Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Трудный хлеб. "РосБизнесКонсалтинг". 22 мая 2018

Трудный хлеб. РосБизнесКонсалтинг. 22 мая 2018
Рост уровня жизни снижает потребление хлеба. Производителям предстоит найти баланс между предпочтениями потребителей и их материальными возможностями.
За последние десять лет потребление хлеба в расчете на одного жителя России, по данным Минпромторга РФ, упало с 66 до 49 кг в год. Такие данные в 2017 году приводил глава ведомства Денис Мантуров. Производство хлеба за 26 лет сократилось почти втрое - с 18,2 млн т в 1990 году до 6,6 млн т в 2016-м (данные Росстата).
Если раньше потребление составляло более 250 г хлеба в сутки, то современный потребитель, по данным Росстата, съедает в сутки 125-140 г хлеба, сообщила РБК+ директор НИИ хлебопекарной промышленности, кандидат технических наук Марина Костюченко. Главная причина падения потребления основного традиционного продукта, по ее словам, изменение рациона питания, появление новых видов продуктов, а также распространение псевдонаучных диет, призывающих к отказу от продуктов с высокой калорийностью. "Мы с такими оценками не согласны. Именно с хлебом наш организм привык получать энергию, большинство необходимых пищевых веществ - белки, пищевые волокна, витамины, минеральные вещества - калий, фосфор, магний, кальций, железо и другие", - говорит Марина Костюченко. В мегаполисах, по ее словам, отказ от хлеба заметнее, чем в других местах, в силу более высокого уровня доходов населения и влияния модных тенденций в питании.

Среднестатистический житель Европы уже съедает хлеба больше, чем средний россиянин: около 55 кг в год, по данным британской Федерации пекарей. Причем если британцы едят менее 50 кг в год, то французы - уже 59 кг, а немцы вообще по 80 кг в год. Согласно отчету Министерства сельского хозяйства и продовольствия Канады, лидерами по потреблению хлебобулочных изделий в Европе являются Германия, Франция, Италия и Великобритания.
При этом европейские рынки хлебобулочных изделий, по данным Euromonitor International (EI), растут: розничные продажи хлеба за 2012-2016 годы в среднем увеличились на 1,7% в год и составили более $84 млрд; рынок хлебобулочных изделий в целом оценивается в $123 млрд (по состоянию на 2016 год, ежегодный прирост за четыре года - 1,8%). 84% потребления приходится на Западную Европу. К 2021 году, по прогнозу аналитиков EI, розничные продажи в регионе в целом достигнут $151 млрд. Динамику насыщенным рынкам европейских стран во многом обеспечивает диверсификация ассортимента, говорится в отчете EI: производители следуют за растущим самосознанием потребителей в области питания, ростом спроса на альтернативные, например безглютеновые, вегетарианские хлеба, хлеб с повышенным содержанием клетчатки, продукты из муки более грубого помола и другие инновации в хлебопечении.
Однако отношение потребителей к хлебобулочной продукции в Европе и России сильно отличается, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Пермского государственного аграрно-технологического университета им. Д.Н. Прянишникова Ольга Старкова. Для европейцев хлеб - это продукт для удовольствия, отсюда вытекают и требования к нему: в первую очередь вкус и удобство употребления. Отечественный потребитель предъявляет к хлебобулочным изделиям два основных критерия: свежесть и дешевизна.
Царь-батон
72% российского рынка хлеба по объему производства - это массовые сорта пшеничного и ржаного хлеба, батон и буханка, согласно данным НИИ хлебопекарной промышленности.
Несмотря на то что среднемесячная заработная плата в Москве почти втрое выше, чем в среднем по стране, 83% населения, согласно маркетинговому исследованию FDF Group, предпочитают массовые сорта: 55% потребителей столицы регулярно едят белый пшеничный хлеб (батон) и 28% - ржаной (буханка). На первом месте при выборе хлеба у горожан стоит его мягкость (56% респондентов отмечали важность именно этого фактора) и внешний вид (49%), на срок годности обращают внимание 36%, а вот на состав и цену лишь 10%. Производство так называемого социального хлеба - предмет острой конкурентной борьбы на столичном рынке. Рынок Московского региона - крупнейший в стране, на его долю приходится более 15% розничных продаж хлебобулочных изделий. Это привлекает игроков из близлежащих регионов, отмечают в НИИ хлебопекарной промышленности.
Объем розничного рынка хлебобулочных изделий в России, по оценке Российского союза пекарей, в 2017 году составил порядка 650 млрд руб. Специфика России: 70% выработки обеспечивают крупные и средние предприятия, их порядка 750; остальной объем поставляют на рынок 12,5 тыс. пекарен малой мощности.
Наибольшая доля потребления хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении приходится на Приволжский (14,9%), Уральский (11,3%) и Центральный (11,0%) федеральные округа. Основной объем производства хлеба в натуральном выражении приходится на Центральный федеральный округ - 29%, по данным IndexBox за 2016 год.
"Нарезное" оружие
Крупнейшими региональными производителями, по данным НИИ хлебопекарной промышленности, являются группа компаний "Настюша" (этому холдингу принадлежат семь хлебопекарных заводов мощностью более 600 т в сутки); ООО "ГК "Грейн холдинг" (более 400 т); группа "Черемушки" (три завода мощностью 290 т); ООО "Нижегородский хлеб" (280 т); ОАО "Хлебозавод № 28" (170 т); группа "Фацер" (петербургская компания имеет один завод в Москве мощностью 110 т). В феврале этого года Арбитражный суд Москвы признал банкротом ООО "Зерновая компания "Настюша" - управляющую компанию крупнейшего поставщика хлеба на столичный рынок. Как сообщало "РИА Новости" со ссылкой на конкурсного управляющего Антона Никеева, задолженность компании перед кредиторами оценивается в 36 млрд руб.
До 90% производителей Москвы и региональных поставщиков столицы (территорий не далее 250 км от мегаполиса) специализируются именно на массовых сортах, говорит генеральный директор ООО "ГК "Грейн холдинг" Алексей Деменов. В результате стоимость социально значимых сортов хлеба в столице сегодня чуть ли не самая низкая в стране.
"В Москве исторически сложилось отношение к хлебу как продукту дешевому", - подтверждает генеральный директор булочно-кондитерского комбината "Коломенский" Дмитрий Козлов. По его подсчетам, батон, который в Санкт-Петербурге (второй по объему рынок страны) стоит 50 руб., в Москве дешевле аж в два раза. Разница в цене массового и премиального хлеба, который может стоить более 100 руб., в столице слишком большая, чтобы люди отказались от дешевого батона.
Отдельные производители в борьбе за заказ готовы продавать хлеб ниже себестоимости, говорит Дмитрий Козлов: первое время убытки удается компенсировать за счет кассового профицита - торговые сети в соответствии с вступившими в 2016 году поправками в закон о торговле обязаны оплачивать продовольственные продукты сроком хранения до десяти дней в течение восьми дней с момента приемки. Своим же поставщикам хлебозаводы могут откладывать платеж до 40 дней. "Но накопление критической массы таких убытков грозит серьезными последствиями", - отмечает руководитель комбината.
Другие предприятия, чтобы попасть на полки супермаркета, нередко при заключении контракта на поставку идут на дробление партии: часть - до 30% объема - отдают на реализацию под собственной торговой маркой (СТМ) сети, а остальное реализуют под брендом производителя. Отпускная цена хлеба СТМ ниже, говорит директор компании "Фреш Логистикс" Сергей Федаш: "По рецептуре он несколько отличается от хлеба под брендом производителя, но в свежем хлебе потребители не замечают разницы". В условиях низкой покупательной способности спрос на дешевый хлеб растет, и розница стремится увеличивать именно его закупку в ущерб бренду производителя.
Кроме того, до недавнего времени заводы несли финансовые потери также из-за регулярных возвратов нереализованной продукции, отмечают в Российском союзе пекарей (РСП).
Объем возвратов в первой половине 2017 года составил 10-15%, а по отдельным позициям доходил до 20-25%, говорит президент союза Валерий Чешинский.
С лета прошлого года представителям хлебопекарной промышленности (Российскому союзу пекарей и Российской гильдии пекарей и кондитеров) совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) удалось добиться отмены возвратов в крупнейших торговых сетях. К меморандуму присоединились "Дикси", "Лента", "Магнит", "Метро", X5 Retail Group и другие торговые компании. В январе этого года в Госдуму был внесен проект поправок, предусматривающий законодательный запрет на возвраты.
"На текущий момент процент возвратов хлебобулочных изделий минимальный - отдельные поставщики сами выражают желание забирать непроданную продукцию", - говорит руководитель товарного направления хлебобулочных изделий ГК "Дикси" Ольга Бибикова. С лета 2017 года сеть перешла на схему 100-процентной реализации товара с большей частью поставщиков, в том числе без возвратов реализуется продукция производителей хлеба собственной торговой марки ретейлера.
По оценке РСП, возвраты по отрасли в результате этих договоренностей снизились в три-четыре раза, в целом экономия на конец 2017 года составила более 5 млрд руб. При этом рентабельность хлебопекарных предприятий выросла с 1-3 до 5-6%.
"Высвобождаемые средства предприятия смогли направить на закупку отечественного оборудования, а также модернизацию и реконструкцию производств", - говорит Валерий Чешинский. Отечественные машиностроители, по его данным, до конца июня полностью загружены заказами от предприятий отрасли.
Укрупнение и диверсификация
Рынку предстоит существенное изменение структуры ассортимента, уверена Марина Костюченко. "В последнее время хлеб стал рассматриваться не просто как пищевой продукт, а как элемент здорового питания. Появились изделия с повышенным содержанием витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, пониженным содержанием соли, сахара, жира. Однако объемы их производства пока недостаточны". По ее прогнозам, к 2030 году потребление продукции для здорового питания достигнет 30% общего объема.
"Наша задача - найти новое направление и новый ассортимент, разнообразить вкусовую палитру столичного рынка", - говорит председатель совета директоров кондитерско-булочного комбината "Черемушки" Сергей Щедрин. По его словам, в этом году группа оптимизировала производственные площадки и расширила производственные мощности. Щедрин прогнозирует новый всплеск слияний и поглощений на рынке.
"Укрупнение хлебобулочных производств и уход в другие ниши приведет к повышению эффективности предприятий", - добавляет Дмитрий Козлов.

Для справки: Название компании: Коломенский комбинат хлебопродуктов, ЗАО Адрес: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********


Для справки: Название компании: ********** Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение