Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Почему у нас нет аграрной стратегии. "Агроинвестор". 6 июня 2017

Николай Лычев, главный редактор журнала "Агроинвестор" о том, что самообеспечение — не стратегия. Это утопия и фейк
В XXI веке российский АПК продолжает жить и поддерживаться в архаичной парадигме, ключевые идеи которой — самообеспечение, бюджетная поддержка, регулирование и импортозамещение. Последнее только недавно начали пытаться разворачивать в сторону поддержки экспорта, но пока больше на уровне отдельных мер. При этом конкуренты нашей страны, от либерального по сути ЕС до коммунистического по форме Китая, наоборот, дерегулируют агросектор и сокращают операционное вмешательство в рынок. Они переориентируют деньги, ресурсы и интеллект на активизацию международной торговли, которая открывает новые рынки для бизнеса и способствует укреплению его позиций. Все больше смещают акцент с прямой, субсидиарной, поддержки на развитие современных технологий и формирование у производителей стабильной устойчивой доходности. А Китай еще и агрессивно инвестирует в приобретение перспективных нишевых (как производитель сельхозхимии Makteshim Agan) и глобальных (Syngenta, Smithfield, Nidera и т. д.) компаний.
Россия тем временем страдает от своеобразного дуализма. Четверть века назад она стала частью экономически свободного рыночного мира и остается ей. Но все еще управляется советской элитой и советскими методами, включая административное вмешательство в рынки, за каждое из которых платит потребитель (контрсанкции 2014 года и зерновое эмбарго 2010-го). Другие характерные примеры этих методов в аграрной сфере — упорная ориентация на валовое производство вместо экономической доступности и качества продовольствия, а также все еще не изжитая концепция регионального самообеспечения. Она была оправданной в 1990-е годы, когда разрушились хозяйственные связи и каждый выживал как мог. Она оставалась терпимой в 2000-е: экономика восстанавливалась, а рынок рос просто, то есть органически. Но в последние лет десять данная идея контрпродуктивна и экономически вредна. Удельно-феодальное стремление глав регионов самим производить чуть ли не все агротовары снижает отраслевую и территориальную мобильность населения, консервирует нежизнеспособные предприятия и производства. Мотивирует создание трудо- и ресурсоемких, а не капитало- и технологически емких хозяйств и предприятий. Приводит к дискриминации "не своей" продукции, а также к инвестированию средств налогоплательщиков в заведомо убыточные истории вроде выращивания пшеницы в Вологодской области и постройки теплиц в северной нефтеносной Тюмени. Не говоря уже об искусственном снижении конкуренции и коррупциогенности такого подхода. Самообеспечение и производные от него административные барьеры — это узаконенный разрыв единого экономического пространства. И тоже следствие отсутствия стратегического подхода — к примеру, схем общефедерального размещения производительных сил для разных видов деятельности и отраслей.
Самообеспечение продовольствием страны в целом — экономическая утопия, фейк. Ведь маттехресурсы (МТР) для производства аграрных товаров в большинстве — импортные, а качественных товаров — импортные в подавляющем большинстве. Ситуация с технологиями еще хуже: те из них, которые доступны не ученым, а потребителям, почти полностью "на той стороне". Этот критический для агроэкономики фактор никак не учтен на уровне программных и финансовых документов: его просто игнорируют. Второй за последние восемь лет многомиллиардный кассовый разрыв в агропрограмме — в том числе следствие этого игнорирования: пока проекты реализуются, валютные МТР взлетают в цене. Инфляция импортных костов на полевые работы никак не учтена в федеральном бюджете, из-за чего Минсельхоз в этом году уже со второго квартала вынужден просить внеплановых денег на краткосрочное кредитование.
Госпрограмма, когда-то правильно задуманная как единый farm bill, стратегически не состоялась. Сейчас в нее сведены отдельные направления, которых много, но жесткие приоритеты не обозначены, а часть направлений перепоручена финансово обескровленным регионам. Главное, нет единой ведущей стратегической идеи, только — по большому счету — рост "вала". Саму программу в зависимости от тактических задач и текущих возможностей можно недофинансировать, можно за полгода полностью переупаковать и т. д."Стратегия изменилась", — не раз весомо роняли при мне солидные люди в высоких кабинетах, объясняя очередные изменения. Извините, но если вы меняете стратегию один раз, потом — другой, то стратегии у вас нет. Есть направления и мероприятия. Все, что вы можете, — маневрировать наличными ресурсами, решая локальные задачи. И они, нужно сказать, решаются, но все эти решения — в ручном режиме. Результаты тоже нельзя назвать системными, кроме, пожалуй, экспорта зерновых. Экспорт мяса тоже растет, но что будет через год-два, если укрепится рубль или хотя бы прекратится девальвация? Кто поддержит доходность торговых операций или хотя бы не даст бизнесу уйти в минус? Растут производство, продажи и экспорт агротехники, однако сроки действия "программы 1432" непонятны, а ее бюджет каждый год переутверждается заново, суммы тоже все время разнятся. Не станет этой программы, и что? Не обратится ли рост в стагнацию или падение?
У государства хорошо с тактикой, но со стратегией — проблемы. Власть внутри себя не имеет единого образа будущего, признал недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов: "А я не могу вам сказать, что все мы одинаково понимаем, какое будет завтра будущее. […] нельзя сказать, что мы объединены какими-то общими представлениями о завтрашнем дне". Непонимание единого вектора развития страны и ее экономики, включая АПК, — одна из главных причин того, что всевозможные стратегии и доктрины у нас пишутся, принимаются и внедряются, но почти не работают. Одни устаревают на стадии принятия (пример — утвержденный при Николае Федорове драфт агропрограммы), другие — как "Стратегия-2020" — выполняются по отдельным направлениям и разными исполнителями и уже поэтому не являются стратегиями. Какие-то таргеты достигаются бухгалтерски-формально; именно так был "удвоен" ВВП. А чего стоит утвержденный еще в 2013 году плановый бюджет федеральной агропрограммы на год нынешний, если по факту сумма поддержки в 2017 году ниже чуть на треть?
Отрасли нужен стратегический разворот, нужна долгосрочная, понятная и неизменяемая по ключевым моментам аграрная стратегия. Иначе не будет устойчивого развития, без которого не вырываются в лидеры и не побеждают в конкурентной борьбе.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot