Тревожный симптом: результаты "Ленты" оказались ниже инвестпрогноза. "РосБизнесКонсалтинг". 12 марта 2018
Замедленное развитие
Согласно опубликованному отчету, капитальные вложения "Ленты" в 2017 году составили 27,3 млрд руб., что на 49,7% меньше, чем годом ранее. Это связано, главным образом, со снижением темпов органического развития сети в сравнении с 2016 годом и сокращением уровня инвестиций в приобретение земельных участков и строительство будущих магазинов, говорится в пресс-релизе сети.
Выручка "Ленты" за 2017 год по сравнению с 2016 годом выросла на 19,2%, достигнув 365 млрд руб. Однако валовая маржа снизилась до 21,4% (на 0,7 процентных пунктов ниже результатов 2016 года) "ввиду дополнительных инвестиций в цены и разового эффекта от нового закона о торговле, эффект от которых не удалось полностью компенсировать за счет более выгодных условий от поставщиков, улучшений в цепочках поставок и роста эффективности собственного производства", говорят в компании. Поправки в закон о торговле, напомним, вступили в силу 1 января 2017 года. Они предусматривают ограничение размера вознаграждения торговых сетей, которое они получают от поставщиков, — оно не может превышать 5% от стоимости закупленного товара.
Скорректированная EBITDA "Ленты" составила 35,5 млрд руб., что на 11,8% выше показателя за 2016 год. Чистая прибыль выросла на 18,4% и составила 13,3 млрд руб.
Не сюрприз
По мнению генерального директора "Ленты" Яна Дюннинга, несмотря на сложную конкурентную среду "Лента" вновь продемонстрировала уверенный рост и высокую рентабельность. "В 2017 году "Лента" запустила ряд инициатив в области ассортиментной политики, маркетинга и коммуникаций, направленных на поддержку продаж — они привели к росту выручки и позитивно сказались
на операционном леверидже (соотношение заемного и собственного капитала компании — ред.)".
Однако эксперты не считают отчет компании крайне оптимистичным. Фактические результаты "Ленты" по показателю EBITDA оказались на 2-3% ниже прогнозируемых инвестиционным сообществом, говорит старший аналитик инвестиционной компании "Атон" Виктор Дима. По его словам, "Лента" не дотянула до консенсус-прогноза по EBITDA около миллиарда. "Однако большим сюрпризом это не стало, особенно на фоне результатов за 2017 год того же "Магнита". Рост показателя затруднялся, главным образом, фактически дефляцией товаров на полке, а также необходимостью много вкладывать в продвижение и маркетинг", — отмечает Дима.
Тяжелый формат
В ближайшие годы, по мнению эксперта, главным негативным фактором, который может повлиять на развитие сети, станет изменение предпочтений покупателей. Постепенно гипермаркеты становятся все менее популярными как формат, отмечает Дима. "Формат гипермаркетов, судя по результатам в этом сегменте у других ретейлеров, в последние годы, в основном, разочаровывает. "Лента" выбивается из общего тренда, ее гипермаркеты приносят лучшие по сравнению с конкурентами результаты. Однако справляться с перетоком покупателей в магазины более мелкого формата, который мы видим на протяжении последних года-двух, "Ленте" будет сложнее", — говорит Дима.
Аналитик компании "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин считает, что в текущих условиях "главная точка роста сети — это супермаркеты". "Чем меньше формат — тем проще найти арендную площадь. В кризис многие игроки ушли с рынка, поэтому у "Ленты" появилась возможность заключать контракты на выгодных условиях, например, с торгово-развлекательными комплексами. Во многом этим объясняется курс сети на аренду, а не приобретение в собственность торговых площадей", — говорит Нигматуллин.
При этом эксперт считает, что потенциал формата гипермаркетов в России пока далеко не исчерпан. "Ключевой покупатель гипермаркетов — это собственник автомобиля. России есть куда расти по сравнению с развитыми странами по показателю автомобилей на душу населения. К тому же, проникновение современных форматов торговли, в том числе гипермаркетов, в России на сегодняшний день относительно низкое", — отмечает Нигматуллин.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot