Мелкие производители запутались в крупных сетях. "РосБизнесКонсалтинг". 15 ноября 2016
Рынок продуктов питания » Рынок молока
Рынок продуктов питания » Крепкие алкогольные напитки
Розничная торговля » FMCG сети
Массовые магазины — это катастрофа
"Проблема, с которой мы сталкиваемся, — это качество российской продукции, которая наводнила прилавки после того, как ушли иностранцы, — рассказывает директор по финансам и экономике компании "Молочная культура" Виктор Моисеев. — Потребителю сложно разобраться, а нам еще сложнее конкурировать с менее качественными аналогами. Потребителю нужно объяснять, а это требует времени и средств".
Массовые сети, по мнению участников дискуссии, не способны предложить хорошо работающий инструмент для продвижения продукции среднего ценового сегмента. "То, как работают, например, массовые спортивные магазины, — это катастрофа, — делится впечатлениями основатель велосипедной компании "Шульц" Александр Иванов. — Продавцы не всегда могут грамотно консультировать, не умеют собирать/ разбирать велосипед".
Некоторые сети просто отказываются ставить на полку продукцию среднего ценового уровня. Например, как рассказал представитель "Молочной культуры", их продукции нет в сети "Ашан", поскольку магазин отказался ставить на свои полки продукт с такой ценой.
"Углубление нишевых историй — это совершенно естественный процесс, но он вступает в противоречие с унификацией предложения, — объясняет эту тенденцию Александр Тютюнник, заместитель председателя правления банка "Александровский". — C одной стороны, появились крупные банки в стиле супермаркетов. Есть попытка "причесать" всех клиентов под одну гребенку, покупать одинаковое молоко, ездить на одинаковых велосипедах за 6 тысяч рублей и ходить в один банк. С другой стороны, как закономерный ответ этой тенденции, есть спрос на нестандартные продукты. Поэтому есть компании, которые хорошо понимают специфику этого спроса и готовы работать в узком сегменте".
Получить реакцию рынка
Чтобы обеспечить продвижение своего товара на рынке, некоторые компании решаются на развитие собственной розницы. "У нас пока два магазина. Это пока маркетинговая история, — говорит основатель "Шульц". – Мы, конечно, не собираемся уходить из массовых сетей, потому что нам нужен охват, и для некоторых поставщиков я работаю в минус, только чтобы мой велосипед стоял на витрине, — это хорошая реклама".
"Молочная культура", запустившая свою розницу в 2016 году, также рассматривает собственные магазины как маркетинговую площадку, но не исключают, что со временем этот формат станет отдельным направлением бизнеса. "Мы начали развивать розницу, чтобы получить реакцию с рынка, это в основном наша площадка, по которой мы узнаем, что не так, что можно улучшить, где настроить ценообразование. Одну точку поставили в ТРК, возле входа в "Ашан", — говорит представитель "Молочной культуры". — Пока мы продаем только свою продукцию, но если мы будем серьезно заниматься, то, вероятнее всего, будем увеличивать ассортимент".
Сесть на трафик
Примеры успешного развития розницы и ее превращения из маркетингового инструмента в бизнес-проект на петербургском рынке есть. Один из них — розничная сеть группы "Ладога", крупного дистрибьюторов вина, в которую сейчас входят 8 магазинов и 3 бара в Петербурге, несколько точек в Москве, Симферополе и Воронеже.
Отвечая на вопрос, остается ли до сих пор собственная розница только маркетинговым инструментом, как "Ладога" заявляла ранее, директор по импорту компании Дмитрий Журкин ответил: "Планы по развитию розничной сети есть, если бы она не приносила доход, то масштабировать убытки было бы странно". Еще один пример успешного развития собственной розницы — сеть ГК "Лосево", которая сейчас насчитывает 20 точек в Петербурге и Ленобласти, говорят эксперты.
Однако такие случаи — пока редкость на петербургском рынке. Если у продукции нет лояльного покупателя, то собственная розница не решает этой проблемы, считает гендиректор INFOLine-Аналитики Михаил Бурмистров. "Сесть на трафик "Ашана" еще не означает получить покупателя", — говорит эксперт.
"Отсутствие спроса на товар в сетевых гипермаркетах может означать, что компании не задумывались о своем продвижении или вложили в маркетинг недостаточно средств", — соглашается президент компании Insight Development Ирина Каннуникова.
Сила кооперации
В любом случае, если производители решили развивать собственную розницу, перед ними неизбежно встанет несколько задач. Первая — расширение ассортимента, говорит И. Каннуникова. Если у группы "Ладога", например, получается обеспечить разнообразие ассортимента за счет того, что компания является не только производителем, но и импортером алкоголя, то в остальных примерах потребуется кооперация с другими компаниями.
"Когда московский производитель хлебобулочных изделий "У Палыча" хотел запускать свою розницу, он столкнулся ровно с той же проблемой — нельзя продавать только выпечку. Он привлек партнеров ("Избенка" (молоко) и "Мясной ряд") с целью избежать монопрофиля", — объясняет И. Канунникова. По ее словам, кооперация сейчас может стать более актуальной для производителей, поскольку сроки выхода на доходность для розничных точек в последнее время резко увеличились. "Еще два года назад получить прибыль можно было уже через три месяца работы магазина, но теперь этот срок растянулся на 1,5 года. Не у всех есть ресурсы так долго ждать", — говорит эксперт.
Еще одна сложность, с которой могут столкнуться производители, — взаимоотношения с крупными сетями. "Одновременно с развитием собственной розницы возникают новые темы для переговоров с той дистрибуцией, которая была до этого, — отмечает Д. Журкин. — Для каких-то форматов это безразлично, но какие-то очень чувствительны к тому, что ты им предлагаешь то же самое, что стоит у тебя на полке".
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot