Последний независимый производитель сигарет в России увеличит экспорт. "РосБизнесКонсалтинг". 6 июля 2015
Перекрытая Украина
Как выяснил РБК, из-за падения российского рынка сигарет и проблем на основных экспортных рынках — на Украине и в Приднестровье — ростовская компания "Донской табак", принадлежащая семье бизнесмена Ивана Саввиди, решила существенно расширить экспортную программу в страны дальнего зарубежья.
"Первые поставки на экспорт мы сделали еще в 2005 году, с тех пор экспортная программа — одна из важных составляющих нашего бизнеса", — рассказал РБК директор табачного бизнес-комплекса ООО "Группа Агроком" (в нее входит "Донской табак") Сергей Романов. По словам Романова, в 2012–2013 годах компания экспортировала до 20% объема своей продукции, однако основными рынками сбыта были страны бывшего СССР — Украина, Казахстан, Грузия и Приднестровье (Молдавия). "В 2013 году из отправленных на экспорт 6,7 млрд сигарет [сигареты традиционно измеряются в штуках], в страны бывшего Союза мы отправили 4,2 млрд штук", — говорит Романов.
Из-за политических событий на Украине "Донскому табаку" пришлось кардинально пересмотреть свою экспортную программу. Продажи "Донского табака" в прошлом году сократились на 4%, до 32 млрд сигарет. "Украина полностью перекрыла поставки продукции в Приднестровье, и поставки непосредственно в Украину существенно снизились, — рассказывает Романов. — Поэтому наш экспортный отдел работает над поиском партнеров на новых для компании рынках, в том числе в далеких от Ростова географических точках".
Кроме того, компания решила увеличивать экспортное направление из-за проблем на российском рынке, поясняет Романов: "Расти на российском рынке непросто: из-за увеличения табачного акциза растет стоимость сигарет в России, это негативно влияет на продажи. Кроме того, на рынке растет объем контрабандной и контрафактной продукции, что также негативно отражается на бизнесе легальных производителей". Так, по оценке "Бритиш Американ Тобакко Россия", доля нелегальной табачной продукции на российском рынке за прошлый год увеличилась с 1,6% до 2,7%.
"Донской табак" экспортирует свои сигареты в 31 страну мира. Помимо бывших стран СССР, продукция компании реализуется в Европе, странах Ближнего Востока — Ливане, Сирии, Иране, Ираке, Египте, юго-восточной Азии — Камбодже, Японии и даже на таких экзотических для российского производителя рынках, как Мексика, Парагвай и острова Французской Полинезии (острова в Тихом океане, крупнейший — Таити).
Курс на Полинезию
По словам Сергея Романова, стратегическая задача компании — довести объем экспорта до 30% от объема производства в течение пяти лет. В "Донском табаке" рассчитывают, что место важнейших прежде экспортных рынков — Украины и Приднестровья — займут страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Он уверяет, что на далеких от России рынках отечественных производитель может успешно конкурировать с транснациональными компаниями: "Если говорить про такие далекие страны, как Полинезия, то у крупных транснациональных компаний нет преимущества перед нами. На островах нет табачного производства и им приходится отправлять свой товар примерно так же далеко, как и нам". Минимальный объем поставки на тестовые для компании рынки составляет один контейнер (перевозится по морю), в который вмещается 500 тыс. пачек сигарет. При таких объемах нагрузка логистической составляющей на одну пачку несущественна, поясняет Романов.
Главный редактор отраслевого агентства "Русский табак" Максим Королев считает, что ставка "Донского табака" на увеличение экспортной программы является "разумным и рациональным" решением: "Российский рынок объективно сокращается, и в этих условиях производители вынуждены искать другие рынки сбыта. Уверен, что и транснациональные лидеры российского рынка, мощности которых сейчас явно недозагружены, начнут активнее работать на экспортные продажи".
Выход на высококонкурентные европейские рынки для "Донского табака" был облегчен покупкой в середине 2013 года небольшой табачной фабрики Sekap в городе Ксанти в Греции. Сумма сделки (российской компании досталось 85% Sekap, продавцом выступал государственный греческий банк ATEbank) не раскрывалась, одним из ее условий было инвестирование покупателем €20 млн в греческий завод после покупки. В 2014 году на фабрике было произведено 1,6 млрд сигарет для "Донского табака".
Иван Саввиди, семье которого принадлежит "Донской табак", издавна имеет хорошие связи с Грецией: бизнесмену, например, принадлежит греческий футбольный клуб ПАОК.
Дым за границу
"Донской табак" — последний крупный независимый производитель сигарет в России. По данным Nielsen за март 2015 года, компания занимает четвертое место на рынке после транснациональных корпораций JTI, Philip Morris и BAT ("Бритиш Американ Тобакко") с долей рынка 7,6% В самом "Донском табаке" оценивают свою долю выше — в 8,8%. "Тут нет большого противоречия, — комментирует различия в оценках менеджер крупной табачной компании из "большой тройки". — У "Донского табака" с широким ассортиментом недорогих сигарет достаточно большие объемы продаются в небольших городах и сельской местности, которую Nielsen не отслеживает".
Представители транснациональных табачных компаний в России также рассматривают экспорт в качестве перспективного направления работы. "В России наша компания располагает двумя современными высокотехнологичными фабриками, при этом одна из них [под Петербургом] является крупнейшей во всей компании Philip Morris Int. по производственной мощности. При снижающемся внутреннем рынке компания считает перспективным возможность наращивания экспорта продукции, сделанной в России. Это, безусловно, поможет развить производственный потенциал компании в России", — рассказала РБК директор по коммуникациям и связям с общественностью аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Ирина Жукова.
По данным "Филип Моррис Интернэшнл", в последние три года компания экспортирует по 3 млрд сигарет (3-4% от производства). Основными экспортными рынками являются Беларусь, Казахстан, страны Восточной Европы и Япония. В плане на 2015 год — начало экспорта в Армению, Кыргызстан, Казахстан, Монголию, Сербию и Японию.
Еще большие объемы сигарет экспортирует компания "БАТ Россия" ("Бритиш Американ Тобакко"). По словам директора компании по корпоративным отношениям Александра Лютого, "БАТ Россия" поставляет продукцию странам, где у группы "Бритиш Американ Тобакко" нет фабрик. "В прошлом году мы экспортировали 8,9 млрд сигарет, в 2013 году — 7,8 млрд. Большая часть наших экспортных поставок приходится на страны СНГ, в частности Казахстан и Азербайджан", — объяснил Лютый. По расчетам РБК, доля экспорта "БАТ Россия" составила около 11,5% от объема производства в 2014 году.

Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot