Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Электросвязь и медицина: что не дает экономике Петербурга упасть. "РосБизнесКонсалтинг". 1 мая 2016

Экономика Петербурга в 2016 году повела себя неожиданно для многих экспертов. По данным Петростата, городские предприятия в первом квартале заплатили налогов на 10% больше, чем прогнозировали даже самые отъявленные оптимисты в администрации Петербурга. Почему это происходит и можно ли доверять этим данным, мы спросили у председателя Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Елены Ульяновой.
— По сравнению с аналогичным периодом прошлого года тоже налицо улучшение?
— Да. По разным налогам ситуация разная, но в целом прирост по сравнению с прошлым годом больший, чем мы планировали. В частности, поступления по налогу на прибыль увеличились на 2,5%. Это хорошо еще потому, что поступления в 1 квартале отражают работу экономики в конце прошлого года. Значит, подъем начался еще тогда. Хотя по нашим расчетам, позитивная динамика второй половины прошлого года не должна была так быстро повлиять. Но повлияла.
— Какие достижения привели к заметному росту производства в ряде отраслей на фоне общего падения ИПП?
— Рост производства сельскохозяйственной техники на 9,1% связан с ростом производства тракторов Петербургским тракторным заводом. Заводу удалось заключить соглашения на поставку тракторов "Кировец" с руководителями ведущих зарубежных торговых компаний из Чехии, Словакии, Канады, Франции и других стран.
Рост производства теле- и радиоаппаратуры, оборудования электросвязи (почти на 100%), а также радиолокационной, навигационной аппаратуры (на 22,4%) связан с увеличением оборонного заказа.
На рост производства медицинских изделий (на 4,8%) оказала влияние как активизация работы ключевых игроков на внешних рынках, так и увеличение государственного заказа. Кроме того, многие частные медицинские организации наряду с государственными учреждениями здравоохранения реализуют политику импортозамещения и ориентируются, в первую очередь, на продукцию, произведенную на российских заводах. С учетом того, что часть этих заводов являются резидентами нашего фармацевтического кластера, отличные результаты их деятельности приводят к улучшению экономических показателей Санкт-Петербурга.
— Почему при падении производства автомобилей на 14,3% (в РФ — на 27,7%) выросло производство автокомпонентов на 21,6%? Куда пошли "избыточные" 35,9% роста автокомпонентов?
— Тут все понятно. С учетом сложившейся экономической ситуации, люди отказываются от приобретения новых автомобилей и продолжают ездить на старых — что требует большего количества запчастей, поскольку расходы на запасные части существенно растут с увеличением пробега автомобиля. Это и отражается на продажах автокомпонентов. Кроме того, растет локализация автосборки. В частности, в 2015 году увеличились объемы российского производства поставщиков Hyundai.
— Надо ли в связи с происходящим в экономике вносить изменения в антикризисную программу развития городской экономики?
— В антикризисную программу мы будем вносить изменения, они связаны в основном с теми мерами поддержки, которые мы инициировали на базе плана правительства РФ: это изменения правил аренды, расширение мер поддержки в рамках работы "Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса" (увеличение суммы кредитования, увеличение срока кредитования).
Например, сейчас рассматривается вопрос об увеличении сроков аренды причалов. Почему это важно: для нас это туристический потенциал, на причалах можно размещать как зоны посадки-высадки туристов, так и плавучие гостиницы.
Будут включены и те меры, которые мы озвучили на заседании правительства: льготы для граждан и компаний по транспортному налогу и налогу на имущество. Включим в Антикризисную программу и схему привлечения инвестиций для строительства социальной инфраструктуры. Кроме того, будут более комплексные программы, например, развитие конгрессно-выставочной деятельности. Мы уже зафиксировали в прошлом году, что это очень перспективное направление, но для того чтобы оно более эффективно заработало, кроме мер финансового стимулирования, нужно предусмотреть еще ряд других мер поддержки.
[РБК Петербург подробно рассказывал об исследовании комитета по промышленной политике, которое показало, что потенциальные экспортеры хотят от властей именно поддержки участия в международных выставках и ярмарках — ред.]
— Увеличение господдержки обусловлено данными Петростата о неожиданном росте экономики. Но насколько можно доверять этим данным? Ведь в последнее время эксперты сильно критикуют методику Росстата. У вас, наверно, тоже есть к ней претензии?
— Действительно, в методологии Росстата есть некоторые спорные моменты. Например, по разделу "Туризм" данные Петростата расходятся с информацией Пограничной службы ФСБ и городских музеев — по числу иностранных и российских туристов, по числу россиян, выезжающих за границу.
Больше всего вопросов к методике расчета индекса промышленного производства, а это важнейший показатель развития промышленности. Он рассчитывается преимущественно на основе данных о динамике выпуска по установленному набору ("корзине") профильных товаров отрасли. То есть, зависит, прежде всего, от полноты учета промышленной продукции, выпускаемой предприятиями. Кроме того, выпуск предприятием новой продукции в данных Петростата не отражается (отражается с запозданием, после обновления "корзины"). Это ставит под вопрос объективность результата. Немаловажным является и тот факт, что мониторинг проводится лишь по 25-30% крупнейших промышленных предприятий города. Наибольшая ошибка в связи с этим возникает в тех отраслях, где нет явных лидеров (по объему производства) и в общий показатель объема производства дают примерно одинаковый вклад большое число компаний.
— Получается, что Петростат хуже всего описывает производство новой, инновационной продукции, которое правительством Петербурга объявлено главным стратегическим приоритетом — потому что эта продукция, во-первых, очень поздно попадает в учетную "корзину", а, во-вторых, производится главным образом малыми и средними предприятиями. Как же вы в такой ситуации формируете политику поддержки инноваций, оцениваете эффективность применяемых мер?
— Мы в этом году сформировали дополнительный запрос Петростату на информацию по приоритетным отраслям, по тем предприятиям и видам продукции, которые важны для Стратегии-2030. И увидели, что нет сквозной информации: например, есть оборот, но нет ИПП; есть численность — нет средних зарплат и т.д.
Я знаю, что комитет по промышленной политике и инновациям ведет работу с Петростатом по нивелированию дефектов методики по своему профилю. И я, когда пришла в прошлом году, также общалась с Петростатом, в том числе, относительно учета производственной деятельности в процессе длительного изготовления продукции (турбин для электростанций, кораблей и т.д.) в итоговых данных по ИПП. По словам главы Петростата Олега Никифорова, частично они уже учли эти нюансы.
— Действительно ли, как утверждают эксперты, бюджет Петербурга ежегодно теряет сотни миллионов (если не миллиарды) рублей земельного налога от промышленных предприятий, расположенных на земельных участках, зарегистрированных в Росреестре (Кадастровой палате) как земли сельхозназначения?
— Да, в таких случаях потери бюджета, конечно, есть, поскольку ставка налога для сельхозземель (0,3% от кадастровой стоимости) в пять раз меньше ставки для промышленных земель (1,5%). Но по частным землям мы можем проводить только плановые проверки, да и то по согласованию с Росреестром и прокуратурой. Внеплановые проверки имеет право проводить только Росреестр.
— Согласны ли вы с утверждением некоторых специалистов, что единый Генплан для Петербурга приводит к перекосам в развитии территорий? Они утверждают, что ряд районов, например, Курортный, Ломоносовский, Пушкинский, имеют сильно отличающуюся от других районов специфику и нуждаются в своих, особых, генпланах. В то же время, нынешний Генплан многие архитекторы и девелоперы критикуют за излишнюю детализированность. Предлагают общий Генплан сделать менее детализированным, а для разных групп районов ввести свои подробные генпланы — второго уровня.
— Отвечу коротко — да, я за дифференцированный подход в вопросах территориального планирования, в том числе в части учета специфики отдельных районов города. Почему это не было учтено в проекте нормативов градостроительного проектирования? Потому что мы еще не готовы к этому, нет согласия в отношении возможных подходов к ранжированию, перечня объектов регионального значения, к которым будет применяться дифференцированный подход, нет достоверных исходных данных для расчетов. Принятие НГП в текущей редакции не мешает нам продолжить работу в данном направлении и, при необходимости, внести изменения в нормативы и иные документы территориального планирования.
— Актуален ли для Петербурга рассматриваемый сейчас в Госдуме проект закона о принудительном выкупе неэффективно используемой земли?
— Да, актуален. Особенно для "серого", промышленного, пояса вблизи центра города. Мой любимый пример — территория Большого морского порта. Земля там очень дорогая, а на ней стоят двух-трехэтажные здания, конечно, это неэффективно. Мы в этом году начинаем инвентаризацию земель "серого" пояса, чтобы получить полную информацию по участкам (какая площадь, кто собственник, на каком основании и т.д.) и с интересом смотрим на этот законопроект. Но собственникам надо, конечно, предлагать справедливую компенсацию.
— А вам не кажется, что лучше было бы стимулировать собственников и арендаторов экономическими мерами, например, повышением ставок налогов и аренды для неэффективно используемых участков?
— Да, во многих странах так и поступают. Экономические меры по введению повышающих коэффициентов с тем, чтобы собственникам было невыгодно использовать земли не по назначению — это, на мой взгляд, это более прогрессивный метод. Но тут мы упираемся в потолок ставок, который установлен на федеральном уровне.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot