Инфляция может превратиться из друга во врага продуктовых ритейлеров РФ.
Снижение цен на нефть и западные санкции из-за роли России в конфликте на Украине опустили рубль на рекордно низкие значения и привели к росту цен. По официальным данным, к концу января годовая инфляция в РФ достигнет более 13 процентов после 11,4 процента в декабре.
Инфляция обычно оказывает положительное влияние на продуктовых ритейлеров, способствуя росту выручки, но она превращается в проблему, когда покупатели начинают реагировать урезанием трат.
"В отличие от кризиса 2008-2009 годов, сейчас в России происходит значительное падение реальных доходов населения, поэтому бюджеты на продукты питания, скорее всего, будут снижаться, вопрос только в том, как сильно", - говорит Екатерина Липатова, аналитик Moodys Investors Service.
Липатова говорит, что темпы роста продаж продуктовых ритейлеров могут замедлиться в первом квартале 2015 года, а невозможность обуздать инфляцию цен производителей или переложить ее на покупателей может привести к снижению маржи.
"Осенью я покупала 150-граммовый пакетик кофе за 300-350 рублей, 25 января за этот же кофе я заплатила 1.200 рублей! Я не могу не покупать кофе, я просто умру без него. Буду реже покупать мясо и сладкое", - говорит Ксения Попова, пенсионерка из Москвы.
Российские продуктовые сети связывали рост продаж в последнем квартале 2014 года с увеличением трат покупателей в магазинах-дискаунтерах. Многие потребители запасались, боясь еще более высокой инфляции и дефицита.
Из более премиальных, а также крупных форматов, таких как супермаркеты и гипермаркеты, напротив, наблюдался отток покупателей, так как потребители стали более чувствительными к повышению цен и стараются экономить, говорят аналитики.
"Снижение потребительской активности ударило по большим форматам сильнее, чем мы ожидали, в то время как ускорение продовольственной инфляции перестает быть "попутным ветром", - написал в своем обзоре результатов ритейлера Х5 аналитик финансовой группы Открытие Михаил Терентьев.
Х5 на прошлой неделе отчиталась о росте сопоставимых продаж на 12 процентов в четвертом квартале благодаря тому, что рост среднего чека перекрыл снижение количества покупателей.
Хотя трафик в дискаунтерах Х5 вырос на 1,5 процента, он упал на более чем 6 процентов в ее супермаркетах и гипермаркетах.
Дискаунтер Магнит добился и увеличения стоимости среднего чека, и притока покупателей, показав рост сопоставимых продаж на 17 процентов. В то же время сеть гипермаркетов Окей отчиталась о пятипроцентном снижении сопоставимых продаж из-за уменьшения числа покупателей.
Аналитик UBS Светлана Суханова ожидает, что результаты первого квартала 2015 года могут оказаться под давлением после того, как падение рубля в четвертом квартале заставило людей закупаться впрок.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot