Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Prisma и "К-Руока" вышли на тропу ценовой войны. "Фонтанка.fi". 22 июня 2015

Ценовая война, развязанная ретейлерами из Суоми у себя на родине в начале года, теперь развернулась на территории России. Еще в мае сеть Prisma снизила в своих петербургских магазинах цены на 30-40% на 200 товаров под частными марками и собственный импорт. В июне к ней присоединилась "К-Руока", объявившая о дисконте на 4 тыс. наименований. "Фонтанка.fi" выяснила, в чем причины такой щедрости и удалось ли финским ретейлерам стать дешевле российских конкурентов.
Финские сети Prisma (входит в группу SOK) и "К-Руока" (группа Kesko) начали кампанию по снижению цен в петербургских магазинах. Так, Prisma еще в мае объявила о дисконте на продукты, которые самостоятельно импортирует из Финляндии, в том числе и собственные марки X-tra, Rainbow Kotimaista. Как пояснили в компании, цены уменьшились на 30-40% примерно на 200 позиций (для сравнения, полный ассортимент гипермаркетов ретейлера — 60 тыс. наименований). 80% подешевевших товаров — продукты питания, остальные 20% — непродовольственные товары.
Другой финский рейтейлер "К-Руока" решил не отставать от соотечественника и снизил цены примерно на 4000 наименований во всех категориях. Средний размер дисконта ретейлер не раскрывает, однако генеральный директор сети Кари Хейсканен отмечает, что самые большие скидки достигали 50%.
Война и немцы
Полгода назад подобную кампанию эти ретейлеры запустили на домашнем рынке. Так, K-ryhma, продуктовое подразделение Kesko, в январе объявило о снижении цен на 100-200 наименований товаров. В магазинах группы SOK под сокращение попали ценники 400 товаров. Позднее в ценовую войну включились и другие продавцы.
Такая щедрость ретейлеров, по мнению экспертов, объясняется соперничеством с немецкой сетью дискаунтеров Lidl, которая смогла предложить финским покупателям весьма привлекательные цены. Впрочем, как свидетельствуют июньские данные Союза потребителей Финляндии, победить немцев на своем поле у финнов все же не получилось — стоимость базовой корзины в Lidl на 2-4 евро меньше, чем у местных игроков. Но покупатель все же выиграл. При этом наиболее значительно снижались цены на сыр и молоко, а также куриные яйца, ржаной хлеб и сахар.
Это стимулирует финских потребителей покупать больше и поддерживать таким образом местных производителей, лишившихся доступа к российскому рынку в результате продовольственного эмбарго.
Снижение стоимости продуктов в российских магазинах не является прямым следствием ценовой войны в Финляндии, подчеркивают ретейлеры. Однако ее причиной также стала конкуренция, особенно обострившаяся на фоне сокращения покупательской способности.
Российское - на каждый день, финское - по праздникам
Последний год оказался для финских продуктовых сетей в России не самым простым. Первым ударом стало продовольственное эмбарго, которое лишило финских сетевиков возможности продавать в России товары, произведенные в ЕС. Больше всего пострадала молочная группа, где доля продукции из Суоми была наиболее значительной.
Ослабление рубля привело к тому, что и не попавшие под санкции импортные товары оказались существенно дороже по сравнению с российскими аналогами. Между тем, резкий рост цен в начале года серьезно ударил по покупательской способности. Согласно опросу Nielsen, в первом квартале 2015 года 48% россиян стали экономить, выбирая более дешевые продукты питания.
Таким образом, если до кризиса финские сети завоевывали сердца покупателя эксклюзивной продукцией и могли позволить не гнаться за ценовым лидерством, то теперь им пришлось пересмотреть свое позиционирование. "Мы хотим быть лучшим выбором не только для тех, кто ценит качество и широкий ассортимент, но и для тех, для кого самым важным фактором при покупке является цена", - отмечает Кари Хейсканен.
Снижения цен удалось добиться, главным образом, за счет уменьшения закупочной стоимости товаров зарубежными поставщиками, отмечают в Prisma. "По сути они отыгрывают обратно повышение, которое произошло в начале года из-за курсовой разницы", - комментирует генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.
Еще один фактор снижения цен, по мнению эксперта, - это пересмотр ассортимента, с переключением на более дешевые позиции, как среди импортируемых, так и закупаемых в России товаров.
Присутствие последних на полках сетей в последнее время заметно возросло. "И дело не столько в эмбарго, сколько в том, что подорожавшие из-за курсовой разницы импортные продукты покупатель просто не может себе позволить", - говорит Иван Федяков. Так, ранее глава Prisma в России Марита Коскинен, говорила о том, что более дешевые российские товары в текущей экономической ситуации стали ежедневной покупкой, тогда как импортные люди позволяют себе только по праздникам.
Где дешевле?
Российские сети объявили о снижении цен на импортные продукты еще в апреле, когда наметилось укрепление рубля. В мае эта тенденция продолжилась: по данным "Петростата", инфляция Северной столице в прошлом месяце составила всего 0,2%.
В "Ленте" сообщили, что за последний месяц не получали от поставщиков уведомления о повышении цен и не исключают дальнейшего удешевления товаров на полках. "Мы ведем активные переговоры с поставщиками о понижении отпускных цен по широкому ассортименту товаров", - рассказали в "Ленте", однако перечень данных продуктов и размер дисконта на полке не уточнили. В петербургской сети Spar (управляется ТД "Интерторг") сообщили, что массового снижения цен не планируют, но стараются мониторить стоимость продуктов у конкурентов и низкие цены.
"Фонтанка.fi" решила подвести первые итоги "ценовой войны", сравнив стоимость продовольственной корзины из 10 продуктов питания в двух финских (Prisma и "К-Руока") и двух российских ("Лента" и "ОКей") сетях (см. таблицу с инфографикой). Цены мониторились в период с 19 по 21 июня в четырех магазинах Северной столицы. За основу бралась стоимость с учетом скидки по дисконтной карте. В категории "овощи и фрукты" при наличии нескольких вариантов сравнивалась цена самых дешевых в своей группе товаров.

Самая низкая стоимость нашей корзины оказалась в гипермаркете Prisma (1 186.90 руб.). На втором месте оказалась российская "Лента" (1 237.37 руб.). А у финской "К-Руоки", несмотря на объявленное снижение, цены оказались выше (1 270.90 руб.). Примечательно, что финский безлактозный сыр Oltermanni также оказался в "Ленте" дешевле, чем в финской "К-Руоке", но дороже, чем в Prisma. Самой дорогой из рассмотренных нами сетей оказался в итоге "ОКей" - там корзина обошлась в 1 283.04 рублей.
"Изначально финские сети работали в среднем сегменте, равняясь больше на "ОКей", нежели "Ленту". Но в текущих условиях их переход в более бюджетный сегмент оправдан", - считает Иван Федяков.
Однако топ-менеджер сомневается, что реализация такой стратегии пройдет для них безболезненно. "Выходя на российский рынок, финские ретейлеры были заточены на работу со скандинавскими дистрибьюторами. Работа с российскими — это новый ассортимент, новые логистические цепочки и все связанные с перестройкой процессов риски", - говорит он.
Кроме того, конкурировать по цене с крупными российскими сетями, обладающими большей закупочной силой и мощной логистикой, не просто без ущерба собственной маржинальности.
Чтобы выжить в новых условиях, Prisma уже была вынуждена уступить гипермаркет в Колпино "Интерторгу", а также сократить площадь магазина в "Гранд-Каньоне", переформатировав его из гипермаркета в супермаркет. Также ретейлер ранее сообщал о приостановке программы развития.
А вот "К-Руока" недавно, напротив, приросла двумя гипермаркетами. По словам операционного директора сети Радиона Лебедева, до конца года должен появиться еще один объект.
"Несмотря на текущие сложности, финские сети вряд ли покинут российский рынок. Выручка с квадратного метра здесь все равно выше, чем в Европе", - говорит Иван Федяков. Однако, по словам эксперта, они все равно продолжат терять долю рынка, поскольку темпы их открытий ниже, нежели у российских сетей. "Но возможности развития в Петербурге, где рынок очень конкурентный, сильно ограничены. Поэтому для финских сетей было бы целесообразно рассмотреть вариант экспансии в российские регионы", - считает эксперт.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot