Карельскому щебню не повезло. "ИА РЖД-Партнер.ру". 28 июля 2014
Напомним, что первоначально приказ вводился для ряда направлений?Восточно-Сибирской и Октябрьской железных дорог, но в новой редакции в перечень были добавлены станции в пределах Малого кольца МЖД, а при расчетах тарифов на перевозки в пределах станций ОЖД за основу взяты расстояния по широтным ходам Ржев – Шаховская и Сонково – Мга, исключая главный ход дороги, по которому в настоящее время осуществляется высокоскоростное движение. Расчет расстояния по новым тарифам стал применяться только с 1 июня.
В правительстве Карелии сообщили, что руководители горнодобывающих предприятий республики признают: с введением в действие приказа Минтранса ситуация в отрасли сложилась серьезная. По их словам, изменение тарифов ведет к потере объемов производства щебня на предприятиях и снижению его поставок, росту транспортных затрат и, соответственно, увеличению конечной стоимости продукции для потребителя. В результате карельский щебень может стать неконкурентоспособным. Участники специального совещания у главы республики Александра Худилайнена решили повторно обратиться в Минтранс и ОАО "РЖД" с просьбой пересмотреть тарификацию на перевозку щебня в ЦФО.
В Минтрансе подтвердили, что обращения были и "вопрос прорабатывается". Пока министерство думает, в Карелии подсчитывают убытки.
"На сегодняшний день на ряде производств отгрузка щебня снижена – например, в ООО "Прионежская горная компания", ООО "Муезерский гранит" и ЗАО "Карьер "Коккомяки", – комментирует начальник отдела развития горнопромышленного комплекса министерства по природопользованию и экологии Республики Карелии Марина Ященко. – На некоторых предприятиях производство остановлено, в частности, на ЗАО "Трансстройматериалы-Кааламо" (Петрозаводск)".
По словам М. Ященко, в целом объемы отгрузки щебня из Республики Карелии, которые осуществляются тремя видами транспорта, по итогам первого полугодия 2014 года сохранились практически на уровне аналогичного периода прошлого года (96%), но по сравнению с майской отгрузкой в июне темпы снижены уже на 32%. При этом несколько предприятий, добывающих данную продукцию, переходят с железнодорожного транспорта на водный, во всяком случае, пока длится период речной навигации. " В частности, полностью на использование водного сообщения переключились ООО "Лобское-5" и ООО "Гранитная гора", – отмечает она.
Коммерческий директор ООО "Прионежская горная компания" Ирина Ломакина и вовсе считает, что карьеры Карелии оказались отрезанными от Московского региона. "Сразу появились конкуренты, например, теперь щебень в Вышний Волочек доставляется (автотранспортом) из карьеров Ленинградской области, в Московскую область – из карьеров Украины (по железной дороге)", – поясняет она. По словам И. Ломакиной, небольшая доля щебня, добываемого Прионежской горной компанией, тем не менее продолжает доставляться в Московский регион, но цены на продукцию упали на 10–15%, несмотря на то, что в настоящий момент сезон поставок в разгаре. "Значительную часть добываемого щебня приходится просто складировать, – сетует И. Ломакина. – Хотя карьерный бизнес предусматривает в первую очередь непрерывность рабочего цикла. Дело может закончиться остановкой производства".
Снизились объемы выпуска продукции и в ООО "Карелприродресурс". "До 1 июня мы отправляли от станций Леппясюрья и Кааламо до станции назначения Ховрино в среднем пять груженных щебнем составов ежемесячно, в настоящее время отправляем два-три", – рассказывает коммерческий директор компании Сергей Краснощек. По его словам, карьер "Райконкоски" (производительностью до 1,5 млн т щебня в год) перешел на дневной режим работы вместо круглосуточного. "Наше предприятие не сможет перейти на водный транспорт, так как практически все наши карьеры удалены от водных путей", – отметил С. Краснощек.
Эксперты пошли чуть дальше и принялись высчитывать потери доходности щебеночников. Директор по маркетингу ООО "СМПро" Евгений Высоцкий считает, что начиная с 1 июня рентабельность предприятий щебеночной отрасли Карелии снизилась в 3–5 раз. "Стоит отметить, что и до вступления в силу данного нормативного акта уровень рентабельности щебеночных предприятий Карелии был невысок – в среднем на каждом кубометре щебня производители зарабатывали около 50 руб.",– прокомментировал он.
На изменение уровня рентабельности производителей повлияло вынужденное снижение цен – приблизительно на 10%, что составляет около 40 руб. (уровень увеличения железнодорожного тарифа на доставку щебня из Карелии в регионы Центрального федерального округа). "Согласно нашим исследованиям, провозная плата на доставку щебня выросла на 16% – с 237 руб. за тонну в мае 2014 года до 276 руб. в июне 2014-го", – добавил эксперт.
Независимый эксперт, д. э. н. Леонид Мазо покопался в источниках и нашел, что коэффициент, отражающий разрыв между эксплуатационными и тарифными тонно-километрами, при проектировании железнодорожных тарифов уже учитывался.
"Иначе говоря, в существующих тарифных ставках заложен запас на все отклонения от кратчайших тарифных расстояний, включая и связанные с проведением плановых работ по ремонту и реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, – пояснил эксперт. – Необходимо отметить, что учтенное в грузовых тарифах увеличение пробегов составляет примерно 4%, а это в современных доходах РЖД – порядка 50 млрд руб.".
По мнению Л. Мазо, упор на расстояния при определении тарифов стали делать именно сейчас, хотя ранее изменения при ремонтах инфраструктуры входили в них. "Эту заинтересованность легко понять в условиях замораживания тарифов, когда за I квартал объявлены убытки РЖД 16 млрд руб.", – полагает эксперт. По его словам, нововведение создало противоречия: одни клиенты оплачивают перевозки по кратчайшим расстояниям, а другие, оказавшиеся в зоне ремонтов или реконструкции путей, должны переплачивать за удлинение маршрута.
Первые итоги "щебеночной эпопеи" подвели и на Октябрьской железной дороге. В службе корпоративных коммуникаций дороги сообщили, что с 1 июня тарифная нагрузка по отдельным направлениям выросла до 40%. "Эти изменения привели в соответствие фактически выполняемую на дороге с 2010 года работу по транспортировке щебня по длинному маршруту через Северную железную дорогу с получаемым нами тарифом. Безусловно, это крайне болезненное решение для бизнеса", – комментируют ситуацию представители филиала ОАО "РЖД".
Тем не менее в ОЖД считают, что в целом говорить о некой катастрофе не приходится. "После введения изменений с 1 июня погрузка в целом по Карелии выросла к июню прошлого года на 8%, в том числе на 4% в московском направлении, – поясняют в службе корпоративных коммуникаций. – Безусловно, отмечается снижение объемов погрузки щебня, которая в июне в Республике Карелии снизилась к уровню мая на 6%, в том числе на 5% в московском направлении".
ОЖД видит выход из ситуации в повышении эффективности всего процесса поставки данной номенклатуры. На дороге начали применять комплексные договоры, позволяющие организовывать всю логистику доставки щебня, включая предоставление подвижного состава, перевалку и отправку груза к конечному потребителю. "На Октябрьской магистрали готовы выполнять эту работу, – подчеркнули в службе корпоративных коммуникаций. – В этом видится возможность обеспечения конкурентоспособности продукции своих клиентов и решение социально-экономических проблем региона".
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot