Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

РОМИР: Индекс "Кофе с Молоком" вернулся на круги своя.

Индекс "простых удовольствий" стабилизировался. В октябре он продемонстрировал обычный сезонный рост, который практически совпал с уровнем инфляции в годовом выражении. То есть на "Кофе с Молоком" россияне тратят столько же, сколько и год назад. Однако с учетом выросших цен на все компоненты индекса потребителям пришлось немного снизить объемы маленьких гастрономических радостей. На фоне общей стагнации на потребительских рынках данные показатели Индекса особой тревоги не вызывают.
В октябре 2014 года Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ) вырос на 9% и по сравнению с минувшим сентябрем, и по сравнению с октябрем прошлого года. Значение индекса в октябре составило 794 пункта. Это второе по величине значение в этом году, да и за весь период наблюдений. Абсолютный рекорд был поставлен в марте текущего года – 809 пунктов. Рост индекса КсМ в октябре к октябрю 2013 произошел исключительно благодаря росту средних реальных цен приобретения всех продуктов, входящих в индекс, кроме воды. Особенно сильно подорожал шоколад – на 22,5% за год. При этом объемы его покупок снизились на 10%.
Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий".
Примечательно, что ценовой показатель "Кофе с Молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с Молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Индекс "Кофе с Молоком" в октябре 2014 года вырос по сравнению с сентябрем на 9% и составил 794 пункта. Рост индекса в октябре по сравнению с сентябрем на 7-10% - это абсолютно нормальное сезонное явление, которое наблюдается каждый год без исключения (см. Диаграмму 1). Тем более ожидаемым и логичным выглядит октябрьский рост в этом году. Ведь в сентябре индекс "Кофе с Молоком" неожиданно снизился по сравнению с августом более чем на 5%, чего ранее никогда не наблюдалось. Так что с учетом этой аномалии можно было ожидать даже более значительного роста индекса в октябре.
По сравнению с октябрем прошлого года Индекс КсМ вырос в октябре 2014 на 9%. Это практически совпадает с официальной оценкой годовой потребительской инфляции Росстатом (8,5%), но существенно меньше оценки продуктовой инфляции (11-14% за год). За три года (с октября 2011) Индекс КсМ вырос только на 18,5% (в среднем – по 6% годового роста), существенно отстав от официальной оценки (Росстат) инфляции потребительского рынка за этот период (23%). За шесть лет (с октября 2008) Индекс КсМ вырос на 62% (в среднем на 8,4% в год), что практически совпадает с оценкой Росстатом общей потребительской инфляции за эти шесть лет.
Диаграмма 1. Динамика Индекса "Кофе с Молоком". Январь 2010 – октябрь 2014


Рост индекса в годовом выражении произошел исключительно из-за роста цен на все продукты, входящие в индекс, кроме бутилированной воды. Цена на кофе за год выросла на 5%. Средняя реальная цена приобретения молока увеличилась на 14,5%. Цена плитки шоколада выросла за год на 22,5%. И если по молоку мы уже в течение 2,5 лет наблюдаем темпы годового роста от 11 до 19%, то столь значительный рост цен на шоколад произошел впервые с лета 2011 года.
Индекс КсМ мог бы показать и более высокий годовой рост, но этому помешало снижение объемов покупок шоколада в натуральном выражении на 10%. А вот объемы покупок молока и кофе выросли за год на 2-3% в натуральном выражении. В прошлом месяце имел место обратный эффект – рост покупок шоколада (особенно сильный у высокообеспеченных потребителей) на фоне снижения средней реальной цены приобретения. Возможно, в сентябре производители и розница проводили ценовое (скидками, спец-предложениями и т.д.) стимулирование продаж, а в октябре – нет.
В Москве Индекс КсМ в октябре вырос на 8% и к сентябрю, и к октябрю 2013 года. За три года (с октября 2011) рост Индекса в Москве составил только 10%, что ниже темпов потребительской инфляции более чем в два раза. А за шесть лет (с октября 2008) рост индекса составил 54%, что уступает показателю накопленной потребительской инфляции 10 процентных пунктов.
Годовой рост индекса КсМ в Москве (на 8%) произошел благодаря росту цен на молоко (+12%), воду (+18%) и шоколад (+20%). Этот рост был отчасти компенсирован снижением потребления кофе, воды и шоколада на 5-7%. А вот натуральное потребление молока в Москве за год выросло почти на 10%.
Обеспеченные москвичи в октябре опять нашли возможности для приобретения воды и кофе по "интересным" ценам. Мало того, что они платили за эти продукты в среднем на 20-30% меньше, чем в сентябре 2014 и в октябре 2013. Так еще и в абсолютном выражении цена воды оказалась на 30-40% ниже (видимо основное потребление пришлось на упаковки большого объема), а цена кофе - на 10% ниже, чем у потребителей со средними и невысокими доходами.
В других крупных городах в среднем в октябре 2014 года Индекс КсМ вырос на 10% и по сравнению с сентябрем текущего и с октябрем 2013, практически сравнявшись с годовой продовольственной инфляцией. За три года (с октября 2011) рост индекса составил всего 24%, что также соответствует инфляции потребительского рынка за этот период. За шесть лет (с октября 2008) индекс вырос на 68%, что даже немного превосходит показатель общей инфляции потребительского рынка.
Рост индекса (октябрь 2014 к октябрю 2013) на 10% произошел благодаря росту цен на все продукты индекса, кроме воды, которая подешевела на 7,5%. Кофе подорожал на те же 7,5%. И объемы его покупок в натуральном выражении выросли тоже на 7% . Молоко за год стало обходиться дороже на 15%, шоколад – на 23%. Годовой рост индекса был бы значительно более высоким, если бы не снижение натуральных покупок шоколада на 10,5%.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot