Антон Удальев - РБК: "Задача, чтобы всем хватало еды, как раньше". "РБК-Пермь". 2 октября 2014
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » Общественное питание
Строительство » Жилищное строительство РФ
Цены на мясо куры в Пермском крае повышаться не должны, на говядину и свинину могут вырасти, но ненамного, считает руководитель Пермского УФАС Антон Удальев. Он не согласен с тем, что цены после введения санкций обязательно должны расти из-за уменьшения предложения на рынке. О своей позиции главный антимонопольщик региона рассказал в интервью РБК-Пермь.
-Антон Вадимович, работы у вашего ведомства после западных санкций и ответных санкций России прибавилось. Чем занимаетесь в первую очередь?
- Вначале скажу о нашей головной организации – Федеральной антимонопольной службе. Она ведет переговоры с иностранными поставщиками из государств, не попавших под эмбарго. Это, например, Фарерские острова. Переговоры касаются налаживания поставок продукции. Почему проводится эта работа? Потому что они все равно придут в Россию. Значит, надо помочь им подготовиться к нашим условиям. Это первое.
Во-вторых, скажу словами российского председателя правительства: да, действительно, повышаются цены, например - на испанскую говядину, сыр Дор Блю, Пармензан. Но 90% людей эти продукты в своей жизни даже не пробовали. Как можно говорить о том, что санкции на них повлияют?
Так что я бы сказал, что ситуация в целом стабильная, но есть определенные вопросы к производителям мяса птицы, и у нас в Прикамье тоже. Мы уже вынесли предостережение птицефабрике "Пермская" после того, как она заявила, что планирует поднять цены.
Если говорить про говядину, понятно, что на нее сейчас есть дефицит. Но при этом непонятно, почему цена должна расти на российскую говядину. Она производится также, как и всю жизнь до этого: затраты какими были, такими и остались. Если говорить объективно – у держателя крупного рогатого скота ничего не изменилось.
Другое дело, что мясоперерабатывающие заводы перестали получать говядину как сырье для колбас и так далее в прежнем объеме: ни Пермский край, ни наши соседи не производят ее в нужном сейчас количестве. Следовательно, мощности у предприятий падают, но затраты на налоги, зарплаты сохраняются. Понятно, что цены на колбасные изделия и прочую подобную продукцию будут расти. Аналогично - со свининой.
Кроме того, у нас не хватает убойных цехов. Это та проблема, которую наши власти сейчас должны решать вместе с фермерами. Кстати, если раньше чиновники не обращали на это внимание, то сейчас есть некий стимул к сотрудничеству с производителями, что хорошо.
- Как вы оцениваете меры, предпринятые властями, по замещению импорта, поддержке собственных производителей: в частности, сельскохозяйственные ярмарки?
- Понятно, что ярмарки нужны в первую очередь мелким и средним производителям. У крупных игроков уже есть контакты с большими сетями, которые знают, как правильно преподнести продукцию.
Я думаю, что нужно возродить в каком-то виде потребкооперацию – торговые точки, куда частники свозили бы свою продукцию для того, чтобы ее продавать.
-Вы говорите о некоем связующем звене между покупателями и фермерами, которое помогает снизить затраты...
- И также административные барьеры. Вот мы говорили про свинину, убойные пункты... Но не может сейчас хозяйство просто взять и выйти с палаткой на улицу. Должны быть ветеринарные свидетельства и так далее. Сам фермер не будет всем этим заниматься: дорого и долго.
Поэтому и нужны такие организации, союзы, но это не должен быть орган власти, потому что чиновники априори не могут зарабатывать деньги. Органы власти не для этого создаются.
Если говорить о нынешних ярмарках, то на них, как минимум, есть возможность реализовать свою продукцию. Ведь на такие мероприятия люди ходят: они знают, что найдут там много продавцов. С другой стороны, ярмарка – это не панацея. Не будут же посетители делать покупки на месяцы или год вперед. То есть общая задача – сохранить продукты в магазинах по доступным ценам.
Например, сотрудники предприятия "Овен" говорят, что у них много картофеля и они готовы продавать его по низкой цене. Но овощи попросту негде хранить. Стоимость одного хранилища, в котором можно держать продукты 10 месяцев, – до 120 млн рублей. Такие деньги хозяйству взять негде, несмотря на обещания некоторых кредитных организаций обеспечить "льготные условия".
Наверное, вот на такие "фундаментальные" вещи чиновникам и надо давать субсидии. У меня не экономическое образование, но понятно ведь, что у нас есть глубоко дотационные территории, которые надо как-то поддерживать. Для этого нужны деньги, и задача чиновников – искать эти деньги.
-Если взглянуть со стороны и на ваше ведомство и на Роспотребнадзор, кажется, что вы кинулись в одну сферу – "санкционную". Роспотребнадзор, к примеру, неожиданно начал проверять все "Макдональдсы"...
- Знаете, есть три фундаментальные вещи, которые нужны человеку, – еда, тепло и медицина. С медициной все в относительном порядке, с теплом – тоже спокойно. А вот с едой сейчас могут быть проблемы: все хотят кушать и по нормальной цене. Поэтому и кинулись, как вы говорите.
- Антон Вадимович, немного на другую тему: не так давно вы вернулись с международной конференции, где в том числе обсуждался так называемый четвертый пакет поправок в антимонопольное законодательство России. Можете ли на конкретном примере рассказать, какая от него будет польза?
– Одна из главных идей четвертого антимонопольного пакета – мы должны больше работать на предупреждение. Например, мы получили заявление от торговой сети "Магнит" на МРСК Урала, последняя отказывалась подключать магазин к сетям. УФАС выдала несколько предупреждений - и в короткий срок нарушение устранили. Ранее же мы по этому вопросу должны были возбуждать антимонопольное дело. В этом случае разбирательства могли затянуться больше чем, на год. Пока новый порядок действует только в отношении монополий, но скоро будет и в отношении чиновников и хозяйствующих субъектов (крупных компаний, которые занимают более 70% своего рынка - прим.ред.). Надеюсь, это поможет создать более благоприятные условия для конкуренции.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot