Рынок торговой недвижимости Москвы восстановится не ранее чем через 3 года.
Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями на конец 2015 года достиг 463 кв. м на 1000 жителей, увеличившись на 10,5% по отношению к показателю на конец 2014 года.
Новые международные ритейлеры продолжили выходить на московский рынок, несмотря на общую негативную экономическую и геополитическую ситуацию. Этому способствовали рост конкуренции среди торговых центров и высокая активность их собственников в привлечении новых интересных брендов в свои объекты.
Показатель вакантных площадей в целом по рынку находится на уровне 11% и существенно разнится в зависимости от даты открытия и формата торгового центра. Коммерческие условия в торговых центрах сильно зависят от уровня его заполняемости. В тех объектах, где этот показатель составляет порядка 50% и ниже на момент открытия торгового центра, арендаторы могут рассчитывать на дисконт.
В IV квартале 2015 было открыто 6 торговых центров общей арендуемой площадью 220,3 тыс. кв. м. Данный показатель на 26% ниже аналогичного показателя 2014 года. В числе открытых объектов - долгожданный ТРЦ Zeленопарк на Ленинградском шоссе близ Зеленограда, ТРЦ "Столица" также в Зеленограде, ТРЦ Avenue South West и ТРЦ "РИО Румянцево" от ГК "Ташир" и ТРЦ "Калита" в Ясенево (ЮЗАО).
Динамики ввода качественных торговых площадей по годам показывает, что последствия кризиса 2008 года стали ощутимы через 3 года, когда был введен минимальный объем площадей. Только в 2013 году наметилась положительная динамика ввода торговых площадей, которая достигла пика в 2014 году. Начиная с 2015 года и далее показатель ежегодного ввода будет снижаться, в условиях экономического кризиса реализация многих проектов отложена на более поздний срок, какие-то проекты полностью отменены и не будут реализованы. Таким образом, восстановления рынка в части положительной динамики открытия новых торговых центров стоит ожидать не ранее чем через 3-4 года.
Интересно, что в 2014 и в 2015 годах структура открытых торговых центров по типу охвата практически одинаковая. Немного увеличилась (на 3%) доля ТЦ регионального формата и снизилась доля ТЦ районного формата.
В IV квартале 2015 года одни международные бренды продолжили выходить на московский рынок, другие же, напротив, предпочли отказаться от развития на российском рынке. Так, британская сеть магазинов товаров для дома и интерьера Laura Ashley закрывает свои магазины в России по причине девальвации рубля; немецкая сеть продуктовых гипермаркетов-дискаунтеров заявила об остановке развития проекта в России и выставила приобретенные ранее земельные участки на продажу. Компания Stockmann продала свои универмаги структурам британских универмагов Debenhams. Из российских сетей, прекративших свое существование в 2015 году, следует упомянуть сеть магазинов цифровой техники "Белый Ветер", сеть магазинов косметики "Ол!Гуд".
Что касается развития сетей, то наиболее активны в период кризиса дискаунтеры и сети, работающие в нижнем ценовом сегменте. Например, российская сеть супермаркетов "Дикси" открыла порядка 500 новых точек в 97 городах России. ГК "Ташир" объявила о развитии сразу двух новых сетей: сеть розничных магазинов товаров для дома Gooods House и продуктовую сеть "Ферма.рф".
По данным консалтинговой компании Welhome, на 2016 год заявлено к вводу порядка 650 тыс. кв. м торговых площадей в качественных торговых центрах, что на 15% выше объема ввода в 2015 году. Однако в реальности показатель ввода будет ниже. Некоторые объекты, несмотря на высокие стадии строительной готовности, не смогли открыться в 2015 году по причине проблем с заполнением арендаторами. Торговые центры профильных девелоперов, которые работают в этом бизнесе на протяжении нескольких лет, будут пользоваться спросом у арендаторов и постепенно заполняться. Девелоперы ищут новые интересные форматы с целью привлечения покупателей, и в дальнейшем эта тенденция продолжится в условиях высокой конкуренции. Так, например, ГК "Ташир" в своем новом ТРЦ "РИО Румянцево" открыла универмаг Take Away на площади 15 тыс. кв. м, который развивает собственными силами, в ТРЦ "Водный" (девелопер MR Group) функционирует ярмарка-универмаг "Аквариум Маркет", не говоря уже о специализированном детском магазине "ЦДМ на Лубянке" (девелопер "Галс-Девелопмент"), в котором открылось большое количество новых развлекательных и образовательных форматов.
Наиболее востребованными потребителем продолжат оставаться марки, работающие в нижнем ценовом сегменте, а также премиум-бренды. В период кризиса в наименее выгодном положении оказываются бренды полноценного среднего ценового сегмента. Это касается как профиля "одежда", "обувь", так и профиля "продуктовый супермаркет". Продолжат свое активное развитие продуктовые сети-дискаунтеры, такие как "Магнит", "Пятерочка", "Атак". Данные сети также стремятся улучшить качество своих торговых точек, развивают новые форматы с целью привлечения более широкой аудитории потребителей.
Коммерческие условия в торговых центрах останутся достаточно гибкими для арендаторов и по-прежнему будут зависеть от заполняемости торгового центра, его местоположения, а также профиля самого арендатора.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot