем предложить новый формат софинансирования, в том числе за счет бюджетных источников, то мы сможем значительно увеличить приток внебюджетных инвестиций.
— Каков срок окупаемости предприятий в отрасли обращения с отходами?
— По концессиям окупаемость составляет шесть?восемь лет в среднем. Есть примеры, когда некоторые объекты окупались быстрее — около пяти лет, но это скорее исключение. Есть прецеденты, когда окупаемость превысила десять лет. Это уже является следствием неправильно сформированного проекта.
Горизонт до десяти лет сравним со средними маржинальными секторами.
— Вы говорили, что отобрали первые 20 инвестиционных проектов в области обращения с отходами.
— Мы еще отбираем их, финализируем к июню. Еще 80 проектов мы рассчитываем определить до конца 2019 года для реализации.
Средства на софинансирование этих проектов могут быть обеспечены из национального и федерального проектов.
— Какое количество проектов вы планируете отбирать для реализации ежегодно?
— Мы не ставим задачу по количеству проектов к реализации. У нас есть целевые показатели национального проекта, которые должны быть обеспечены соответствующей инфраструктурой (согласно нацпроекту "Экология", к 2024 году доля сортируемого мусора должна увеличиться с 12% до 60%, а перерабатываемого — с 7% до 36% — прим. ТАСС). Вполне возможно, нам хватит 100 проектов, чтобы выполнить цели. Если не хватит, то мы будем увеличивать количество объектов.
— Из чего будет складываться бюджет Российского экологического оператора и какой у него будет размер?
— В бюджет национального проекта "Экология" заложены средства на реализацию федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (почти 107,9 млрд рублей до 2024 года из федерального бюджета — прим. ТАСС). На эти деньги в том числе планируется реализовывать мероприятия Российского экологического оператора, но они будут осуществляться в рамках проектной деятельности правительства РФ. То есть мы должны предложить план мероприятий, защитить его на президиуме Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, и после этого он должен быть обеспечен финансированием. Поэтому все будет зависеть от плана мероприятий и от того объема инвестиционных проектов, которые мы вместе с регионами и инвесторами сможем предложить к реализации.
Какие инструменты будут у РЭО
— Какие механизмы софинансирования сможет использовать РЭО?
— Сейчас утвержден план, включающий разработку инвестиционных инструментов, с помощью которых публично-правовая компания намеревается поддерживать проекты. Финальный перечень механизмов будет утвержден наблюдательным советом РЭО.
— Когда?
— Мы планируем провести очередное заседание совета в июне 2019 года, на нем мы также планируем утвердить 20 первых проектов. В зависимости от качества и формата подготовленных проектов мы сможем определить, какие инструменты целесообразно применить. Пока среди обсуждаемых инструментов РЭО наиболее проработанными являются льготное заемное финансирование и вхождение в капитал.
— В качестве одного из инструментов РЭО в уставе компании перечисляется выпуск "зеленых" облигаций. Какова будет роль оператора, если уже сейчас компании самостоятельно проводят эмиссию этих бумаг?
— Подобных эмиссий в России было уже несколько, из них часть успешные, часть — нет. РЭО совместно с Минпромторгом РФ сможет усовершенствовать нормативную базу. Также публично-правовая компания может выступить организатором выпуска "зеленых" облигаций и использовать облигационный займ для финансирования инвестиционных проектов.
Главное — повысить доверие инвесторов к этому инструменту, чтобы помочь коллегам по инвестиционному цеху более эффективно привлекать деньги по более низким ставкам в рамках этих размещений.
Отрасль обращения с коммунальным мусором не самая маржинальная, поэтому любое снижение ставки привлечения средств повысит ее эффективность. В перспективе все должно измениться, она станет привлекательной, и за приход в отрасль вполне может развернуться жесткая конкуренция.
Исследовательская и образовательная функции компании
— Реформа обращения с отходами стартовала в России с 1 января. Однако часть регионов тяжело в ней продвигаются. Российский экологический оператор будет им как-то помогать?
— Несомненно. У нас будет сформирован департамент, который будет заниматься методологической и технологической помощью и будет консультировать. Мы будем выезжать на место, смотреть, что происходит не так, и предлагать помощь региональным операторам и органам власти.
— У Российского экологического оператора будут отделения по всей России?
— Отделений не будет. Мы обсуждаем возможность сделать представителей, но только на уровне федеральных округов. Они будут сопровождать инвестиционные проекты на своей территории.
— Если отделений не будет, то планируете ли вы каким-то другим способом собирать жалобы от населения и контролировать ситуацию?
— Российский экологический оператор создал единую для всей страны Линию реагирования — 8 800 600-90-08. Сейчас она работает в тестовом режиме.
Горячая линия — это часть большой IT-системы мониторинга ситуации и сбора жалоб от населения по поводу обращению с твердыми коммунальными отходами. Система называется "РЭО Радар".
Работать она будет следующим образом: с помощью трех основных каналов — сайта, приложения и колл-центра — россияне смогут в течение пары минут сообщить о нарушении в своем городе и регионе, приложить к обращению фотографию и прислать нам. РЭО проверит обращение и направит региональному оператору для устранения.
У региональных операторов и представителей субъектов РФ будет свой доступ, свой личный кабинет в системе. С его помощью они смогут контролировать и анализировать ситуацию с обращением коммунального мусора на своей территории.
После решения проблемы региональный оператор должен будет зафиксировать это и переслать информацию в систему для проверки. Итоговое решение о ликвидации проблемы примет житель уже в своем личном кабинете.
Сайт "РЭО Радар" заработает в начале июня. Приложение — через месяц после сайта.
Новые технологии в мусоре
— В качестве заместителя председателя правительства — министра инвестиций и инноваций Московской области вы занимались локализацией иностранных производств в РФ. Как вы продолжите эту работу в новом статусе?
— Мы можем привязывать наши меры поддержки к приобретению локализованного оборудования, которое по характеристикам технологии и экономики удовлетворяет самым современным требованиям. Также мы собираемся скоординировать программы по поддержке производства оборудования для отрасли с Минпромторгом РФ.
Публично-правовая компания может аккумулировать заказы региональных операторов на технику. Мы можем сделать это в виде электронной площадки или просто базы данных. Например, занимающиеся конверсией предприятия смогли бы с ее помощью определить вектор своего развития, учитывая спрос на конкретную продукцию.
Вместе с Минпромторгом мы рассматриваем возможность создавать для прихода инвесторов в переработку коммунальных отходов обеспеченные инфраструктурой площадки, похожие на индустриальные парки или технопарки.
— Какие новые технологии планирует РЭО привлечь в отрасль обращения с отходами в России?
— Мы изучаем опыт использования пиролиза (термическая обработка отходов при температуре 400?800 градусов и недостатке кислорода) для обезвреживания отходов, а также производства из мусора вторичного твердого топлива (RDF) и компоста. Естественно, все технологические новинки нам крайне интересны, если они могут повысить привлекательность переработки отходов.
— Еще одну технологическую проблему недавно озвучили участники рабочей группы "Экология" Госсовета РФ. Они предлагали найти способ учитывать образование отходов от "мигрирующих потоков" людей. Зачем?
— Нам нужна достаточно универсальная система учета проживающего населения. Эта система должна отражать миграционные потоки, например, в гостиницах и в частном жилом секторе. Это необходимо для курортных зон и прилегающих к крупным мегаполисам территорий. В частности, Подмосковье обычно принимает около 5 млн человек в летний период.
— Как это может быть сделано?
— Можно отслеживать перемещение людей с помощью различных технологий, в том числе по количеству абонентов сотовой сети. Мы можем применять такие решения. Есть и более простые: миграционная служба, прикрепление к поликлиническому звену.
Задача нетривиальная, придется искать комплексные решения.
Закрыть на замок контейнер
— Еще одна из недавно поставленных правительством задач — переход на оплату фактически накопленного жителями мусора. Высказывались мнения, что жители будут выбрасывать отходы в чужой бак, чтобы платить меньше, или региональные операторы будут выставлять счет за вывоз полупустых баков. Как этого избежать?
— Вполне возможно, что могут возникнуть злоупотребления, как и в любой другой сфере. Но они могут быть отрегулированы.
Мы можем посмотреть зарубежный опыт ограниченного доступа к контейнерам: такие решения уже используются в странах, где вывоз мусора оплачивается по факту. На мой взгляд, здесь изобретать велосипед не надо. Есть вариант кодового замка. Можно запирать не контейнер, а контейнерную площадку в целом, если есть такая физическая возможность.
— Будет ли какая-то эволюция мусорных баков? Я знаю, единообразие контейнеров обсуждалось на правительственной комиссии при Алексее Гордееве.
— Сейчас все баки наземные, они имеют утилитарную конструкцию. Можно их увеличить в объеме и сделать полуподземными. Этот позволит сократить частоту вывоза мусора и сделать весь процесс более технологичным.
Для таких контейнеров понадобятся специальные мусоровозы, поэтому изменение технологической схемы не может быть произведено быстро. Но если мы говорим о перспективных технологиях, то нужно думать и об этом.
Медицинские отходы
— Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил выработать предложения по регулированию оборота медицинских отходов. Как вы считаете, что потребуется сделать?
— Поручение получило Министерство природных ресурсов и экологии РФ, предложения мы будем готовить совместно с ними. Все просят обеспечить регулирование этой отрасли в формате, приближенном к регулированию оборота твердых коммунальных отходов (ФЗ-89 "Об отходах производства и потребления" — прим. ТАСС) или создать специальный нормативный документ.
По нашему мнению, если будут соблюдаться специфические условия при сортировке и утилизации, медицинские отходы могут регулироваться по аналогии с твердыми коммунальными отходами.
— То есть можно передать полномочия по обращению с медицинскими отходами региональным операторам по вывозу коммунального мусора?
— Нет. Разве операторы, которые вывозят коммунальные отходы, смогут использовать те же машины, сортировки и перерабатывающие предприятия для обращения с медицинскими отходами? Должен быть отдельный транспорт, отдельное место сортировки, перегрузки и утилизации. Необходимо создавать принципиально новую вертикально интегрированную инфраструктуру по обращению с отходами этого класса опасности.
Будут ли это делать существующие региональные операторы или для этого потребуется создать нового? Этот вопрос можно будет рассмотреть по результатам анализа объемов и морфологии образования такого мусора в конкретных субъектах.
За гранью нацпроекта
— Как вы считаете, получится ли привлечь 182 млрд рублей инвестиций в этот рынок до 2024 года, как прописано в национальном проекте "Экология"?
— Нет никаких сомнений.
— Может быть, вы перевыполните эту задачу?
— Не готов комментировать.
— Реально ли достигнуть целевые показатели национального проекта?
— Да, мы достигнем их. Для этого нам необходимо скорректировать существующие и принять новые законодательные акты. Мы должны ввести единообразие территориальных схем и предусмотреть сотрудничество между субъектами.
После запуска государственной информационной системы мы сможем определить реальный баланс мусора в России на разных этапах его обработки, начиная с мест образования и заканчивая переработкой. Это даст нам возможность грамотно формировать инвестиционные программы, понимать, где требуется новая инфраструктура, а где она избыточна. В дальнейшем эта информация позволит нам увеличить число инструментов для привлечения инвесторов в отрасль.
Мы также будем работать над программными мероприятиями по сдерживанию роста образования отходов.
— Национальный проект "Экология" должен быть выполнен к 2024 году. А к какому сроку модернизация рынка, по вашему мнению, полностью завершится?
— Мы можем говорить, что к 2024 году мы создадим необходимую инфраструктуру для достижения целевых показателей.
— А что нас ждет за границей национального проекта?
— Дальнейшее поступательное развитие отрасли. Мы сможем ставить более амбициозные задачи. Сейчас у нас есть задача по снижению захоронения отходов, в дальнейшем мы можем прийти к возможному отказу от захоронения мусора как такового и ликвидации полигонов в их традиционном понимании (в виде свалок), если для этого у нас будут внедрены все необходимые технологии.
Часть стран имеет возможность отказаться от захоронения полностью, но не делает этого из-за экономических предпосылок. Точно также мы можем создать достаточно прибыльную отрасль переработки отходов в сырье, наладить его экспорт и получать налоги.
— Когда цели реформы будут достигнуты, Российский экологический оператор закроется?
— Надеюсь, когда-то необходимость в Российском экологическом операторе отпадет. Но говорить о том, что это должно произойти к 2024 году, я бы не стал. Мне кажется, что задача по формированию комплексной системы обращения с отходами явно простирается за эту календарную дату.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.