Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Ретейл уходит в партизаны. "Фонтанка.ru". 24 марта 2016

Битва ретейлеров и владельцев торговых центров за снижение арендных ставок вышла на новый уровень. В Петербурге замечены такие явления, как диверсия, шантаж и платные переговорщики.
В условиях, когда продавцы не могут платить непомерно высокую аренду, а собственники торговых площадок не хотят понижать ставку, бизнес-среда породила новую услугу — за отдельную плату переговорщики готовы помочь найти компромисс. Предложение как нельзя кстати, потому как в Петербурге уже развернулась настоящая партизанская война, где спросом пользуются методы диверсии и шантажа.
В гипермаркете "Ашан", дислоцирующемся в ТРЦ "Радуга" на проспекте Космонавтов опустели полки. "Нет тортов, свежей рыбы, свежего молока. Особенно дико видеть "голый" уголок с фруктами и овощами, только в одной корзине лежит капуста. Хлеба и булки только два наименования, отсутствуют продукты кулинарии – салаты, пирожки, кура-гриль. Видимо, кризис особенно сильно ударил по "Ашану", или он обанкротился", – пишет читатель "Фонтанки" Кирилл.
Сотрудники магазина признали в разговоре с "Фонтанкой" наличие проблемы и поделились инсайдом: им сказали, что после 1 апреля они будут работать в других магазинах сети "Ашан". Пресс-служба ретейлера напрочь отвергла предположение о скором закрытии площадки в ТРЦ "Радуга", объяснив пустые полки и перевод персонала в другие точки "оптимизацией издержек", а также тем, что компания "несёт убытки в данном гипермаркете в связи с высокими затратами на содержание магазина, в том числе на арендную плату".
Французский ретейлер более года ведет с собственником ТРЦ (французско-голландской "Ралмир Холдинг B.V.") борьбу за снижение арендных платежей. Борьбу пока безуспешную.
Будучи привязанной к валюте, ставка в ТРЦ "Радуга" после девальвации рубля в 2014 году выросла в два раза, однако скидка, предложенная собственником, не устроила ретейлера. "Ашан" неоднократно грозил администрации ТРЦ закрытием, но реализовать намерение не решился, так как арендный договор предусматривает за такие шалости штраф в размере платы за полгода.
Поэтому пустые полки и витрины осведомленные рассматривают как новый элемент боя. Сокращение до минимума ассортимента у якорного арендатора, которым является "Ашан", ударит по посещаемости всего ТРЦ, что может заставить собственника пойти навстречу.
Партизанят в Петербурге не только в французы. "В последний год почти все арендаторы и арендодатели находятся в состоянии войны", – комментирует директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Однако в успехе методов "Ашана" эксперт сомневается. "Используя приемы родом из 90-х, российский менеджмент навредит в первую очередь своей компании", – отмечает она.
Торг уместен
В конце 2014 года к валюте была привязана ставка аренды в большинстве крупных петербургских торговых комплексов. "Рублевые договоры, как правило, были в маленьких районных ТЦ", – говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.
После девальвации многие собственники давали временную скидку – сроком от месяца до года, фиксируя курс на уровне 35 – 40 рублей за доллар. Однако постепенно он вырос до 50 – 65 рублей. Кто-то и вовсе отказался продлевать льготные условия.
На фоне снижения спроса для многих ретейлеров новые расценки оказались неподъемными. К примеру, ТРЦ "Галерея" в 2015 году покинуло около 40 брендов. Большая часть воспользовалась тем, что у них как раз истекли договоры аренды.
Те игроки, кому условия соглашения с собственником не позволяют покинуть площадку прямо сейчас, ищут обходные пути. Например, сокращают площади магазина, сдавая их в субаренду. Немецкая сеть бытовой техники и электроники Media Markt осенью 2015 года урезала площадь гипермаркета в ТРК "Юго-Запад" в два раза. Финская SOK Retail Int. передала свой гипермаркет Prisma в Колпино петербургской "Интерторг", а в ТРК "Континент" – "Перекрестку", а также в два раза сократила площади в ТРК "Гранд Каньон". По данным АРИН, Prisma хотела сдать в субаренду площади и в "Балтийской жемчужине". "С нашей помощью они нашли претендента, но собственник отказался сокращать площади Prisma и посадил новичка на другой этаж, заключив контракт самостоятельно. Получила ли от этого какую-то выгоду Prisma, не знаю, но мы сделали работу бесплатно", – говорит Екатерина Лапина.
Впрочем, собственников можно понять. Самоуправство ретейлера может нарушить концепцию всего комплекса и негативно повлияет на деятельность других арендаторов, комментирует Владислав Фадеев.
Прибегают сети и к угрозам закрытия, ставя на то, возможные потери от его ухода будут больше, чем штраф, который получит собственник. Но такой шантаж не всегда приводит к успеху. "Такой прецедент был в нашей практике, однако угроза привела, напротив, к увеличению арендной ставки", – комментирует Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Петербурге.
ТРЦ наносит ответный удар
Непрерывные боевые действия привели к появлению на рынке профессиональных переговорщиков. Так, московская консалтинговая компания M1 Solutions на своем сайте сообщает, что за последний год уберегла три региональных ТЦ от необоснованной щедрости к своим арендаторов.
Например, пермскому ТРЦ "Семья" при участии M1 Solutions удалось сократить размер ежемесячных скидок по арендной плате в три раза, уфимскому ТРЦ "Семья" – в четыре, смоленскому ТРЦ "Галактика" – в шесть. Максимальный срок предоставления этих скидок снизился с года до трех-шести месяцев.
Корреспонденту "Фонтанки" в M1 Solutions заявили, что готовы оказывать такие услуги и петербургским ТРК. В частности, компания с помощью разработанной ею математической модели на основе данных о чеках и трафике в ТЦ готова оценить, стоит ли идти навстречу конкретному арендатору. Стоимость услуги – 45 тыс. рублей за один спор. А вот если владелец хочет, чтобы сотрудники M1 Solutions в личной беседе решили вопрос с арендатором, за это придется доплатить.
"Иногда собственнику неудобно отказывать арендатору, с которым сложились отношения. Внешней компании сделать это легче", – прокомментировал менеджер компании M1 Solutions. Плата оговаривается индивидуально и зависит от размера сети и сложности переговоров. "Бывает, что за день можно управиться, бывает, что и за месяц", – отметил собеседник издания.
Петербургские брокеры отмечают, что для нашего рынка такие услуги в новинку. "Раньше главной задачей управляющей компании были переговоры на этапе поиска арендатора, теперь же, когда сети и ТЦ второй год живут в режиме постоянного торга, ситуация изменилась", – говорит Екатерина Лапина. Впрочем, в Северной столице они будут востребованы, скорее, небольшими торговыми центрами. "Такие крупные игроки, как Fort и "Адамант", сами делают хорошую аналитику и могут отстоять позицию", – считает эксперт.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot