Экономия на хлебе и зрелищах: как россияне приспосабливаются к кризису.
За последние девять месяцев число тех, кто экономит на продуктах питания и потребительских товарах, увеличилось с 58% до 62%. Изменение потребительского поведения было зафиксировано еще в первой половине года: тех, кто начал экономить более полугода назад, — 39%, тех, кто перешел на дешевые продукты питания за последние шесть месяцев, — 18%, и еще 5% населения стали сокращать затраты на продукты питания менее чем месяц назад.
Похожая ситуация наблюдается и среди тех, кто стал полностью отказываться от некоторых продуктов, товаров, услуг и развлечений. С января их доля выросла незначительно: на 2 п.п., до 64%. Тех, кто прибегает к такому способу экономии более полугода, — 37%.
Популярным способом приспособиться к кризису остается также закупка продуктов впрок. В сентябре об этом заявили 43% респондентов (в январе — 39%). Искать более высокооплачиваемую работу стали 35% участников опроса. Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения кризис вынудил только 31% россиян.
Только 9% участников опроса ВЦИОМ заявили, что в условиях кризиса откладывают деньги в валюте (в январе — 13%). 5% заявили, что продают ценное имущество.
Ранее в октябре эксперты Sberbank CIB оценили, как ослабление рубля в июле—августе повлияло на потребительское поведение россиян среднего класса. Почти половина опрошенных (45%) стали меньше тратить на продукты, 39% сократили расходы на одежду и обувь. Более трети респондентов (36%) заявили, что сократили вообще все расходы, опасаясь дальнейшего ухудшения экономической ситуации.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot