Средний класс в России начал ощущать действие продуктовых санкций.
"Ивановы" – 2300 горожан трудоспособного возраста, с доходом и уровнем образования, позволяющим отнести опрошенных к среднему классу. На основе ответов респондентов исследователи выводят усредненное консолидированное мнение о потребительских настроениях россиян.
В III квартале 2014 года 52% представителей российского среднего класса заметили либо повышение цен, либо дефицит продуктов, сообщают исследователи. Из-за дороговизны и пустых полок в некоторых магазинах российские потребители пересмотрели свою привычную продуктовую корзину.
Как пояснил один из авторов исследования аналитик "Сбербанк CIB" Артур Галимов, потребители ищут более дешевую замену привычным продуктам в той же товарной группе и не всегда равнозначную. "Если яблоки, появившиеся на полках после введения запрета выросли в цене, потребители могут переключиться на бананы", – говорит аналитик. Так же "Ивановы" снижают потребление продуктов из категорий, вошедших в санкционный список, принятый российским правительством.
Респонденты исследования отметили, что наиболее существенный рост цен они заметили на мясо и рыбу (10,8% и 10,6%, соответственно), на фрукты (7,1%), молочные продукты (6,6%) и овощи (5,4%). О том, что мясо и рыба вызывают наибольшее количество проблем с точки зрения оперативной замены поставщиков и сдерживания цен, ранее признавали и сами продовольственные сети. К примеру, смена логистических путей для завоза рыбной продукции привела к дефициту продукта и росту закупочных цен. Оптовая цена охлажденной рыбы для германского ритейлера Globus выросла на 35-40%. Рекордсменом роста в цене стало мясо птицы из-за дефицита свиного шпига еще в начале года – чтобы компенсировать дефицит сырья, производители колбас и сосисок начали закупать курятину.
При этом в конце сентября опрошенные РБК ретейлеры заявляли, что смогли наполнить полки аналогичной продукцией по большинству утраченных товарных позиций: продукция заменена или российскими аналогами, или импортом из стран не попавших под российские санкции.
Менее остальных связанные с санкциями изменения в сфере потребления отметили лояльные покупатели "Магнита": 53% опрошенных клиентов этой сети не заметили никаких для себя изменений, тогда как в других сетях публичных ритейлеров более половины постоянных покупателей (54-58%) заявили о том, что ощутили перемены последних месяцев. Постоянные покупатели "Магнита" оказались в меньшинстве и среди тех, кто обратил внимание на исчезновение с полок каких-либо привычных товаров: таких в этой сети оказалось лишь 10%.
Впрочем, ретейлеры пока не отметили каких-то значимых для себя трендов в потребительском поведении клиентов. "Мы не отмечаем тенденции к экономии или к явному замещению покупок на дешевые аналоги. В магазинах положительная динамика продаж, количество товаров в одной покупке и средняя цена единицы товара также не показывают тренда к снижению", - рассказала РБК директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot