Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Стенограмма совещания Дмитрия Медведва о готовности системы образования к началу учебного года (часть 1).

Д.Медведев: Добрый день всем, кто здесь, и всем, кто находится в режиме видеосвязи.
Через несколько дней начинается новый учебный год, поэтому на сегодняшнем совещании мы обсудим готовность к 1 сентября школ, детских садов, частично университетов, высших учебных заведений.
Речь пойдёт о комплексе задач. Это и организация, и содержание учебного процесса, состояние зданий, оснащённость классов, питание детей. Отдельно обсудим, как работает система образования в новых российских регионах. Начнём с готовности российской системы образования к новому учебному году в целом.
Первое – о том, что касается дошкольного образования. Мы последовательно снижаем очерёдность в детские сады. Уже второй год на эти цели из федерального бюджета выделяется по 50 млрд рублей, в прошлом году было ещё и больше. Есть неплохие результаты. Мы дополнительно создали более 400 тыс. новых мест в детских садах, в этом появится ещё порядка 350 тыс. мест. Введено в эксплуатацию практически 450 новых детских садиков.
Таким образом, проблема очередей решена практически на 100% в 29 субъектах Федерации, но в восьми регионах этот показатель всё ещё ниже 80%. Не обеспечено местами более 300 тыс. детей, и это, кстати, без учёта Крымского федерального округа. Ситуацию необходимо исправить к 2016 году, когда дошкольное образование должно быть доступно всем детям в возрасте от трёх до семи лет.
Д.Медведев: "Мы дополнительно создали более 400 тыс. новых мест в детских садах, в этом появится ещё порядка 350 тыс. мест. Введено в эксплуатацию практически 450 новых детских садиков".
Теперь по школам. Мы обновляем инфраструктуру общеобразовательных организаций, укрепляем их материально-техническую базу. Количество школ в аварийном состоянии за последние пять лет (по сравнению с 2009 годом) уменьшилось почти в два раза, реорганизовано более тысячи школ. К этому учебному году в эксплуатацию сдано 55 новых школ, но если сравнить с детскими садами, то здесь, конечно, динамика не такая убедительная. Проблема большая. Понятно, что все регионы сейчас свои силы и средства направляют на строительство детских садов, в то же время о школах думать нужно. Хотел бы, чтобы и руководители регионов об этом думали, когда планы свои стратегические верстают, и в будущем нам, видимо, придётся создавать отдельную программу по школам, после того как завершим программу по детским садам.
1 сентября свои двери откроют около 43 тыс. школ, для них закуплено новое учебное оборудование, спортивный инвентарь, школьные автобусы. Почти все школы (порядка 95%) подключены к интернету, 57 регионов, в том числе Крым, отчитались об обеспеченности на 100% учебниками и учебными пособиями. Горячее питание организовано в большинстве школ, тем не менее с этим есть ещё проблемы, тоже можем об этом поговорить.
Совещание о готовности системы образования к началу учебного года
Отдельно хотел бы коснуться ситуации, которая сложилась в республиках Хакасия, Алтай, Тыва и Алтайском крае в связи с наводнением. Стихия затронула 54 образовательных учреждения, где-то были нарушены коммуникации, где-то были подтоплены здания. Хотел бы сейчас от губернаторов услышать, какие есть проблемы, есть ли какие-то препятствия своевременному началу учебного процесса на пострадавших территориях.
Третье – то, что касается высшей школы. Буквально вчера мы обсуждали готовность российских вузов к новому учебному году на совещании с вице-премьерами. В России работает свыше 900 организаций высшего образования, в которых обучается около 5,5 млн человек, и в общем и целом система к приёму студентов готова.
Хочу обратить ваше внимание на то, что этот учебный год имеет и свои особенности. Во-первых, в этом году дети, которые живут на территории Крымского федерального округа, впервые начнут учиться в соответствии с российскими стандартами. Важно, чтобы школы новых субъектов им соответствовали, были современными и комфортными. Конечно, очень важно, чтобы учителя обладали нужной квалификацией. На развитие образования новых регионов мы выделили более 4,5 млрд рублей. Я понимаю, что времени прошло немного, всего не решить за такой короткий срок, но тем не менее важно узнать, что было сделано и насколько отвечают сегодня образовательные учреждения Крыма нашим федеральным стандартам. Во-вторых, в зоне повышенного внимания – образование граждан, которые вынуждены были покинуть пределы Украины. Надо помочь людям, которые спасаются от войны, и сделать так, чтобы их дети могли ходить в школу.
На сегодняшний день в 79 субъектах Российской Федерации находится почти 100 тыс. украинских детей. Почти треть из них зачислена в российские образовательные учреждения дошкольного и общего, а также профессионального образования, другие ещё определяются, что им делать в будущем. Для выпускников украинских школ выделены места в российских вузах. В 65 субъектах Федерации часть школ была переоборудована под пункты временного размещения, таких было 143, тем не менее учебный год в этих районах должен начаться вовремя. Рассчитываю также услышать доклады о том, что для этого сделано.
И последнее, о чём бы я хотел сказать в начале совещания.
В школах завершаются подготовительные работы. Времени совсем немного, уже в понедельник 1,5 млн детей пойдут в первый класс, а всего за парты сядут 14 млн ребят. Я уверен, что всем нам – и руководителям территорий, и руководителям федерального уровня – в силах сделать так, чтобы учиться было и интересно, и комфортно, и, самое главное, безопасно, поэтому всем желаю продуктивного нового учебного года.
Дмитрий Викторович (обращаясь к Д.Ливанову), передаю вам слово для короткого доклада о состоянии дел.
Д.Ливанов: Коротко скажу об основных изменениях наших образовательных параметров по уровню образования.
В системе дошкольного образования в этом году будут учиться на 360 тыс. детей больше, чем в прошлом, всего 6 млн 347 тыс. человек. Мы последовательно решаем задачу обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования. Более 400 тыс. мест дополнительно создано в прошлом году, ещё примерно 350 тыс. будет создано в этом году.
Действительно, наши новые регионы – Республика Крым и город Севастополь имеют гораздо худшую ситуацию с обеспечением детей местами в детских садах. Очередь в Республике Крым составляет более 17 тыс. человек, в Севастополе – 3 тыс.
Есть регионы, которые отстают, я не буду их называть. Крайне важно сейчас использовать месяц этого года и следующий год, для того чтобы решить поставленную задачу во всех российских регионах.
Д.Медведев: А много таких отстающих регионов всё-таки?
Д.Ливанов: Примерно восемь регионов, где, мы считаем, на сегодняшний день имеется отставание достаточно серьёзное.
Д.Медведев: Это какие?
Д.Ливанов: Это Республика Саха (Якутия), Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика и два региона Крымского округа, но там, конечно, особая ситуация, мы их не считаем отстающими.
Д.Медведев: Надеюсь, коллеги это услышали, которые на связи находятся.
Продолжайте.
Д.Ливанов: Заработная плата работников дошкольного образования выросла в первом полугодии этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 17%, составляет сегодня 26 тыс. рублей. Это достаточно серьёзный рост, учитывая то, что в течение 2013 года она выросла почти в 2 раза.
Идёт масштабное строительство детских садов. Сейчас ведётся строительство около 700 объектов, 400 из них будут завершены в этом учебном году, откроют свои двери для детей.
Общее образование. Как Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, у нас 44 тыс. школ. В первый класс придут 1,6 млн детей, это на 145 тыс. больше, чем в прошлом году. 120 тыс. этого прироста обусловлено демографическим ростом, 25 тыс. – это первоклассники Крыма и Севастополя. При этом выпуск из 11-х классов – это 678 тыс. человек. Таким образом, у нас детей школьного возраста стало почти на 900 тыс. больше только за один учебный год.
Заработная плата работников общеобразовательных организаций выросла до 34 тыс. рублей – увеличение на 18% по отношению к первому полугодию прошлого года.
В одну смену в наступающем учебном году будут работать 75% школ, в две смены – 10 556 школ (25%). К сожалению, у нас до сих пор есть школы, которые работают в три смены. Их всего 83, не так много, но тем не менее это тоже важно: их 12 в Республике Дагестан, 15 – в Ингушетии и 56 школ в Чеченской Республике. Уже неоднократно обращали внимание руководителей регионов на то, что обучение в две и три смены недопустимо, – необходимо решать эту проблему максимально быстро.
Мы также обращаем внимание на то, что всё ещё остаётся проблема с аварийными школьными зданиями. Хотя их число существенно уменьшилось – в течение трёх лет в два раза, тем не менее сегодня в аварийном состоянии находится 633 школьных здания. Наиболее острая ситуация с аварийными школьными зданиями в республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Якутия и в Красноярском крае.
Мы ставим задачу стопроцентного обеспечения всех школьников бесплатными учебниками – это гарантия нового нашего закона об образовании. На сегодняшний день задача эта практически решена. Есть несколько регионов, в которых эта обеспеченность находится в интервале от 80 до 90%. Не буду их перечислять, но прошу обратить внимание руководителей регионов на то, что ещё есть несколько дней, для того чтобы полностью решить задачу бесплатного обеспечения школьников учебниками.
Сегодня 95% школ уже принято комиссиями, полностью готовы к работе. По остальным 5% идёт сейчас приёмка. Мы абсолютно уверены в том, что все 100% школ будут к 1 сентября готовы к приёму учеников.
Нам предстоит в 2015 году провести так же организованно, как в 2014 году, единый государственный экзамен. Будут у нас и некоторые изменения в системе итоговой аттестации: впервые 11-классники будут писать сочинение. Нам предстоит разделение единого экзамена по математике на уровни – базовый и профильный. В структуре заданий по русскому языку исключается часть с выбором ответа. Но в целом наша система образования готова к проведению единого экзамена в следующем году.
Главные задачи, которые необходимо решать школам в предстоящем учебному году, – это введение в действие, апробация профессионального стандарта учителя в полном объёме, это завершение внедрения федерального образовательного стандарта начального общего образования и подготовка к переходу школ со следующего учебного года на ввод ФГОС основного общего образования, то есть с пятого класса.
Несколько слов о профессиональном образовании. У нас функционирует 4 тыс. профессиональных образовательных организаций – колледжей и техникумов, в них обучается более 2,3 млн человек. Заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения, которые реализуют программы профессионального образования, выросла почти до 30 тыс. рублей в первом полугодии этого года, что на 20% больше по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
О высшем образовании, Дмитрий Анатольевич, Вы в целом сказали. Мы в этом году сохранили общий объём контрольных цифр приёма на бюджетные места. Всего было принято более 480 тыс. человек на бюджетные места в наши вузы. Приём вели 534 вуза. Всего количество поданных заявлений превысило 2,6 млн, то есть конкурс превысил восемь человек на одно место.
Мы отмечаем среди тенденций этого года увеличение заинтересованности абитуриентов в получении инженерно-технического и педагогического образования: конкурс на эти направления подготовки существенно превысил показатели прошлого года. Заработная плата преподавателей вузов также выросла примерно на 17% – до 45 400 рублей в первом полугодии этого года.
Система образования наших новых регионов – Крыма и Севастополя – представлена почти 1,5 тыс. образовательных организаций. Правительство предусмотрело серьёзное финансирование и в этом, и в последующие годы на приведение системы образования Крымского федерального округа в соответствие с российскими стандартами. Могу доложить, что по состоянию на сегодняшний день все без исключения школы Крыма и Севастополя обеспечены новыми учебниками. Каждый школьник получит бесплатно полный комплект учебников. Всего 3 млн книг поставлено в Крым и Севастополь.
Все без исключения педагогические работники (более 25 тыс. человек) в течение летних месяцев прошли интенсивное обучение, повышение квалификации для перехода на преподавание по российским образовательным стандартам, запланированы деньги на закупку автобусов для Крыма и другие важные мероприятия, нацеленные на повышение конкурентоспособности крымской системы образования. Заработная плата работников образования Крыма и Севастополя с мая по июль выросла более чем в 2 раза, достигнув в целом общероссийских показателей.
В целом в школы Крыма пойдёт 21 300 первоклассников, а в школы Севастополя – 3,5 тыс.
Также завершена приёмка школ Крыма и Севастополя, они в целом готовы к новому учебному году. Естественно, для этих регионов это новая практика, мы сейчас налаживаем эту работу, приём школ там ведут комиссии, в состав которых входят представители органов управления образованием, территориальных органов МВД, МЧС, Роспотребнадзора, других служб. Естественно, уровень оснащения школ – например, всем, что связано с противопожарной, антитеррористической безопасностью, – пока ещё недостаточен, это задача ближайших месяцев.
Д.Медведев: Поговорим ещё с руководителями субъектов на эту тему.
Д.Ливанов: Отдельно скажу по ситуации с теми гражданами, которые покинули территорию Украины и находятся в России.
У нас эти данные обновляются каждый день, даже фактически каждый час. По состоянию на сегодня – более 150 тыс. детей с Украины, эти цифры растут практически ежечасно.
Д.Медведев: Но не все из них идут в школу, это всё-таки часть людей, которые приехали и, вероятно...
Д.Ливанов: Дети дошкольного возраста, и часть из них, конечно, планирует уехать. Но вот на сегодняшний день в наши образовательные организации зачислено уже 62 200 детей.
Д.Медведев: Значит, цифра больше, потому что я меньшую цифру называл.
Д.Ливанов: Да, цифры увеличились буквально за сутки
Д.Медведев: 62 тыс. – серьёзный прирост на самом деле.
Д.Ливанов: Да, 62 тыс. уже зачислено. Из них 10 тыс. – в детские сады, естественно, туда, где нет очереди, где есть свободные места (остальных мы ставим в очередь), и 50 тыс. – в школы, то есть 50 тыс. новых школьников только за счёт притока людей с Украины пойдут в школы.
Мы выделили также 2,5 тыс. мест дополнительно к нашим контрольным цифрам приёма в вузах для приёма студентов с Украины, из украинских регионов; сейчас эта квота уже выбрана и мы запланировали её увеличение ещё на 4 тыс. мест, для того чтобы всех, кто испытывает в этом потребность, принять на бюджетные места в российские высшие учебные заведения.
Часть зданий образовательных организаций была задействована под пункты временного размещения граждан, но на сегодняшний день эти пункты – там, где они были критичны для начала учебного года, освобождены, переведены в другие места и не создают никаких проблем для того, чтобы успешно во всех без исключения школах начать новый учебный год.
Что касается регионов, в которых произошло подтопление в мае, июне, июле этого года, могу Вам доложить, что успешно были проведены все мероприятия, связанные с итоговой аттестацией – и государственной итоговой аттестацией, и единым экзаменом. Всё здесь прошло без сбоев. На сегодняшний день 90% всех восстановительных мероприятий завершено, и учебный процесс начнётся в обычном режиме в том числе и в этих регионах.
Перед нашей системой образования действительно стоят очень серьёзные задачи, связанные с увеличением количества школьников. У нас 1,8 млн школьников учатся во вторую смену, до 2020 года ещё примерно 3 млн школьников добавится за счёт положительной демографической динамики, поэтому перед нами стоит задача формирования новой, серьёзной, масштабной программы расширения инфраструктурных возможностей системы общего образования.
В заключение хочу всех, уважаемые коллеги, поздравить с наступающим новым учебным годом, пожелать успехов в работе, здоровья и благополучия. Спасибо.
Д.Медведев: Пока ещё рано расставаться и отправлять воздушные поцелуи. Давайте поговорим всё-таки о том, как реально обстоят дела в наших регионах. Начнём с пострадавшего региона – Алтайского края. Александр Богданович, добрый день! Как у вас обстановка, как дела? Все ли школы готовы?
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение