РОМИР: Предновогодняя закупка откладывается.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств *Romir Consumer Scan Panel, в ноябре объем общих повседневных расходов россиян остался практически на уровне октября, сократившись всего на -0,6% за месяц. Однако вместе с ноябрьской инфляцией в 0,4% реальное сокращение расходов оказалось равно одному проценту (см. График 1).
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2016.

В годовом выражении расходы россиян в ноябре по сравнению с ноябрем прошлого года выросли на 5,8%, что точно совпадает с уровнем накопленной инфляции за период. Таким образом, реальные расходы наших соотечественников, то есть "очищенные" от инфляции, в ноябре полностью совпали с показателем прошлого года, опять уступив реальным расходам 2012-2014 годов (см. График 2).
График 2. Динамика реальных ("очищенных" от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2016.

Обычно в ноябре во все предыдущие годы отмечался рост расходов относительно октября. В какие-то годы более бурный, как например, в 2012 и 2014, а в другие годы – небольшой, как в 2013 и 2015. Однако рост фиксировался, и объяснением этому служило начало предновогодней закупки. В этом году роста в целом по стране не случилось, хотя в отдельных типах городов и регионов ноябрьские расходы все же превысили октябрьские показатели.
Возможно, после двух месяцев бурного шопинга россияне решили несколько сэкономить перед неизбежными декабрьскими тратами. Согласно отчету Росстата, в ноябре цены продолжили расти на плодоовощную продукцию, особенно на помидоры и огурцы. Подорожание коснулось даже картошки и лука. Прибавила в цене и молочная продукция.
Потребители отреагировали на это повышением среднего чека на 1,5%, что на фоне общего сокращения расходов говорит о том, что россияне несколько реже ходили в магазин в прошедшем месяце. Более того, доля продуктов в общей корзине повседневных трат россиян снизилась в ноябре до 51% с 55% в октябре. Этот факт свидетельствует о том, что предпраздничных закупок продуктов россияне в этом году еще не начали.
Города и регионы
Если бы не москвичи и в целом жители Центрального ФО страны, то, скорее всего, общее падение расходов в ноябре оказалось бы еще ощутимее. Так, расходы жителей центральной части страны за месяц увеличились на 6%, а за год они выросли на 10,8%. Москвичи же в ноябре продемонстрировали рост расходов на 5,6% относительно октября и на 7% по сравнению с ноябрем прошлого года.
А вот северная столица и северо-запад в целом продемонстрировали в ноябре обратную динамику. Питерцы свои расходов в ноябре не изменили относительно предыдущего месяца, а в целом в округе повседневные траты сократились за месяц на -8,7%. Правда, в разрезе года жители Питера нарастили свои расходы на 14,4%, а в целом по СЗФО рост составил 9,7%.
Еще одним регионом, где в ноябре расходы жителей сократились значительно, оказалась Сибирь и Дальний Восток, которые показали минусовую динамику за месяц на -13%. За год расходы в той части страны выросли на 3,3%, но до накопленной инфляции этот рост явно не дотягивает.
В остальных регионах страны в ноябре был зафиксирован рост общих расходов: на 1,2% в Поволжье, на 1,3% в Южном ФО и на 4,1% на Урале. Однако в разрезе года роста, превосходящего инфляцию, не получилось: всего 3,3% на юге страны, нулевые изменения на Урале и -4,5% в Приволжском ФО.
Если говорить о различных типах городов, то в миллионниках расходы жителей в ноябре не изменились относительно октября, а за год рост оказался равен 4,4%. Жители малых городов с населением 100-500 тысяч человек решили немного сэкономить и сократили свои расходы в ноябре на 1,9%, хотя в годовом выражении они показали уверенный рост повседневных трат на 7,9%. А вот жители пятисоттысячников, всегда отличавшиеся бережливостью, вернулись в ноябре к режиму строгой экономии. Они сократили свои расходы за месяц на -7,2%, а за год – на -3,4%.
Доходные группы
Активные траты россиян всех доходных групп в сентябре и октябре сменились ноябрьской экономией, во всяком случае, для потребителей с низкими и средними доходами. По итогам прошедшего месяца они сократили свои траты на -4,7% в низкодоходной группе и на -2,5% в среднедоходной. При этом низкодоходники умудрились сэкономить даже в разрезе года, сократив свои расходы относительного прошлогоднего ноября на -3,6%. Среднедоходники же за год увеличили свои расходы, но практически на уровень инфляции – рост 5,5%.
Зато благодаря активным тратам высокодоходников ситуация была несколько скорректирована. Россияне с доходами выше среднего показали рост расходов в ноябре на 4,5% относительно октября и на 10% по сравнению с ноябрем прошлого года. Видимо, как раз эта группа потребителей уже начала готовиться к новогодним праздникам, покупая подарки и продукты к праздничному застолью.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot