Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Стенограмма заседания Правительства о проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы (часть 2)

А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Прогноз социально-экономического развития на период с 2015 по 2017 год на самом деле разрабатывался в беспрецедентно сложных макроэкономических и геополитических обстоятельствах, которые связаны и с санкционным режимом, и с замедлением спроса на многие товары нашего экспорта, с высоким уровнем издержек, с высоким уровнем оттока капитала, который во многом был также спровоцирован ухудшением геополитической обстановки.
В этой ситуации мы предлагаем к рассмотрению два варианта прогноза: базовый, который исходит из более консервативных представлений о развитии макроэкономической динамики, и второй вариант - так называемый умеренно оптимистический, который исходит из несколько лучших объективных обстоятельств и немножко иной, более активной, экономической политики.
Что касается внешних условий прогноза. Оба варианта исходят из достаточно позитивных представлений. Мы закладываем в прогноз предположение о том, что новые санкционные режимы не вводятся, и действие имеющихся санкций заканчиваются в 2015 году.
При этом, безусловно, сохраняются высокие геополитические риски, что для инвесторов в условиях высокой неопределенности означает дополнительную премию за риск и снижение склонности к инвестированию. Тем не менее, в период с 2016 по 2017 год мы ожидаем сокращение объема оттока капитала и выход его на более приемлемый уровень - 20-30 млрд долларов в год.
Кроме того, прогноз исходит из представления о более высоких темпах мирового экономического роста, чем это было достигнуто прежде, прежде всего и за счет восстановления роста американской экономики и сохранения высоких темпов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, притом что экономики Европы будут развиваться достаточно медленными темпами.
В этом прогнозе мы исходим из того, что цена основного нашего экспортного товара - нефти - в текущем году составит 104 доллара за баррель, а на 3 следующих года останется на уровне 100 долларов. Мы понимаем, что есть высокие риски, связанные как с восстановлением объемов мирового предложения нефти, предложения Ливии, предложения Ирака, предложения Ирана и с увеличением запасов, и с возможным уменьшением спроса, связанным с ожидаемым замедлением темпов роста в странах, которые являются крупными потребителями нефти и нефтепродуктов.
Тем не менее, вот этот вариант прогноза, он все еще ниже, чем прогноз основных мировых аналитиков инвестиционных банков, и нам представляется реалистичным предположение о сохранении тенденции на ближайший период.
Текущий год. Как уже сказал Председатель, мы ожидаем, что динамика ВВП будет 0,5% роста. К 8 месяцам мы сейчас имеем 0,7%, рост в оставшиеся III и IV кварталы года прогнозируется на уровне 0,1-0,2% ВВП. При этом основной негативный эффект - это замедление инвестиционного процесса. Сейчас мы имеем минус 2,5% инвестиций в основной капитал. Примерно такая же тенденция сохранится и до конца года.
Почему мы считаем возможным в прогнозе 2015 года повысить наши ожидания до уровня 1,2%, а в 2016-2017 годах - до 2,3 процента. Прежде всего мы ожидаем увеличения инвестиционного роста: для 2015 года это прежде всего государственные капиталовложения, а также капиталовложения компаний с государственным участием, таких, как "Газпром", "Транснефть", "Роснефть" и некоторые другие. Мы учли и строительство крупномасштабного газопровода "Сила Сибири", некоторые другие проекты, в том числе, и те, которые будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния, такие, как реконструкция БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая автодорога и т. д.
Начиная с 2016 года, мы ожидаем также восстановления инвестиций частного капитала на основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и геополитических отношениях. При этом инфраструктурные компании в этот период будут инвестировать, видимо, менее активно. Это во многом связано с завершением инвестиционных программ в электроэнергетике. В целом рост инвестиций составит 1,6% в 2016 году, 2,9% - в 2017 году.
Действительно, как уже сказал Дмитрий Анатольевич, по сравнению со сценарными условиями у нас зафиксировано снижение прогнозных параметров по ряду позиций, и прежде всего по ВВП, с 2 до 1,2%, с другой стороны, по инфляции, правда, с текущего года, - 7,5% против 6% в прошлом году, что связано и с санкционным режимом, и с эффектами переноса, связанного со снижением валютного курса рубля относительно валют основных наших торговых партнеров.
Прогноз инфляции на 2015 год - 5,5 процента. Он несколько повышен по сравнению со сценарными условиями, в частности связан с более высоким прогнозом по продовольственным ценам. При этом мы исходим из того, что в течение года динамика инфляционная будет резко замедляться, особенно во втором полугодии, и среднегодовые значения будут снижаться.
Соответственно, изменение прогноза по инфляции оказывает влияние на прогноз реальных заработных плат, реальных доходов, а, следовательно - рост потребительского спроса населения, оборотов розничной торговли и потребительских услуг. Эти прогнозные значения также вследствие увеличения инфляции понижены. Тем не менее мы ожидаем, что, начиная с 2016 года, будет восстанавливаться рост реальной заработной платы: до 2,8% в 2016 году и 4,6 в 2017 году, соответственно, среднегодовой розничный оборот ускорится до темпов свыше 3 - 3,2 процента.
Что касается внешней торговли. Мы ожидаем сохранения примерной динамики, существующей в настоящее время. Величины экспорта мы предполагаем примерно такими же.
Что касается импорта, наиболее чувствительного к изменению курсовых соотношений, то в текущем году мы ожидаем сокращение импорта в реальных значениях примерно на величину 8%, а в последующем полагаем, он немножко восстановится, до уровня 1,2-2,2% роста, что означает высокий уровень положительного торгового сальдо, более 160 млрд. долларов на протяжении всего рассматриваемого периода. Кроме того, это означает также и положительное сальдо текущего счета платежного баланса.
При прогнозе тарифов на услуги естественных монополий мы исходим из принятого решения о том, что индексация тарифов не должна превышать уровень индекса потребительских цен. При этом, поскольку прогноз по инфляции повышен, соответственно предлагается и более высокая индексация как базовый вариант для 2015 года - это 7,5 процента.
Начиная с 2017 года, мы закладываем в прогноз сокращение перекрестного субсидирования за счет того, что для услуг сетевого хозяйства и иных инфраструктурных компаний будет действовать понижающий коэффициент - 0,8 от инфляции предшествующего года - для промышленных потребителей.
На оптовом рынке электроэнергии мы ожидаем, что рост цен составит примерно 10,5% по 2015-2016 годам и несколько меньше, 9,5, - по 2017 году. При этом мы исходим из того, что более высокий темп роста оптовых цен на генерацию связан с вводом новых генерирующих объектов по договорам о предоставлении мощностей, а также переносом сроков по исполнению этих договоров.
Кроме того, мы исходим из принятого решения о том, что акционерное общество "Газпром" будет иметь право предоставлять дисконт по регулируемой оптовой цене начиная с 2015 года.
В отношении тарифов на услуги теплоснабжения предлагается ограничить их индексацию в 2015 году на уровне 7%, в 2016 - 5,5, 2017 - 4,2 процента. Обращу внимание, что эта индексация несколько ниже, чем уровень инфляции предшествующего года. Мы связываем эти предложения с отсроченным эффектом от нулевой индексации по газу в 2014 году, что дает хороший разрыв между ценой газа как основной издержки для теплоснабжающей организации и для тепла.
Тарифы на железнодорожные перевозки. Мы тоже закладываем индексацию в 2015 году на 7,5 процента. Мы обсуждали подробно этот вопрос с компанией "Российские железные дороги", заинтересованными ведомствами и нашли возможность дополнительного субсидирования компании в размере 30 млрд. рублей, которая с нашей точки зрения при необходимых оптимизационных мероприятиях в части текущих расходов компании позволяет эту проблему решать.
Кроме базового варианта, о котором я говорил до сих пор, мы предлагаем также второй, умеренно оптимистический вариант. Он основан на представлении о более активной экономической политике и предполагает дополнительные меры стимулирующего характера, связанные с увеличением расходов бюджета на финансирование новых инфраструктурных проектов и иных крупных проектов, на дополнительное финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния, за счет дополнительного роста кредитования наиболее важных секторов экономики, а также тех секторов экономики, которые оказались уязвимыми в связи с введенными санкциями, за счет развития проектного финансирования, за счет дополнительной капитализации российских коммерческих банков.
При условии принятия этих мер, а также дополнительных мер поддержки несырьевого экспорта мы ожидаем, что государственные капиталовложения с учетом средств ФНБ увеличатся с уровня примерно 2% в базовом варианте до 7,4% в среднем за три года во втором варианте.
Мы предполагаем, что ежегодный рост кредитного портфеля российским заемщикам, предприятиям увеличится в 2015-2017 годах в этом варианте до 15-17 процентов. За счет всех источников, таким образом, рост инвестиций составит уровень между 3 и 5,5% в расчете на год.
Таким образом, сравнение второго варианта с первым показывает, что начиная с 2015 года в условиях проведения этих дополнительных мер, связанных с государственными капиталовложениями, развитием кредитования, поддержкой экспорта и некоторыми другими, рост ВВП начиная с 2015 года будет ускоряться и в среднем составит 3,3%, а к 2017 году ускорится до 4,3 процента. Разница в темпах роста ВВП между вариантами составляет в среднем 1,4 процента.
Соответственно, представления, заложенные в прогноз на 2015-2017 годы, создают возможность и для обеспечения сбалансированности бюджета, создает возможность для обеспечения устойчивости всей макроэкономической конструкции, о которой тоже во вступительном слове говорил Председатель Правительства, и это позволяет выполнить наши базовые обязательства без нарушения устойчивости этой конструкции.
Спасибо.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение