Трансформация сделок на рынке офисов.

Первая половина 2015 года: снижение расходов
Наступивший в стране кризис, стал серьезным испытанием для бизнеса, поэтому многим компаниям пришлось существенно оптимизировать свои расходы. После резкого скачка доллара в конце 2014 года, для большинства компаний расходы на аренду помещений в бизнес-центрах класса А и В+, где ставки были традиционно номинированы в валюте, выросли почти на 30%. Для того чтобы оптимизировать свои расходы арендаторы договаривались с собственниками офисных центров о переходе на рублевые ставки либо долларовые, но по фиксированному курсу. Или, в крайнем случае, пытались получить хорошие скидки. Если же этого не получалось арендаторы переезжали в БЦ более низкого класса.
"По нашим данным около 20-25% компаний за первую половину 2015 года сменили свои офисы класса В+ и В на качественный С-класс, рассказывает Андрей Ковалев, собственник ГК "ЭКООФИС". – В премиальном сегменте ситуация была похожая". В итоге с начала года заполняемость объектов класса А и В+ упала на 25-35%, в то время, как в офисных центрах класса В- и С, где ставки были изначально в рублях, вакансия выросла всего на 5-15%. Также наступивший в стране кризис вынудил многие компании оптимизировать свой штат, что в дальнейшем стало причиной для переезда в более компактные по площади офисы. Таким образом, основным лейтмотивом сделок в первой половине 2015 года стала экономия бюджетов.
Вторая половина 2015 года: "погоня за услугами и акциями"
Во второй половине прошлого года ситуация начала меняться. "Падение" рынка офисной недвижимости замедлилось. Несмотря на то что сделки проходили регулярно, общий объем вакантных площадей практически не менялся. "Все дело в том, что в связи с кризисом, новые компании на рынке практически не появлялись, а существующие – заморозили свое развитие, - поясняет Андрей Ковалев. – В результате общее количество арендаторов в офисном сегменте не увеличивалось. Так что все абсолютное большинство сделок на этом рынке происходило за счет "переманивания" клиентов у конкурентов". Поэтому "заполнение" одного офисного центра означало, увеличение вакантных площадей в другом.
Вторая половина 2015 года прошла под знаком бонусов и разнообразных дополнительных услуг, с помощью которых арендодатели стремились привлечь арендаторов в свои проекты. "Поняв, что дисконт – это не самая эффективная мера, многие решили перейти в борьбе за клиента из ценовой плоскости в сервисную, – объясняет Андрей Ковалев, собственник ГК "ЭКООФИС". – Собственники БЦ начали активно развивать свои управляющие компании, совершенствуя качество и увеличивая количество предлагаемых услуг. Например, в этот период мы запустили акции "Приведи друга получи 2 месяца аренды в подарок", "Первый месяц аренды в Подарок", "Бесплатный переезд" и другие. Также стали предоставлять дополнительные услуги для арендаторов: запустили бесплатный автобусный маршрут от метро, распространяли информацию о деятельности компаний среди других арендаторов, и прочее".
По словам эксперта, во второй половине прошлого года уже не наблюдалось столь массовых переездов. Компании не проявляли особой активности в поисках новых офисов, но постоянно "сканировали" рынок на предмет более привлекательных условий.
Первая половина 2016 года: "осторожное расширение"
В начале 2016 года на рынке офисной недвижимости среднего ценового сегмента наметился положительный тренд. "В январе впервые с начала кризиса площадь сдаваемых в аренду площадей на 30% превысила объем освободившихся помещений. В феврале положительная динамика повторилась, и данный показатель увеличился до 40%. Продолжился рост также и в последующие месяцы. "В итоге по результатам первого квартала 2016 года мы сдали на 12% площадей больше, чем за аналогичный период в прошлом году, – рассказывает Андрей Ковалев. – В большей степени это произошло за счет наших постоянных арендаторов, которые приняли решение о расширении собственного бизнеса и переехали в более просторные помещения, но в рамках одного и того же объекта".
Сегодня многие компании уже успели подстроиться под текущие экономические реалии и низкий спрос, переформатировать свой бизнес и найти более востребованные направления. В итоге у них появились реальные перспективы для дальнейшего развития и уверенность, которая позволила им выделять более солидные бюджеты на аренду площадей. Дополнительным, стимулирующим арендатора фактором, стала и фиксация цен на достаточно низком уровне с конца 2015 года. При этом, несмотря на расширение некоторых компаний основной спрос на офисы в БЦ класса В и В-, по данным ГК "ЭКООФИС", сегодня по-прежнему приходится на помещения метражом до 150 кв. м. Данными площадями интересуются более 95% потенциальных клиентов.
Для справки: Название компании: Группа компаний Экоофис Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Получить информацию:

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Агропромышленный комплекс РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- демонстрация основных показателей агропромышленного комплекса,
- объемы и динамика экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров,
- сделки M&A,
- импортозависимость и импортозамещение,
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса,
- рейтинг крупнейших агрохолдингов РФ,
- цифровизация в АПК,
- прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «160 строящихся и проектируемых предприятий агропромышленного комплекса РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- мясное животноводство,
- молочное животноводство,
- птицеводство,
- растениеводство,
- грибоводство,
- аквакультура и рыбоводство,
- хранение зерновых и масличных культур,
- хранение овощей, фруктов и корнеплодов.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.