Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Десять лет назад в Москве открылся первый бизнес-парк – Дербеневский – ознаменовав тем самым появление на отечественном рынке нового сегмента офисной недвижимости.

Сейчас, по прошествии десятилетия, стало ясно: западное новшество в России прижилось, активно развивается и даже приобрело свои особенности.
Формат бизнес-парков известен на Западе уже порядка полувека, тогда как в России его история насчитывает всего лишь 10 лет. Но российский рынок недвижимости развивается быстрыми темпами в силу своей молодости, и за период своего существования бизнес-парки московского региона успели "обрасти" рядом характерных особенностей, отмечают в ГК "ЭКООФИС", которая реализовала один из первых проектов – "Дербеневский" – а впоследствии – и целый ряд других бизнес-парков.
Бизнес-парк в "исконном" понимании – малоэтажный комплекс, расположенный на собственной территории, где помимо непосредственно офисных и складских помещений располагаются инфраструктурные объекты. Как правило, подобные проекты реализуются за пределами городской черты, где у девелопера есть возможность приобрести большой участок по относительно невысоким ценам. Неудобства для арендаторов, связанные с удаленностью от центра, компенсируются мощной собственной инфраструктурой. На территории обычно имеются магазины, спа-салоны, кафе, фитнес-центры, развлекательные учреждения, в ряде случаев – даже детский сад.
Особенностью московского рынка бизнес-парков является то, что этот формат, по сути, включает два похожих, но все же различных по своим характеристикам продукта: собственно "классические" загородные бизнес-парки и бизнес-парки, включенные в границы города, причем расположены они довольно близко к центру.
"Такую возможность дает наличие в границах Москвы большого количества промзон, позволяющих после реновации создавать "города в городе" – те же анклавы деловой жизни с полноценной инфраструктурой, со значительным количеством площадей, но внутри престижных районов, – рассказывает собственник ГК "ЭКООФИС" Андрей Ковалев. – Так, бизнес-парки "Дербеневский" и "Кожевники" находятся в районе станции метро "Павелецкая", где на сегодняшний день уже сформировался целый кластер деловой активности, бизнес-парк "Соколиный дворик" – в районе "Электрозаводской", где сейчас формируется новая зона престижности".
В каждой "вариации" есть свои плюсы и минусы. Российский менталитет и сложная транспортная ситуация в столице и на МКАД, безусловно, затрудняет развитие любой офисной недвижимости даже на некотором удалении от центра. Однако, относительная стоимость земли позволяет арендаторам рассчитывать на низкий уровень ставок. С другой стороны, в городе нет необходимости строить мощную инфраструктуру: все необходимое уже есть в непосредственной близости.
Оба продукта – как загородные бизнес-парки, так и "города в городе" – успешно существовали на всем протяжении своей историей, с некоторой поправкой на кризис 2008-2009 годов, когда заполняемость просела на 30-40 процентов.
Но кризис 2014-2015 годов показал новый тренд: загородные бизнес-парки, несмотря на более привлекательные по сравнению с городскими "классическими" офисными зданиями сопоставимой классности ставки, заметно теряют в заполняемости. В то же время, бизнес-парки внутри городской черты сохраняют хорошие показатели.
Основная причина этого, по мнению Андрея Ковалева, – все-таки местоположение. "На сегодняшний день явным преимуществом "центровой" локации является, прежде всего, более широкий круг потенциальных арендаторов. Если за городом, подобные площади востребованы, прежде всего, для "бэк-офисов", а также представителей некоторых видов бизнеса, то офисы в районе Садового Кольца или ТТК интересны компании любого профиля.
"Кроме того, в таких проектах, оставаясь на ценовом уровне В и даже С класса, за счет грамотной управляющей компании можно обеспечить арендаторам "условия существования" на уровне класса А. И таким образом получить дополнительный спрос из числа тех компаний, которые сейчас съезжают из дорогих офисов с целью оптимизации расходов", – поясняет Андрей Ковалев.
И еще один немаловажный фактор. Формат бизнес-парка за счет наличия отдельно стоящих зданий позволяет технически учитывать самые разные требования с точки зрения назначения помещений. Например, в БП "Кожевники" мирно соседствуют офисы, складские помещения и съемочный павильон. Последнее обстоятельство дает бизнес-паркам явное преимущество перед традиционными бизнес-центрами.
"Прошедшее десятилетие со всей очевидностью показало, что на рынке коммерческой недвижимости России сформировался полноценный сегмент бизнес-парков, который развивается параллельно с "классической" офисной недвижимостью. Причем в нашей стране создан уникальный формат – бизнес-парков в центре города, который еще далеко не исчерпал потенциала своего развития: ведь промзон, которые нуждаются в редевелопменте, в Москве еще очень и очень много", – резюмирует Андрей Ковалев.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.