Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Лучше меньше: число ТЦ Москвы продолжает расти при падающем спросе арендаторов.

За 2015 год темпы ввода торговой недвижимости в столице снизились на 32%: девелоперами было сдано порядка 560 тыс. кв. м GLA, то есть не более 70% от анонсированного ранее объема. Но даже этих площадей, отмечают эксперты NAI Becar, слишком много для падающего рынка.
Торговля также как и остальные сферы экономики страдает от геополитической ситуации и скачков курса валют. Кроме того, согласно исследованиям Банка России, население, то есть клиентская база ритейла, ожидает роста инфляции и, готовясь к плохим временам, затягивает пояса.
Тем не менее, по данным департамента маркетинга и консалтинга NAI Becar,к концу IV квартала 2015 года темпы падения покупательских потоков в московских ТЦ площадью более 80 тыс. кв. м замедлились. Также относительно конца 2014 года, частично восстановились потоки в ТЦ площадью 40-80 тыс. кв. м. Конец 2014-2015 год был периодом низкого покупательского спроса, в связи с этим рынок ритейла был вынужден подстраиваться под новые экономические реалии. В 2015 году покупатели относительно освоились с ситуацией и традиционно понесли деньги в ТЦ накануне Нового Года. Показательным, в какой-то мере, станет I квартал 2016-го, хотя стремительно падающий курс рубля в первые недели января вряд ли обещает повысить покупательскую активность.
Предложение и спрос
Ввод качественных торговых площадей, так же как и в остальных сегментах рынка коммерческой недвижимости, замедлился. В 2015 году открывались только те центры, которые к началу кризиса находились в высокой стадии готовности, и у девелопера не было другого выбора, кроме как достроить и ввести объект. В частности, в IV квартале было открыто 4 ТЦ совокупной арендопригодной площадью 204 тыс. кв. м. Благодаря им общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Москвы вырос на 3,6%, составив к концу года 5,84 млн кв. м GLA.
Самым большим из новых объектов стал ТРЦ "Зеленопарк" – на него пришлось свыше половины введенных площадей. К этому же объекту относится и крупнейшая сделка аренды отчетного периода: 14,5 тыс. кв. м в "Зеленопарке" занял гипермаркет "Ашан", который стал одним из "якорей" комплекса вместо запланированного ранее "ОКей".
На фоне роста числа торговых объектов вырос и без того немаленький уровень вакансии. В IV квартале он повысился еще на 2 п.п. и поставил новый рекорд - 10,3%. Чтобы заполнить площади, отмечают аналитики, девелоперам приходится быть гибкими, осваивать непривычные форматы, приглашать ритейлеров, которые только осваивают отечественный рынок. В частности, в том же "Зеленопарке" на площади 1 тыс. кв. м открылся первый в России фудпаркинг "Басqиата". Это новый формат фудкорта, который объединяет фудтраки, стритфуд и молодые гастрономические проекты в атмосфере фестиваля.
Кроме того, среди новых брендов, открывших свои магазины в IV квартале 2015 года: первые монобрендовые бутики Dasha Gauser, Alena Goretskaya и итальянские fashion-марки MCS и Henry Cottons, первый в РФ моностор Wrangler, сети Mafrat, DeFacto и Tchibo, галерея киберспорта "Republic of Gamers" компании Asus и пр. Кроме того, в Москве начал работу первый розничный магазин компании "SeasonMarket", развивающей продажи фермерских товаров через интернет. Продолжилось развитие и сегмента общественного питания: в ТЦ "Черемушки" открылась новая сеть закусочных "#Пропельмени", на обновленном фудкорте ТРЦ "Мега Химки" заработала флагманская "Кулинарная студия Юлии Высоцкой".
Еще один путь, по которому идут девелоперы в борьбе с растущей вакансией - открытие собственных торговых брендов. Так, ГК "Ташир" запустила новую сеть розничных магазинов товаров для дома "Gooods House". Первые точки в Москве откроются в ТРЦ "РИО" на Киевском шоссе и строящемся ТРЦ Avenue South-West. Для "Ташира" это не первый подобный опыт, у компании уже есть собственная сеть "Ташир пицца". Создание ритейлера на базе девелоперской компании, отмечают эксперты рынка, помогает занять новую нишу, получить дополнительный доход и занять вакантные площади в ТЦ. Однако проект качественной торговой сети требует профессионального управления и понимания, что бренд является самостоятельным проектом, а не придатком к основному девелоперскому бизнесу.
Что касается сделок аренды отчетного периода, то крупнейшие были заключены в двух строящихся комплексах: ТРЦ "Ривьера" и целевом детском ТЦ "BabyStore", ввод которого запланирован на 2016 год. В ТРЦ "Ривьера" откроются город профессий "КидБург" в обновленном формате в 3,9 тыс. кв. м, первый в России веревочный парк внутри торгового центра "Панда Парк" (1,87 тыс. кв. м) и сразу 5 магазинов польского ритейлера "LPP Group", которые в совокупности займут 3 тыс. кв. м. В ТЦ "BabyStore" почти 1,5 тыс. кв. м арендовал центр йоги "Прана" и 1,3 тыс. кв. м - сеть супермаркетов "ДА!". Как видно, новые объекты также поддерживают тенденцию по привлечению нестандартных арендаторов. "Тренд на увеличение развлекательной, общественной, спортивной составляющей в ТРЦ активно развивается в последнее время, - отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar Илья Фокин. - Раньше эти операторы приветствовались далеко не всеми девелоперами, так как занимают большие площади, а арендные ставки у них невысоки, как следствие, низкая рентабельность. Однако в сегодняшней ситуации управляющие смотрят на них под другим углом. Такие арендаторы повышают трафик, занимают некачественные для ритейла площади - верхние этажи или тупиковые зоны, наполняют объект при падающем спросе и генерят пусть и относительно небольшой, но поток прибыли".
Если говорить об уже знакомых брендах и традиционных форматах ритейла, то они тоже не окончательно остановили развитие в России. Многие из них отказались от количественного развития, однако, выходят в новые качественные проекты, тем более, что сейчас девелоперы сговорчивы и идут на уступки по условиям аренды. В IV квартале был подписан договор, по которому H&M станет единственным арендатором торговой части площадью 5,8 тыс. кв. м в МФК "Галерея Актер". Еще одна заметная сделка последнего квартала прошлого года - аренда 5 тыс. кв. м с перспективой дальнейшего расширения ТВЦ "Мебель России" в МФК "Ханой-Москва".
Новое строительство и сделки купли-продажи
Планы по покупке объектов, новое строительство и развитие новых форматов торговли - все это было отмечено в последние три месяца 2015 года.
Многие эксперты придерживаются мнения, что когда кризисный рынок достигает дна, самое время - покупать. Следуя этой стратегии, "Morgan Stanley" претендует на приобретение крупнейшего из открывшихся в 2015 году торговых центров, ТРЦ "Columbus", общей площадью 277,4 тыс. кв. м. Вообще, нужно отметить, что в 2016 году аналитики NAI Becar прогнозируют рост числа подобных сделок, возможно, с участием азиатских инвесторов.
Не обошлось и без новых строек. Так, было объявлено о запуске в IV квартале 2016 года II очереди "Fashion House Outlet Centre Moscow". По данным девелопера, "Fashion House Group", общая площадь нового объекта составит 5,65 тыс. кв. м. Открытие бюджетного ТРЦ - удачное решение для кризисного рынка, но и сегмент люксовых объектов, как показал прошлый квартал, не простаивает. Так, в 2016 году фонд "Romanov Property Holdings Fund" планирует начать на территории Барвихи возведение II очереди премиального ТЦ "Dream House" общей площадью 27 тыс. кв. м.
И, наконец, в конце 2015 года власти Москвы объявили конкурс на застройку территории у ТПУ "Ботанический сад". Согласно предложенной концепции здесь предполагается возвести 45,4 тыс. кв. м торговых площадей, более 44,6 тыс. кв. м офисных и гостиницу. Многие эксперты считают, что именно строительство в составе транспортно-пересадочных узлов - оптимальный путь открытия успешных торговых объектов в сегодняшней ситуации на рынке. Траффик, формируемый ТПУ, привлечет покупателей, разумеется, при условии выбора правильной концепции и пула операторов.
Коммерческие условия
С началом кризиса и взлетом курса валют договоры аренды в торговой недвижимости перешли в индивидуальное русло, что затрудняет их анализ и унификацию. Каждый управляющий стремится удержать арендатора и в то же время не забыть про собственные интересы. В отличие от офисного сегмента, где переход к рублевым ставкам активизировался еще в начале года, на рынке торговой недвижимости этот процесс принял характер тенденции только ближе к концу 2015 года. Падение же ставок в рублях в IV квартале продолжилось. Относительно III квартала они снизились на 2% и 10%, до 13-15 тыс. рублей за 1 кв. м в год и 40-45 тыс. рублей за 1 кв. м/год - для "якорей" и арендаторов торговой галереи соответственно. В торговых комплексах, которые продолжают удерживать ставки в валюте, ее размер для торговой галереи в среднем составили $1500/кв. м/год, оставшись на уровне III квартала 2015 года.
Выводы и прогноз развития
По мнению аналитиков NAI Becar, основными арендаторами, обеспечивающими спрос на помещения свыше 1000 кв. м, остаются и будут в дальнейшем продуктовый ритейл, товары для детей и развлекательный кластер. В 2016 году собственники ТЦ продолжат привлекать в свои объекты авторские бутики и новые концепции общественного питания, но в целом, ситуация с заполняемостью торговых центров в наступившем году существенно не изменится и уровень вакансии не упадет. Тем более, что рынок еще вырастет. По предварительной оценке, объем ввода в 2016 года может составить около 600 тыс. кв. м GLA. Из них порядка 230 тыс. кв. м - проекты, сроки реализации которых были перенесены с 2015 года.
По прогнозам Банка России восстановление потребительского спроса ожидается не ранее 2018 года. Поэтому в ближайшие два года собственники и управляющие торговых объектов будут балансировать на грани прибыльности, но скорее всего, не смогут повысить ставки для ритейлеров.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.

Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.

Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.

При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!

Frame 1 (1) (1).png

Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot