На что следует ориентировать Госпрограмму развития АПК? "DairyNews.ru". 14 сентября 2018
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Масложировая промышленность
Рынок продуктов питания » Мучная, хлебоперкарная промышленность
Рынок продуктов питания » Рынок зерновых
Рынок продуктов питания » Рынок сахара
Рынок продуктов питания » Рынок рыбы
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
"Доходы" определяют как разницу между "выручкой от реализации продукции и услуг" и "расходов на их производство". В зависимости от целей расчетов в расходы могут включаться все издержки и дополнительно "упущенная выгода", или исключаться какая-то их часть, например, амортизация, расходы собственника и т.п. Но, зачастую, под "доходами" понимают совокупную выручку, например, на сайте ДейриНьюс приведена информация, что "семь из 10 крупнейших агрохолдингов в течение прошлого года увеличили выручку, а совокупный доход участников от основной деятельности вырос на 12 млрд руб. до 694 млрд руб.". Однако это все же выручка приблизилась к 700 млрд. руб., но, к сожалению, не доход.
Если государство возьмет на себя обязательства гарантировать доходы, то снизиться мотивация производителей предпринимать усилия, направленные на снижение расходов и повышение качества продукции, поиск наиболее выгодных рынков сбыта продукции и приобретения ресурсов, что приведет к снижению и без того невысокой эффективности государственной поддержки АПК.Так, например, отдельные компании в АПК, по информации Дейри Ньюс, генерируют отрицательные денежные потоки, являясь получателями значительных сумм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Так, в крупнейшем в АПК России холдинге, несмотря на рост выручки, размер которой в 2017 г. достиг 125 млрд. руб., входящая в холдинг компания, реализующая один из наиболее значимых в холдинге проектов, "в прошлом году получила чистый убыток в 2,4 млрд руб".
Наши исследования показывают:
для ускорения развития отраслей АПК, обеспечения устойчивого роста объемов производства Госпрограмму следует ориентировать на достижение отраслями АПК состояния устойчивой конкурентоспособности, т.е. на:
снижение издержек производства;
повышение качества продукции;
повышение экологической безопасности и снижения нагрузки на окружающую среду.
Формы и методы поддержки и гос. регулирования призваны обеспечить условия и поддержать инновационно-инвестиционную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширять возможности инвестиционной деятельности вне зависимости от размеров и организационно правовой формы производителей, их территориального расположения, создавать условия для повышения качества долгосрочного планирования, достоверности оценки эффективности инвестиций и срока их окупаемости.
Задачами поддержки и регулирования должны стать:
1. Защита рынка продукции и ресурсов от недобросовестной конкуренции, включая ограничения рыночной власти крупнейших производителей, защиту от фальсификатов и т.д., формирование "созидательной конкуренции".
2. Поддержка инвестиций направляемых на технологическую модернизацию производства и переработки; первоочередная поддержка освоения инновационных (прорывных) технологий ("технологий завтрашнего дня") – повышенный размер поддержки высокоэффективных, трудосберегающих, экологически безопасных технологий с высокой инновационной составляющей.
Рекомендуемые формы поддержки и регулирования:
2.1. "Стимулирование спроса". Наиболее доступная форма для большинства производителей – прямая поддержка приобретения новой техники и оборудования для аграрного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, с компенсацией части затрат в момент приобретения, что позволит переориентировать процесс поддержки с производителей техники в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей. Такая форма поддержки применяется в большинстве регионов из региональных бюджетов, однако ее развитие тормозит отсутствие такой формы поддержки на федеральном уровне.
2.2. "Стимулирование предложения". Регулирование банковской сферы таким образом, чтобы сельскохозяйственные производители могли получать инвестиционные и краткосрочные кредиты по ставке ниже рыночной. Систему льготного инвестиционного кредитования вместо принципа субсидирования банков за счет средств поддержки АПК, целесообразно формировать на "принципах наилучшего обеспечения … добровольно или по принуждению" методами государственного регулирования банковской сферы. С целью снижения ставки по инвестиционным кредитам, доведение до банков с гос. участием "гос. задания" по объему выдаваемых инвестиционных и краткосрочных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям и количеству получателей в АПК. Например, в Соглашениях с уполномоченными к работе по кредитованию АПК банками, претендующими на получение преференций и льгот со стороны государства, в т.ч. докапитализацию, налоговые льготы, снижение требований к объемам резервов и т.п., целесообразно устанавливать задания (контрольные нормативы, индикаторы) одновременно по объему выдаваемых инвестиционных кредитов для сельхозтоваропроизводителей и количеству получателей в аграрной сфере. В этом случае кредитная ставка для сельхозтоваропроизводителей, устанавливаемая рынком, будет существенно ниже, чем для других сфер экономики, так как между банками усилится конкуренция за клиентов из аграрной сферы, и они будут вынуждены снижать ставки до уровня своих предельных издержек в целях выполнения задания по объему и охвату выданных кредитов. Подобный опыт есть в странах Северной Европы. Таким образом, процесс льготного кредитования будет переориентирован "в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей", а не в пользу банков, как происходит в настоящее время, т.е. "поставлен с головы на ноги". Льготные инвестиционные кредиты станут доступны всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, сохранившим потенциал развития, вне зависимости от размеров, рыночной власти и политического веса.
2.3. Целевая поддержка освоения инновационных (прорывных) технологий ("технологий завтрашнего дня") "пилотными" хозяйствами, "первопроходцами", осваивающими подобные технологии "первыми в России", с обязательствами производителей в соответствии с ("Соглашениями") по проведению определенного количества бесплатных обучающих семинаров и количества прошедших обучения руководителей и специалистов АПК в течение одного-двух лет.
3. Государственная поддержка инфраструктуры, включая информационную:
3.1 Информационного обмена в отрасли, "формирования плотного информационного пространства": поддержка обмена опытом - "бенчмаркинг", проведения обучающих семинаров, конференций, региональных ИКС, отраслевых СМИ, включая электронные, проведения выставок, ярмарок и т.п.
3.2. Формирования телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности, расширение доступности скоростного интернета и т.п.
3.3. Формирования транспортной и социальной инфраструктуры на селе.
Врио директора ФГБНУ СЗНИЭСХ, к.э.н., доцент В.Н. Суровцев
Получить информацию:

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Агропромышленный комплекс РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- демонстрация основных показателей агропромышленного комплекса,
- объемы и динамика экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров,
- сделки M&A,
- импортозависимость и импортозамещение,
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса,
- рейтинг крупнейших агрохолдингов РФ,
- цифровизация в АПК,
- прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «160 строящихся и проектируемых предприятий агропромышленного комплекса РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- мясное животноводство,
- молочное животноводство,
- птицеводство,
- растениеводство,
- грибоводство,
- аквакультура и рыбоводство,
- хранение зерновых и масличных культур,
- хранение овощей, фруктов и корнеплодов.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.