Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

В Новосибирске случился загадочный взрыв числа магазинов с едой — причина оказалась прозаической. "Новосибирский городской сайт". 4 февраля 2016

Самой быстро растущей категорией в справочнике 2ГИС в прошлом году в Новосибирске оказались продуктовые магазины, число которых увеличилось более чем на треть. Супермаркеты тоже росли быстрее прочей торговли, несмотря на падение оборотов розницы в целом. Корреспондент НГС.БИЗНЕС отправился за покупками, чтобы разобраться, на что надеются владельцы небольших торговых точек в условиях кризиса и как они собираются конкурировать с крупными торговыми сетями.
По данным 2ГИС, в январе 2016 года работало уже 1807 продуктовых магазинов (без учета супермаркетов) — это на 35 % больше, чем годом ранее. Эта категория росла быстрее всего, ближайшие ее конкуренты — это "фото на документы" (+25 %) и "супермаркеты"(+23,8 %). В числе аутсайдеров оказались отделения банков (падение на 8 %) и офисы туристических агентств (–12,6 %).
Что касается супермаркетов (115 новых магазинов за год), то их рост обеспечили прежде всего крупные сети. "Магнит" открыл за год 37 магазинов — теперь у лидера российского ритейла в Новосибирске 51 универсам и один гипермаркет. "Мария-Ра" открыла 25 новых точек, став самой крупной сетью города (по количеству магазинов). Сеть "Ярче!" (проект группы "КДВ") довела количество своих объектов до 47 (новых — 17).
Однако если у организованной розницы рост наблюдался всегда, то взрывное увеличение количества небольших магазинчиков — явление сравнительно новое. Директор по корпоративному управлению группы "Новые торговые системы" Александр Агеев объясняет это "дефицитом предпринимательских идей". "Люди хотят вложить небольшие деньги в какой-то бизнес, и торговля продуктами кажется им самым простым вариантом, поскольку продукты пользуются спросом всегда", — рассуждает ритейлер.
Управляющий партнер компании "Назаров и партнеры" Александр Назаров считает, что продуктовую розницу стимулирует отток арендаторов и падение цен: "Там, где было в 2013–2014 годах 2000–2500 руб. за кв. м, сейчас иногда и за 800 можно снять помещение, а в целом, по моему ощущению, ставки просели от 30 до 60 %, за исключением каких-то особо востребованных мест". В результате продуктовые магазины появляются даже там, где еще раньше они не выжили бы из-за условий аренды.
Бoльшая часть мелких продуктовых пытается просто использовать нежелание покупателей идти до ближайшего супермаркета. Их ассортимент формируется из стандартного набора продуктов и брендов, которые можно найти повсеместно. Владелец одной из таких точек в Кировском районе Евгений Смирнов говорит, что раньше занимался только одеждой, но сейчас продажи упали и он решил "поторговать едой", поскольку ему подвернулось помещение, с владельцем которого удалось договориться о "хорошей скидке" по аренде. Вложения предприниматель не называет, но говорит, что за такие деньги сейчас ничего другого не открыть.
"Пуховик можно носить несколько лет один и тот же, а кушать хочется каждый день", — объясняет бизнесмен свою рыночную стратегию.
Впрочем, часть предпринимателей пытается обратить маленький размер своего бизнеса в собственное преимущество. Например, магазин Farmers market на ул. Богдана Хмельницкого старается делать упор на "натуральные" продукты небольших производителей, которым сложно (если вообще возможно) попасть в крупные сети.
Владелец и управляющий магазина по имени Александр показывает на замороженных куриц из Бердска, которые, по его утверждениям, покупают даже те, у кого на курятину с крупных птицефабрик аллергия (из-за использования гормонов и антибиотиков): "Продукт хороший, но у них с доставкой проблемы — даже в Бердске их знают далеко не все".
Среди товаров других поставщиков, которых не встретишь в крупных торговых сетях, Александр показывает молоко и сыр Чулымского маслосырокомбината ("у них сгущенка пахнет коровой"), пельмени "Сибирского фермера" ("они из настоящего мяса"), и целую полку с необычными вареньем и джемами (из одуванчиков, тёрна, лесных трав и др.).
Народу в магазине, впрочем, немного — "Фермерский рынок" расположен в подвале, а ближайший продуктовый (тоже совсем небольшой) находится за углом: в нем нет эксклюзивного варенья, зато он на первом этаже.
Создатель "Фермерского рынка" признает, что минимальная сумма вложений в открытие магазина такого формата сегодня упала. "Если найти подходящее помещение, где есть достаточно мощностей по электроэнергии, и не делать ремонт, то можно уложиться дешевле, чем в 1 млн,— на рынке полно оборудования б/у". В самом "Фермерском рынке" ремонт тоже пока не делали — на это место магазин переехал только в ноябре прошлого года. Прежнее помещение было существенно меньше.
Фермер Константин Терещенко считает, что пробиться на новосибирский рынок небольшим производителям сегодня реально только через подобные торговые точки. Гуси и утки с его хозяйства сейчас продаются в сети "Амбар". Совладелец "Амбара" Оксана Душенина, правда, не так оптимистична, отметив, что сети пришлось даже закрыть несколько точек из-за высоких арендных ставок, потому что договориться с арендодателями удается не всегда.
Впрочем, и в "Амбаре", и в "Фермерском рынке" уверяют, что небольших производителей с интересными (или хотя бы просто натуральными) продуктами сегодня в России хватает и число их растет. Однако развиваться подобному бизнесу мешает падение доходов — "натуральная" продукция стоит дороже, а платежеспособная публика привыкла к светлым просторным супермаркетам с удобными парковками.
"Новое поколение даже не знает уже вкусов настоящего масла и молока, — сетует Оксана. — Когда мы устраиваем дегустации, бабушки становятся в очередь, а молодежи часто не нравится". Александр из "Фермерского рынка" признается, что для одной торговой точки можно было найти еще больше интересных поставщиков, но далеко не у всех из них есть все необходимые сертификаты: "Они сами торгуют через интернет, но мы поставить их на полку не имеем права".
Всплеск интереса к торговле продуктами — явление не новое. Подобная ситуация наблюдалась в конце 2008 – начале 2009 годов, когда кризис точно так же освободил большое количество помещений,
вспоминает Александр Назаров. Тогда, впрочем, цена нефти довольно быстро опять начала расти, и все закончилось тем, что мелкие продмаги были со временем вытеснены более платежеспособной с точки зрения аренды розницей.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot