Китай на "зеленом" пути. "РБК+". 25 мая 2017
За последние два года КНР инвестировала в "зеленую" энергетику более $200 млрд — вдвое больше, чем США, и планирует потратить еще $360 млрд до 2020 года. Планы развития автомобильной отрасли предусматривают жесткие стандарты экономии топлива и рост парка электромобилей — к 2020 году их число на дорогах КНР должно достичь 5 млн единиц. Страна также постепенно сокращает использование угля — через три года его доля в энергетическом балансе должна сократиться до 55% с нынешних 64%. В конце 2017 года в КНР должен появиться единый национальный рынок для торговли квотами на выброс парниковых газов — пилотные проекты уже запущены в семи городах.
Причины поворота страны в сторону чистых технологий очевидны: накопленный экологический ущерб негативно отражается на здоровье граждан и приводит к экономическим потерям, тогда как стратегические инвестиции в стремительно развивающийся многомиллиардный рынок чистых технологий позволяют Китаю закрепить за собой статус ведущего производителя и экспортера источников энергии будущего — а значит, и позицию экономической супердержавы.
Желтое небо Поднебесной
Китайское экономическое чудо и десятилетия роста национальной промышленности и автомобилизации сопровождались резким ростом загрязнения воздуха, в том числе оксидами серы и азота, формальдегидом и ртутью. Зимой, когда снижение температуры вызывает рост потребления электроэнергии, китайские города окутывает удушающий желтый смог: почти две трети электричества в стране производятся угольными ТЭС. Сжигание угля сопровождается выбросом мельчайших взвешенных частиц (PM), которые, смешиваясь с атмосферной влагой, превращаются в густой туман, снижающий видимость до нескольких метров. Опасность для здоровья человека представляют частицы размером 10 микрометров (мкм) и менее, самыми опасными являются частицы меньше 2,5 мкм (PM 2,5) — проходя через стенки легких, они попадают в кровоток, провоцируя дыхательные, сердечные и онкологические заболевания. Рекордный уровень концентрации PM 2,5 был зафиксирован в Пекине в январе 2013 года — почти 1 тыс. мкг/куб. м (при суточной норме 70 мкг/куб. м). По подсчетам ученых, каждый год от последствий загрязнения в КНР умирают около 1,6 млн человек — это 17% всех смертельных случаев в стране. По данным Всемирного банка (ВБ), преждевременные смерти из-за низкого качества воздуха в 2013 году стоили Китаю $1,4 трлн, а сопутствующие заболевания — еще $1,5 трлн. В целом ущерб от загрязнения в ВБ оценили почти в 10% ВВП Китая. Оценки Министерства охраны окружающей среды КНР существенно ниже: в 2010 году ведомство признало ущерб в 1,5 трлн юаней ($227 млрд), или 3,5% ВВП.
Борьба за воздух
В конце 2013 года Госсовет КНР издал план по предотвращению загрязнения воздуха, предусматривавший сокращение на 25% концентрации взвешенных частиц в Пекине, Тяньцзине и провинции Хэбэй к 2017 году, на 20% — в провинциях Шаньси и Шаньдун, на 10% — во Внутренней Монголии. Спустя год власти пошли на существенный пересмотр и ужесточение экологического законодательства. Новый закон об охране окружающей среды, вступивший в силу в начале 2015 года, расширил полномочия властей, позволив им накладывать гигантские штрафы и конфисковывать имущество предприятий, ответственных за незаконное загрязнение, а их владельцев — арестовывать на срок до 15 суток. Кроме того, основных загрязнителей обязали установить автоматизированные приборы учета и публиковать данные о загрязнении.
На местные власти возложили ответственность за качество воздуха и обеспечение соблюдения требований экологического законодательства. Центр стал оценивать регионы не только по темпам экономического роста, но и по экологическим показателям. Местные власти также обязали создать централизованные системы экомониторинга и регулярно обнародовать полученные данные. Однако до сих пор полноценную сеть удалось создать лишь в Пекине.
Впрочем, муниципалитеты КНР по-прежнему больше обеспокоены не вопросами экологии, а экономическим ростом. Вопреки обещанию правительства сократить избыточные мощности по производству стали они увеличились в 2016 году на 36,5 млн метрических тонн.
Начало 2017 года в Пекине вновь ознаменовалось сильнейшим смогом — наивысший уровень опасности держался несколько недель подряд, из-за низкой видимости были отменены сотни авиарейсов, власти вынуждены были ограничить использование личного транспорта, остановить работу ряда предприятий и электростанций — и даже начать борьбу с мангалами.
Глава города Цай Ци объявил о намерении закрыть 500 заводов и модернизировать более 2,5 тыс. фабрик, а также на 30% сократить использование угля к концу 2017 года. В марте закрылась последняя крупная угольная ТЭС в пределах города — вскоре после того как премьер Госсовета КНР Ли Кэцян пообещал "снова сделать наши небеса синими".
В апреле Министерство защиты окружающей среды дало старт годовой программе мониторинга воздуха в 28 городах КНР.
Парниковые газы
Усилий властей может быть недостаточно, чтобы решить проблему смога. Согласно недавнему исследованию одной из причин безветренной погоды в регионе, повышающей концентрацию взвешенных частиц, является глобальное изменение климата — а значит, решение должно носить планетарный масштаб.
КНР, на долю которой приходится почти четверть всех мировых выбросов, в рамках Парижского соглашения может достичь пика выбросов СО2 к 2030 году. Однако согласно официальной статистике выбросы парниковых газов в последние несколько лет не только не росли, а даже немного снижались, несмотря на рост ВВП.
Главным образом снижение происходит за счет постепенной замены угольных электростанций возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) — к 2030 году их доля в энергетическом балансе страны должна составить 20%. В январе 2017-го власти объявили об отмене строительства 85 угольных электростанций, еще 18 объектов были заморожены ранее. Строительство новых угольных станций полностью запрещено в трех крупнейших городах — Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, а в целом по стране число разрешений на их строительство в 2016 году упало на 85%. К концу 2015-го установленная мощность солнечных батарей и ветряных турбин превысила 170 ГВт — это примерно четверть всех мировых мощностей.
Стимулирует строительство ВИЭ бум на рынке "зеленых" облигаций, поддерживаемый Народным банком Китая. По его подсчетам, для достижения заявленных целей необходимо инвестировать в "зеленые" проекты не менее $320 млрд, или более 3% ВВП, в течение следующих пяти лет.
Главной альтернативой углю в стране считают газ, в том числе синтетический, получаемый за счет переработки угля. Однако хотя его использование в энергетике и способно сократить выбросы загрязняющих частиц, совокупный объем выбросов СО2 при производстве и сжигании только увеличится, предупреждают экологи.
"Зеленый" транспорт
Экологическое законодательство Китая также уделяет особое внимание сокращению автомобильных выбросов. В 2014 году на дорогах страны появилось 17 млн новых машин, а число автовладельцев достигло 154 млн по сравнению с 27 млн в 2004 году.
В Пекине на долю автотранспорта приходится существенная часть загрязнений, в том числе 86% монооксида углерода, 57% оксида азота и 31% PM 2,5. В 2017 году власти города ввели строгое нормирование автомобильных выхлопов, аналогичное тому, что действует в экологически продвинутой Калифорнии. В КНР развивается массовое производство электрокаров и гибридных автомобилей с ценой от $10 тыс.
"В электроавтомобиле в несколько раз меньше деталей, чем в машине на углеводородном топливе; соответственно, меньше затрат на обслуживание и выше надежность. В экологическом строительстве при той же цене новые материалы, например поликарбонат, получаемые из переработанного сырья или просто из содержащегося в воздухе диоксида углерода, служат дольше, — отмечает член правления Совета по экологическому строительству Антон Чупилко. — Дальнейшее движение в этом направлении неизбежно не только из-за угрозы глобальной климатической катастрофы, но прежде всего из-за реальной эффективности и выгод для общества и бизнеса".
За стремительный экономический рост Китай расплатился экологическим бедствием. Справиться с его последствиями и выстроить новую "зеленую" модель экономики — серьезный вызов. Похоже, страна его принимает, став крупнейшим и самым быстро растущим рынком экотехнологий — его общий объем с учетом товаров и услуг оценивается в $60,7 млрд.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot