Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам
У нас сегодня очередное заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Обсудим два направления: развитие жилищно-коммунального хозяйства и городской среды в целом, а также поддержку моногородов.
Совсем недавно мы обсуждали эту тему на форуме "Городское развитие и совершенствование качества городской среды". Перед этим говорили о московской программе благоустройства "Наш двор", с Сергеем Семёновичем (Собяниным) смотрели один из дворов. Программа действительно полезная, она носит региональный характер, но есть идея распространить эту практику на федеральный уровень. Хотел бы ещё раз это подтвердить с учётом того, что выборы закончились и нужно исполнять те обещания, которые мы давали, те решения, которые были приняты. Так что поговорим и о том, каким образом эту программу продвигать на федеральном уровне.
Развитие городов – это не просто набор инженерных и технических мер. Люди хотят жить в комфортных, современных условиях и, конечно, с соблюдением всех норм безопасности. В развитии общественного пространства важно всё, тут нет мелочей: и как освещены улицы, и как обустроены тротуары, детские площадки, пешеходные зоны, в каком состоянии парки, дороги, остановки общественного транспорта, как выглядят места отдыха.
Такому системному подходу могли бы помочь современные комплексные решения в сфере благоустройства для городов разного типа. Я давал поручение АИЖК профинансировать разработку соответствующих решений с привлечением лучших специалистов. На это придётся какие-то деньги запланировать, но наши города должны быть именно современными, поэтому просил бы не затягивать и принять все необходимые решения на этой неделе.
При этом мы не должны скатываться просто к типизации городского пространства по советскому примеру, когда, как из-под копирки, выходили довольно безликие общественные здания и жилые дома. Такой градостроительной уравниловки нам не нужно. Не может быть вообще городской эстетики на всю страну, она всё равно носит региональный характер, все города друг от друга отличаются. Каждый город уникален по-своему: и природой, и культурными достопримечательностями, и историей, и бизнес-пространствами, и развлекательной индустрией. Поэтому речь идёт скорее о создании так называемого дизайн-кода для каждого города.
Во многих программах благоустройства, к сожалению, отсутствует один из важнейших элементов –публичное обсуждение проектов и общественный контроль за их выполнением. Очевидно, что люди создают спрос на изменения и именно они должны определять направление преобразований. Без участия жителей приоритетный проект, который мы с вами сегодня обсуждаем, конечно, никогда не состоится.
Поэтому важно наладить в каждом муниципалитете обратную связь с жителями, чтобы именно они оценивали преобразования, и публично обсудить, утвердить пилотные проекты по благоустройству 40 городов, которые примут команды и матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. А федеральные и региональные власти должны обеспечить чёткий мониторинг этой работы.
Конечно, в центре всех наших усилий по улучшению городской среды находится жилищно-коммунальное хозяйство. Ещё несколько лет назад наши люди называли состояние ЖКХ проблемой номер один из-за сильного износа инфраструктуры, плохого сервиса. С тех пор некоторые изменения в лучшую сторону произошли, хотя назвать их кардинальными пока нельзя. Были введены специальные лицензионные процедуры по управлению многоквартирными домами. Благодаря этому собственники квартир теперь имеют рычаги влияния на управляющие компании, а ещё совсем недавно с этими компаниями очень трудно было найти общий язык. Теперь такой инструмент существует.
На федеральном уровне сформирована правовая база для комфортной работы частных инвесторов. С одной стороны, мы гарантируем возврат вкладываемых инвестиций, а с другой – обеспечиваем адекватную стоимость коммуналки, поскольку установленный тариф ограничен предельным размером.
В этом году мы впервые стали оказывать государственную поддержку частным инвестпроектам по модернизации коммунальной инфраструктуры в небольших городах, что очень важно, потому что там в коммунальную инфраструктуру вообще ничего не вкладывалось.
Однако далеко не все проблемы отрасли решены. Люди ждут от нас более активных действий по модернизации ЖКХ.
Здесь можно действовать по двум направлениям. Во-первых, повышать прозрачность самой этой структуры, а во-вторых, создавать условия для привлечения частных денег в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, что должно быть предметом личного контроля любого должностного лица, в том числе высших должностных лиц в регионах.
В итоге мы должны получить существенное сокращение числа аварий в коммунальных сетях. К 2018 году предполагается на треть улучшить качество услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чтобы большинство людей благоприятно оценивало состояние этой отрасли.
Что касается задач по развитию городского пространства, они актуальны и для моногородов. В них живёт каждый 10-й гражданин нашей страны. Из-за узкой специализации экономики таких территорий они все находятся в зоне риска. Поэтому считаю оправданным, что мы выделили эту работу в отдельное стратегическое направление. Цель - уменьшить количество моногородов, которые зависят от деятельности одного предприятия, чтобы они превратились в города с более здоровой структурой экономики, утратили эту монопрофильность. Нам необходимо повысить занятость людей и инвестиционную привлекательность моногородов, создать более 200 тыс. новых рабочих мест к 2018 году, привлечь в моногорода миллиарды дополнительных инвестиций и улучшить качество городской среды.
В ближайшие два года мы продолжим создавать новые возможности для бизнеса в моногородах. В частности, будем предоставлять статус территории опережающего социально-экономического развития, который предусматривает налоговые и другие льготы, и сохранять этот режим в последующие годы вне зависимости от того, исключён такой город из перечня моногородов или нет.
Хотел бы также вас проинформировать, что подписал документы о формировании в трёх моногородах – это Краснотурьинск,Надвоицы и Анжеро-Судженск – территорий опережающего социально-экономического развития. По этим трём городам решения приняты. Эти решения позволят создать более 6 тыс. новых рабочих мест, в том числе на малых и средних предприятиях.
И важно продолжить действенные меры по оздоровлению городской среды. С этой целью мы запускаем программу "Пять шагов по благоустройству", которая коснётся оживлённых городских пространств, молодёжных центров, достопримечательностей, социальных учреждений, а также заброшенных и неэффективно используемых промышленных зон. Особая ответственность – на мэрах моногородов и их командах. Мы составим открытый рейтинг качества работы руководителей таких населённых пунктов.
Нужно увязать все эти мероприятия с другими приоритетами. И поскольку в моногородах людей волнует не только состояние бизнеса, структура экономики, но и образование, здравоохранение, дороги, экология, то есть то, чем мы занимаемся по другим направлениям, хотел бы специально отметить, что все эти планы должны носить конкретный характер, иметь чёткие и понятные для людей показатели на 2017–2018 годы. Этим же нужно и руководствоваться в работе над проектами.
В контексте того, о чём сегодня говорил Президент страны на совещании с членами Правительства, также хотел бы обратиться к коллегам по Правительству: ещё раз проинвентаризировать все те поручения и решения, которые давались и принимались в последний период, с тем чтобы нам лучше оценить наши возможности и наши обязательства по их исполнению. То есть, не забывая о том, чем мы до этого занимались, надо самым внимательным образом посмотреть на решения, которые принимались в последнее время. Потом мы с вами обсудим, каким образом и за счёт каких ресурсов они будут исполняться в ближайшие несколько месяцев.
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета
Из стенограммы:
М.Мень: Это второй наш приоритетный проект. Первый касался развития жилищного строительства. А этот приоритетный проект включает в себя в первую очередь развитие городской среды: благоустройство и качество жилищно-коммунальных услуг. Всё это вместе мы называем развитием городской среды.
Что касается первого блока по развитию городской среды, мы его делим на решения краткосрочные и решения, которые необходимо системно принимать.
Краткосрочные решения: будут приняты определённые рекомендации для муниципальных образований, чтобы они, начав уже сейчас, в следующем году разработали планы по благоустройству своих муниципалитетов, для того чтобы появилась некая системность в этой работе. При этом они должны исходить пока из тех средств, которые у муниципалитетов заложены в муниципальные бюджеты на работы по благоустройству.
Далее мы сделаем блок в ГИС ЖКХ, который будет для нас неким маяком: мы будем видеть, как реализуются эти планы у муниципалитетов.
Что касается системных решений, то это создание стандартов. Здесь мы средств федерального бюджета не просим, мы будем использовать средства из прибыли АИЖК – нашего объединённого института развития жилищного строительства. Конечно, для всех городов стандарты сделать невозможно, будут стандарты для разных типов городов – для исторического города, для города на реке со стандартами набережных и так далее.
И вторая очень важная позиция – это 40 конкретных пилотных проектов, которые будут также делаться за счёт средств АИЖК. В эти 40 муниципалитетов войдут и города, которые принимают чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Такие проекты будут разрабатываться АИЖК, будут привлекаться специалисты, эксперты, в том числе из МАРХИ, из института "Стрелка" и так далее (все те, кто присутствует на рынке) на конкурсной основе. Будут собираться лучшие кадры по планировкам территорий, по благоустройству. И дальше уже на основе этих стандартов должна будет развиваться вся система благоустройства нашей страны.
И последнее – то, на что мы просим, собственно говоря, средства. Речь идёт о грантовой поддержке муниципальных образований, потому что (я сам много лет работал в регионах и понимаю это) необходим чёткий стимул.
У нас есть конкурс, который раньше назывался "Самый благоустроенный муниципалитет", теперь эта номинация вошла в общий конкурс "Лучшая муниципальная практика". Это правительственный конкурс по муниципалитетам, и там будут определённые номинации в части благоустройства и развития городской среды. От Минстроя прозвучало предложение, чтобы победителей этой номинации (вернее, там целый блок номинаций) стимулировать определёнными грантами. Сейчас мы будем с Минфином решать вопрос по поиску источников для финансирования. Мы просим на это 10 млрд рублей.
Что касается второго блока по жилищно-коммунальному хозяйству, по обеспечению коммунальными и жилищными услугами населения, здесь мы дополнительных средств из бюджета не просим. В 2017 году запланировано 5 млрд рублей на модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках Фонда содействия реформе ЖКХ. Мы будем с будущего года переформатировать поддержку регионов – основной акцент будет делаться не на прямом финансировании, а на субсидировании процентной ставки для концессионеров, для тех муниципалитетов, куда пришёл концессионер, частный инвестор.
Мы видим, что мы на правильном пути. У нас за год в 10 раз увеличился объём инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство именно благодаря приходу концессионеров, и нам нужно развиваться дальше. Для этого необходимо стимулировать муниципалитеты, которые привлекают концессионеров. Какой-то объём средств (мы сейчас как раз работаем над этим) мы оставим для малых городов на их прямую поддержку, а какое-то количество средств (основное, скорее всего) мы направим на субсидирование процентной ставки для концессионеров.
Вопрос: Сроки по разработке стандартов по благоустройству установлены?
М.Мень: Я думаю, что мы в 2017 году сделаем подобного рода стандарты. Думаю, это будет полезно. А какие-то решения по оформлению все останутся в рамках компетенции муниципалитетов.
Стандарты что подразумевают? Вот хороший пример. В Москве сейчас сделан стандарт летних кафе, и Москва действительно преобразилась. Когда я работал в регионе, для ряда исторических муниципалитетов делали стандарт вывесок, например, стилизованных под старорусский шрифт.
Это стандарты, которые необходимо внедрять. Кому-то может показаться, что это не столь важно, но из таких мелочей складывается облик наших городов, а это действительно очень серьёзно.
Конечно, мнения у людей в таких вопросах бывают разные. Кому-то нравится один формат, кому-то другой. Но нельзя скатываться к вкусовщине. Всё-таки речь идёт о стандартах. Обязательно у нас будет библиотека лучших практик по благоустройству, чтобы можно было посмотреть, что сделано в других муниципалитетах.
Вопрос: Хотела уточнить по поводу финансирования. 10 млрд ежегодно планируется выделять? С какого года начиная?
М.Мень: Мы просим 10 млрд начиная с 2017 года.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение