Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Фабрика-кухня "Эссен": плюсы централизации. "Retail.Ru". 15 апреля 2019

Фабрика-кухня Эссен: плюсы централизации. Retail.Ru. 15 апреля 2019
Сегодня собственное производство сети "Эссен" в Татарстане работает по двум схемам — фабрика-кухня и цеха в гипермаркетах. Но так было не всегда, изначально локальные производства полного цикла действовали на территории каждого магазина. Запуск собственной фабрики-кухни позволил ритейлеру оптимизировать процессы, почти вдвое сократить необходимый штат, втрое снизить потери сырья, а также установить единые стандарты и обеспечить строгий контроль качества.
В сеть "Эссен" (Республика Татарстан) входят 23 гипермаркета, 7 универсамов и 2 супермаркета. Товарооборот ритейлера в 2017 году составил 13,9 млрд руб. Регионы присутствия: Татарстан, Марий Эл, Башкирия, Удмуртия, Чувашия, Кировская область.
Оборот собственного производства сети "Эссен" по итогам 2018 года составил более 1 млрд руб., показав средний прирост 10% к предыдущему году. Рост продаж стал результатом инвестиций в оснащение, продуманной стратегии, автоматизации процессов и работы с ассортиментом.
Фабрика-кухня "Эссен" располагается на территории бывшего завода в г. Набережные Челны. Площадь предприятия — около 3 тыс. кв. м, 50% занимает мясной цех, 50% — хлебобулочный и овощной (салатный). Здесь производятся как готовая продукция, так и полуфабрикаты, требующие доготовки в гипермаркетах. На фабрике работают более 150 сотрудников.
Централизация производства позволяет сократить потери и экономить затраты. Как рассказала директор СП ООО "Оптовик" Яна Салтыкова, если до запуска фабрики-кухни на собственном производстве было занято 1100 человек, то в настоящее время в цехах и на фабрике вместе работают 600 человек, что дало возможность существенно уменьшить фонд оплаты труда. В несколько раз сократились потери сырья: когда все сырье обрабатывалось только в гипермаркетах, потери составляли 10–12%, с централизацией процессов они уменьшились до 3,5–3,7%.
Фабрика позволяет обеспечить более высокое качество продукции, так как крупное производство более технологично, прозрачно и управляемо. Здесь легче добиться соблюдения стандартов и обеспечить контроль. Решается еще одна проблема — кадровая. Найти, обучить и содержать 25 технологов для каждого мини-производства очень сложно. Целесообразнее создать единый центр компетенций на фабрике. Такое решение тем более актуально в условиях кадрового голода — с открытием маленьких пекарен и кулинарных лавок спрос на специалистов пищевого производства резко вырос.
Фабрика не содержит собственный парк грузовых автомобилей, а осуществляет доставку продуктов в магазины сети на аутсорсинге. В прошлом году перешли на тендерную систему работы с транспортными компаниями, что позволило на 25% сократить затраты на грузоперевозку.
Мясной цех накануне модернизации
Мясной цех, самый крупный, был запущен первым в 2013 году. По словам Яны Салтыковой, сеть начала развивать мясное направление СП, чтобы обеспечить гипермаркеты свежим охлажденным мясом и полуфабрикатами и получить конкурентное преимущество: в ассортименте федеральных сетей эта категория продукции практически не представлена.
В настоящее время в ассортименте категории более 200 SKU. В начале 2019 года показали рост группы колбас и деликатесов на 15%, группы пельменей — на 20%.
В цех поставляются мясные полутуши, на входе сырье проверяет ветеринарный врач. Далее туши разделывают на обвалочных столах и раскладывают по лоткам для дальнейшей обработки.
Производится 10 наименований полуфабрикатов, 30 колбас и деликатесов, 5 разновидностей купатов, порядка 10 видов пельменей с разными начинками, манты и хинкали.
В этом году планируется модернизация цеха — будет увеличено производство полуфабрикатов и колбас, а разделанное кусковое мясо для продажи в розницу поставщики будут поставлять в гипермаркеты напрямую уже упакованным. Такая схема позволит снизить цену свежего мяса на полке.
Контроль качества мясной продукции осуществляется по ХАССП и ФГИС "Меркурий".
"Меркурий", кстати, запускался сложно и довольно долго. Во-первых, система оказалась недоработанной. Во-вторых, производители мяса технически не были готовы к переходу и не понимали, как работать в системе, у многих программное обеспечение не поддерживало такие структуры, и приходилось дописывать модули. Не на каждом производственном участке стояли компьютеры, поэтому потребовалось дополнительное оснащение. Так как в системе обязаны работать не только крупные предприятия, но и мелкие, и не только производители мяса, но и птицы, и яиц, это еще более осложняло переход.
Предприятия должны были подтвердить сертификацию своего подразделения, создать уникальные коды (GUID), в которых отражается весь путь продукта — откуда пришло сырье, как доставлялось, где охлаждалось и т. д. Надо было собрать со всех предприятий полный перечень товаров, с местами хранения, внести эти данные в ИТ-систему фабрики-кухни и привязать каждый GUID к каждому продукту. Это потребовало много времени.
"На предприятии каждый кусок мяса штрихкодируют, с помощью терминала сбора данных вводят электронный код в базу и привязывают к партии, все это кропотливый труд, в котором большую роль играет человеческий фактор, — рассказывает Яна Салтыкова. — Один забыл что-то привязать — и все производство встает, потому что база не дает дальше выпускать продукцию. Приходится "откатывать" назад всю базу и заносить информацию последовательно, хотя к тому времени часть операций уже проведена. Все эти процессы очень трудоемкие. Так как система действует не только у поставщиков, но и в магазинах, пришлось дополнительно обучать персонал, как гасить ВСД, что тоже было непросто. Запуск и процесс интеграции заняли около 9 месяцев, но сейчас все отлажено и работает без проблем".
Хлебопечение: традиционное и ремесленное
Отделение пекарни построено в 2015 году, оснащено европейским оборудованием полного цикла (тестомесы, округлители и делители, расстоечные шкафы, печи), необходимым для поддержания ассортимента розницы. Централизованно изготавливается около 90% ассортимента выпечки. Объем производства — 1,5 тонны в смену, потенциальная мощность – 3 тонны в сутки. Процесс производства автоматизирован.
Кроме централизованного хлебобулочного производства в 28 магазинах сети работают собственные пекарни, где в основном происходит допекание заготовок. Используются замороженные тестовые полуфабрикаты, в отработке находится технология изготовления охлажденного теста, доставки и выпечки на местах.
В год пекарни реализуют продукцию более чем на 350 млн руб., что составляет около 3% годового оборота гипермаркетов. Основной ассортимент фабрики-кухни включает более 30 наименований мелкоштучки, из которых 30% — сезонные изделия, подлежащие ротации раз в квартал.
Раз в год ассортимент полностью пересматривается, меняются ключевые позиции, например, в один год фокус делается на слоеные изделия, в другой — на бездрожжевые. "Если ассортиментное предложение не менять, а выпекать всё время одно и то же, гарантирован спад продаж на уровне 15% в год", — поясняет Яна Салтыкова.
Ассортимент пекарен сети формируется в соответствии с европейскими трендами и местными традициями и включает в себя хлеба, багеты, батоны, пироги, ватрушки, пирожки, изделия из слоеного, песочного теста, продукцию на заказ — всего 87 наименований. Высокие продажи показывают национальные татарские пироги, в портфеле — более 20 позиций, в среднем ежемесячно реализуется 195 тыс. штук более чем на 10 млн руб.
"Мы наблюдаем рост спроса на нетрадиционные сорта продукции, с более сложной рецептурой, на зерновые виды хлебов, — рассказывает Яна Салтыкова. — Многие потребители стремятся следовать принципам правильного питания, поэтому наша стратегия будет направлена на использование ремесленных технологий и полный переход на традиционное тестоведение без добавок".
Мука поставляется от местных производителей, что облегчает логистику. Несколько лет назад отказались от смесевых хлебов, так как с кризисом начали уходить западные поставщики, а местные производители не смогли полноценно заместить эти технологии.
Открытие в городе большого количества пекарен грозит высокой текучкой кадров, удерживать персонал позволяет более высокая зарплата (в среднем на 13%), стабильность производства — отсутствие простоев и пиковых нагрузок, а также социальные гарантии, в том числе белая зарплата.
Овощные схемы
Овощной цех обеспечивает собственное производство мытыми, чищеными, нарезанными, фасованными овощами и готовыми начинками для выпечки. Все линии автоматизированы. В 2018 году здесь запущен инновационный продукт — готовое овощное блюдо на выбор со свининой, говядиной или курицей в вакуумном пакете для запекания.
В 25 магазинах сети есть свои салатные цеха, куда овощи поставляются предварительно обработанными и где производятся только чистые процессы. Действуют две схемы поставок: по первой схеме фабрика-кухня овощи моет, чистит и поставляет сырыми в магазин, где происходят доготовка и нарезка для салатов, вторая схема (применяется для малых магазинов) — на фабрике производятся также варка и нарезка, а на местах остается только смешать и заправить овощи.
В этом цехе также готовятся разнообразные начинки для пирогов и мелкоштучки — овощные, мясные, рыбные, сладкие и так далее. Под каждый тип продукта выделен специальный разделочный стол. Проводятся процессы варки, бланширования, стерилизации и резкого охлаждения (до 0… +4°С за час) для защиты от бактерий.
Перспективы инноваций
Сеть "Эссен" намерена продолжать централизацию собственного производства и переводить процессы из магазинов на фабрику-кухню.
В этом году планируется централизовать производство шашлыков. Сейчас мясо рубят и маринуют на местах, но ассортимент и объемы продаж шашлыка растут (например, в майские праздники сеть продает 100 т шашлыка в день), и, чтобы покрыть потребности и сэкономить усилия, выгоднее производить продукт на фабрике-кухне. В сезон пиковых нагрузок можно использовать резервные мощности — добавлять оборудование, запускать ночную смену.
Положительный опыт централизации мясной категории есть, например, с купатами: если на местах производилось 2 вида купатов, то на фабрике производится уже 6–7.
Планируется усилить производство ремесленных колбас и деликатесов.
"Будем готовить не классические колбасы по ГОСТам, которые есть у всех ритейлеров, а ремесленные, по собственным рецептурам и техническим условиям, — рассказывает Яна Салтыкова. — Это позволит сети обеспечить конкурентное преимущество, так как не все ритейлеры развивают мясные цеха, а также уйти от прямого сравнения цен и вкусов колбас с продукцией других производителей, представленных в сетях".
Планы салатного цеха – развивать производство по технологии Sous Vide (су-вид). Суть технологии такова: мясо запаивается в пакет, томится в пароконвектомате до готовности и затем резко охлаждается. Следующий шаг — правильное использование готового продукта. Вакуумированный кусок вареного мяса не будет привлекательно смотреться на полке, и в таком виде его вряд ли купят. Основная идея использования Sous Vide — готовое мясо можно привезти в розницу и на местах допечь на гриле, придав колер и сочность, а также использовать в салатах и других готовых блюдах. В таком случае существенно сокращаются время и затраты электроэнергии на приготовление.
Есть идея убрать салатные группы из магазинов и готовить салаты на фабрике-кухне. "Существуют успешные технологии централизованного приготовления салатов, следуя которым можно обеспечить стабильное качество и постоянный контроль, — горит Яна Салтыкова. — Салаты — очень болезненная тема для ритейла. Они не проходят термообработку, поэтому несут риск отравления, а централизация позволит обеспечить безопасность. Попробуем провести эксперимент с несколькими гипермаркетами, если он удастся, все салатные цеха из магазинов будут перенесены на фабрику".
Стратегическая задача развития – искать высокомаржинальные направления и продукты и выводить из ассортимента низкомаржинальные.
В этом году упор будет сделан и на развитие кондитерского направления — эксклюзивные пирожные и торты.
Продолжится работа по продвижению линейки готовых вакуумированных блюд в пакетах для запекания. "Рынок еще надо приучить к этому продукту, – считает Яна Салтыкова. – Когда мы только запускали линейку пакетов для запекания, списывание доходило до 60%, покупатель не сразу распробовал, привыкает постепенно. Но направление это очень перспективное, особенно в тренде здорового питания и ускорения темпа городской жизни".
Мощности фабрики не только удовлетворяют потребности собственной сети, но и позволяют готовить для сторонних предприятий, и, возможно, это направление также получит развитие.

Для справки: Название компании: Оптовик, ООО (Торговые сети ЭССЕН Экспресс, ЭССЕН ) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot