Эксперт: Продуктовые туры в Финляндию ждет эпоха ренессанса. "РосБизнесКонсалтинг". 8 августа 2014
11.08.2014 в 08:34 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Ввод Россией ответных санкций, запрещающих ввоз продовольствия из целого ряда стран, является самой обсуждаемой темой последних суток. РБК-Петербург решило узнать у экспертов, как, по их мнению, эти меры отразятся на городском рынке. О том, где петербуржцы будут закупать качественные продукты, кто уже пострадал от санкций, и насколько подорожают товары на полках магазинов, корреспондент РБК-Петербург побеседовал с генеральным директором информационно-аналитического агентства InfoLine Иваном Федяковым.
Иван Вадимович, не приведет ли введение санкций к тому, что петербуржцы просто начнут активнее ездить за покупками в Финляндию, а может и зарабатывать на этом?
Указом запрещен ввоз продуктов, а не торговля ими, при этом меры не распространяются на покупки рядовых граждан. Думаю, сейчас туры за продуктами в Финляндию могут испытать ренессанс. Их в какой-то момент стало меньше, но сейчас все может измениться.
С одной стороны, для турфирм и транспортной индустрии это плюс: могут пойти автобусы, микроавтобусы и частный транспорт в Финляндию за качественными продуктами, а они там, к сожалению, действительно лучше, чем у нас.
С другой стороны, нужно ли это людям и в целом нашему городу? Хорошо ли, что население будет тратить по несколько дней в месяц на покупки в Финляндии, стоять в пробках, вместо того, чтобы заниматься воспитанием детей, образованием, здоровьем и т.д.?
Как запрет поставок из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии отразится или уже отразился на петербургских компаниях?
Естественно, ничего хорошего ждать не стоит. Уже сейчас оптовики повышают цены достаточно стремительно. Решение пришло как обычно неожиданно и неподготовленно. Многие российские компании, заключившие контракты на поставки, сейчас пострадают, поскольку не успели получить товар - реализация логистической цепочки занимает от нескольких дней до нескольких недель с учетом растаможки.
В итоге мы бьем своих, чтоб чужие боялись - это неправильно. Надо было дать неделю-две, чтобы исполнить если не действующие контракты, то хотя бы действующие обязательства по последним транзакциям. Принципиально от этого бы ничего не изменилось, эффект, который ожидало правительство, был бы не меньше, а может быть и больше, но при этом петербургский бизнес бы не пострадал.
Чем принципиально в этих условиях отличается петербургский рынок?
Петербургский бизнес отличается от общероссийского тем, что он более завязан на импорт. Именно Петербург как город-порт пропускает через себя основные грузопотоки, пускай товары и растамаживаются иногда в Москве. Санкт-Петербург - это окно для приемки товаров, и очевидно, что ничего хорошего сейчас ожидать не стоит.
Есть мнение, что введение санкций поможет местному сельхозпроизводителю. Что ему предстоит сделать, чтобы оправдать эти надежды?
Сейчас российскому сельхозпроизводителю, действительно, дан второй шанс, возможно последний. Стоит понимать, что основная проблема сегодня это не вырастить товар, что само по себе не просто, а сохранить его для потребителя в нужном качестве, доставить вовремя и в необходимом объеме, чтобы не нарушать договоренностей с ритейлером. Последние сегодня представляют собой мощную структуру, и вести с ней переговоры, открывая дверь с ноги, не имеет никакого смысла.
В моем понимании, решить эти вопросы можно было бы и в условиях конкурентной борьбы за потребителя, например, с помощью неких преференций, хоть они и запрещены правилами ВТО. Как вариант - рекламная поддержка под лозунгом "покупай отечественное". Подобные меры действуют во многих регионах, например, в Краснодарском крае.
Не приведут ли санкции к попытке провозить товары из той же Европы под видом продукции стран Таможенного союза?
Уже начинается кампании по продаже белорусских мидий, белорусских омаров. Пока это один из самых очевидных путей. Другой вопрос, что его будут отсекать. Уже идет активная фаза переговоров со странами Таможенного союза о том, чтобы они приняли аналогичные меры. В принципе, уже есть определенные устные договоренности, что таможенные структуры будут пресекать такой ввоз на границе с Белоруссией и Казахстаном. Думаю, мы вернемся к какой-то форме реэкспорта. Продукты из Германии будут продаваться под видом товаров из Бразилии или Аргентины, что будет чистой фикцией, проверить которую сложно.
Не приведут ли санкции в конечном счете к дефициту?
Я не думаю, что мы столкнемся с дефицитом. Сама по себе мера, если оставить за скобками ее непоследовательность и неподготовленность, выбрана удачно. Для нас это менее болезненно, чем для американских и европейских партнеров.
Сколько времени, на ваш взгляд, может занять поиск аналогов импортной продукции?
По каким-то позициям это займет от 2 до 3 недель - у тех, кто будет расторопен, по каким-то - от 2 до 3 месяцев. Но, по большому счету, август, сентябрь, октябрь - месяца традиционного сбора урожая в России, и в этот период снижается объем потребления экзотических фруктов, овощей и даже мяса.
Поэтому именно за эти 2-3 месяца, если не сидеть на печи, можно перестроить импорт. Список стран, которые попали под санкции, весь мир не исчерпывает. Есть еще Латинская Америка, Африка и Азия.
Как скоро введение санкций отразится на стоимости продуктов на полках магазинов?
Это зависит от жадности оптовиков и степени сговорчивости ритейлеров. Нужно понимать, что мы живем не в 90-ые, когда ощущался дефицит товаров, и можно было довольно легко менять цены. Российский рынок стал конкурентным, а в конкурентной среде бесконтрольное подорожание наказуемо, в том числе коллегами по цеху.
Цены будут расти, но, скорее всего, не скачкообразно, не на сотни процентов. Кроме того, исторически ближайшие три месяца - август-сентябрь-октябрь - период дефляции из-за большого объема урожая. А этот год урожайный - у нас нет проблем с плодоовощной продукцией по стране. Поэтому цены, скорее всего, сохранятся на прежнем уровне. И за эти 2-3 месяца необходимо будет перестроить систему импорта, потому что он в большей степени понадобится зимой. У нас просто нет складов, нет системы упаковки, а наши сельхозпроизводители не клиентоориентированы, и над этим надо работать.
Иван Вадимович, не приведет ли введение санкций к тому, что петербуржцы просто начнут активнее ездить за покупками в Финляндию, а может и зарабатывать на этом?
Указом запрещен ввоз продуктов, а не торговля ими, при этом меры не распространяются на покупки рядовых граждан. Думаю, сейчас туры за продуктами в Финляндию могут испытать ренессанс. Их в какой-то момент стало меньше, но сейчас все может измениться.
С одной стороны, для турфирм и транспортной индустрии это плюс: могут пойти автобусы, микроавтобусы и частный транспорт в Финляндию за качественными продуктами, а они там, к сожалению, действительно лучше, чем у нас.
С другой стороны, нужно ли это людям и в целом нашему городу? Хорошо ли, что население будет тратить по несколько дней в месяц на покупки в Финляндии, стоять в пробках, вместо того, чтобы заниматься воспитанием детей, образованием, здоровьем и т.д.?
Как запрет поставок из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии отразится или уже отразился на петербургских компаниях?
Естественно, ничего хорошего ждать не стоит. Уже сейчас оптовики повышают цены достаточно стремительно. Решение пришло как обычно неожиданно и неподготовленно. Многие российские компании, заключившие контракты на поставки, сейчас пострадают, поскольку не успели получить товар - реализация логистической цепочки занимает от нескольких дней до нескольких недель с учетом растаможки.
В итоге мы бьем своих, чтоб чужие боялись - это неправильно. Надо было дать неделю-две, чтобы исполнить если не действующие контракты, то хотя бы действующие обязательства по последним транзакциям. Принципиально от этого бы ничего не изменилось, эффект, который ожидало правительство, был бы не меньше, а может быть и больше, но при этом петербургский бизнес бы не пострадал.
Чем принципиально в этих условиях отличается петербургский рынок?
Петербургский бизнес отличается от общероссийского тем, что он более завязан на импорт. Именно Петербург как город-порт пропускает через себя основные грузопотоки, пускай товары и растамаживаются иногда в Москве. Санкт-Петербург - это окно для приемки товаров, и очевидно, что ничего хорошего сейчас ожидать не стоит.
Есть мнение, что введение санкций поможет местному сельхозпроизводителю. Что ему предстоит сделать, чтобы оправдать эти надежды?
Сейчас российскому сельхозпроизводителю, действительно, дан второй шанс, возможно последний. Стоит понимать, что основная проблема сегодня это не вырастить товар, что само по себе не просто, а сохранить его для потребителя в нужном качестве, доставить вовремя и в необходимом объеме, чтобы не нарушать договоренностей с ритейлером. Последние сегодня представляют собой мощную структуру, и вести с ней переговоры, открывая дверь с ноги, не имеет никакого смысла.
В моем понимании, решить эти вопросы можно было бы и в условиях конкурентной борьбы за потребителя, например, с помощью неких преференций, хоть они и запрещены правилами ВТО. Как вариант - рекламная поддержка под лозунгом "покупай отечественное". Подобные меры действуют во многих регионах, например, в Краснодарском крае.
Не приведут ли санкции к попытке провозить товары из той же Европы под видом продукции стран Таможенного союза?
Уже начинается кампании по продаже белорусских мидий, белорусских омаров. Пока это один из самых очевидных путей. Другой вопрос, что его будут отсекать. Уже идет активная фаза переговоров со странами Таможенного союза о том, чтобы они приняли аналогичные меры. В принципе, уже есть определенные устные договоренности, что таможенные структуры будут пресекать такой ввоз на границе с Белоруссией и Казахстаном. Думаю, мы вернемся к какой-то форме реэкспорта. Продукты из Германии будут продаваться под видом товаров из Бразилии или Аргентины, что будет чистой фикцией, проверить которую сложно.
Не приведут ли санкции в конечном счете к дефициту?
Я не думаю, что мы столкнемся с дефицитом. Сама по себе мера, если оставить за скобками ее непоследовательность и неподготовленность, выбрана удачно. Для нас это менее болезненно, чем для американских и европейских партнеров.
Сколько времени, на ваш взгляд, может занять поиск аналогов импортной продукции?
По каким-то позициям это займет от 2 до 3 недель - у тех, кто будет расторопен, по каким-то - от 2 до 3 месяцев. Но, по большому счету, август, сентябрь, октябрь - месяца традиционного сбора урожая в России, и в этот период снижается объем потребления экзотических фруктов, овощей и даже мяса.
Поэтому именно за эти 2-3 месяца, если не сидеть на печи, можно перестроить импорт. Список стран, которые попали под санкции, весь мир не исчерпывает. Есть еще Латинская Америка, Африка и Азия.
Как скоро введение санкций отразится на стоимости продуктов на полках магазинов?
Это зависит от жадности оптовиков и степени сговорчивости ритейлеров. Нужно понимать, что мы живем не в 90-ые, когда ощущался дефицит товаров, и можно было довольно легко менять цены. Российский рынок стал конкурентным, а в конкурентной среде бесконтрольное подорожание наказуемо, в том числе коллегами по цеху.
Цены будут расти, но, скорее всего, не скачкообразно, не на сотни процентов. Кроме того, исторически ближайшие три месяца - август-сентябрь-октябрь - период дефляции из-за большого объема урожая. А этот год урожайный - у нас нет проблем с плодоовощной продукцией по стране. Поэтому цены, скорее всего, сохранятся на прежнем уровне. И за эти 2-3 месяца необходимо будет перестроить систему импорта, потому что он в большей степени понадобится зимой. У нас просто нет складов, нет системы упаковки, а наши сельхозпроизводители не клиентоориентированы, и над этим надо работать.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

ИНДУСТРИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Производство продуктов питания и напитков РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- анализ основных показателей производства пищевых продуктов и напитков,
- ключевые события отрасли, включая сделки M&A, а также международную деятельность предприятий,
- детальное описание состояния всех направлений индустрии,
- анализ экспорта и импорта основных продуктов питания,
- рейтинг крупнейших производителей продуктов питания РФ с бизнес-справками компаний,
- актуальные тренды рынка,
- консенсус-прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «140 строящихся и проектируемых пищевых производств РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- переработка и консервирование мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей,
- производство масел и жиров,
- производство молочной продукции, детского питания и диетических пищевых продуктов,
- производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, хлебобулочных и мучных кондитерских, а также макаронных изделий,
- производство сахара и мелассы, шоколада и сахаристых кондитерских изделий,
- производство чая и кофе, приправ и пряностей,
- производство полуфабрикатов и готовых блюд,
- производство напитков прочих пищевых продуктов,
- производство кормов для сельскохозяйственных домашних животных,
- глубокая переработка зерна.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.