Магазины нарастили прием наличных в ущерб платежам по картам. "РосБизнесКонсалтинг". 21 апреля 2019
22.04.2019 в 09:02 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Причина может крыться в подорожании услуг по обналичке.
Наличные платежи в начале 2019 года начали отнимать долю у безнала, подсчитали аналитики. Новая тенденция выявлена у малого и среднего бизнеса. У нее несколько причин — от роста НДС до борьбы ЦБ с серой продажей наличных
Производитель онлайн-касс "Эвотор" зафиксировал увеличение доли наличных платежей в первом квартале 2019 года после почти годового периода бурного роста безналичных оплат. Такие результаты были получены в ходе совместного исследования с Frank RG на основе обработки данных клиентов "Эвотора", занимающего около 20% кассового рынка. Основная клиентура "Эвотора" — торговые предприятия малого и среднего бизнеса.
Доля платежей по картам начала снижаться в феврале и к марту уже упала на 4 п.п., до 36%, говорится в исследовании. Максимальная доля в 40% была зафиксирована в декабре 2018 года, до этого уровня она выросла с 33% в мае предыдущего года.
Несмотря на то что исследование основано на анализе 20% рынка, его можно считать репрезентативным, отмечает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов, указывая, что клиенты "Эвотора" работают во всех сферах торговли, но больше с предприятиями малого и среднего бизнеса. "Скорее всего, такую же динамику мы увидим на больших данных ЦБ", — предполагает Грибанов. В то же время он не думает, что речь идет о переломе тренда к росту безналичных платежей: есть вероятность, что их доля в дальнейшем вновь будет повышаться.
Увеличение оплаты наличными исследователи наблюдали в первую очередь в магазинах одежды (+4%), гостиницах (+4%), а также в клубах и секциях (+1%). Рост безналичной оплаты характерен для образовательной сферы (+16%), торговли строительными (+8%), автомобильными (6%) и промтоварами (6%).
ЦБ по итогам 2018 года приводил более высокие оценки по доле безналичных платежей — с учетом данных по крупным торговым сетям она достигла 56%, сообщала ранее глава департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина. Регулятор ожидает, что к концу 2019 года доля безналичных платежей может вырасти еще на 10 п.п.
Почему вновь понадобились наличные
Торговые точки, особенно в регионах, предпочитают оплату наличными, предлагая за такие платежи скидки на товары, говорит глава Национального платежного совета Алма Обаева. На это влияют несколько причин.
Магазинам, особенно небольшим, стало накладно платить налоги из-за увеличившегося НДС, который с начала года вырос с 18% до 20%, говорит она.
Магазины не привлекают платежи по картам из-за высоких банковских комиссий за эквайринг (в среднем 1,5–2,5%, но для малого бизнеса может быть выше).
Свою лепту мог внести тот факт, что в 2017 году администрирование обязательных страховых взносов передано в налоговую инспекцию. Поэтому теперь многие торговые предприятия принимают только наличные платежи в моменты наплыва клиентов именно для того, чтобы сформировать фонд для серых зарплат, отмечает Обаева.
В последние полгода регуляторы и правоохранительные органы провели несколько крупных операций по борьбе с компаниями, которые занимаются продажей наличных, называет еще одну причину Юрий Грибанов. "Теперь наличные подорожали, и торгово-сервисные предприятия, которые раньше могли обратиться в подобные компании за покупкой наличных, вынуждены искать другие каналы привлечения наличных денег и обращаются за этим к своим покупателям или клиентам", — поясняет он.
Авторы исследования также отмечают, что часть предпринимателей прибегает к хитростям, чтобы не выводить денежный оборот из серой зоны. ?Например, они маскируют чековый принтер под фискальный регистратор, печатают не все чеки, перепрошивают программное обеспечение онлайн-касс, а также просто просят оплатить товар или услугу через онлайн-банк.
Однако в трех торговых сегментах средний размер платежа снизился на фоне роста количества транзакций. Это свидетельствует об обелении бизнеса, говорят аналитики. Так, ?в сегменте продажи пива и алкогольной продукции число транзакций выросло на 25%, а средний чек сократился на 1%. При продаже стройтоваров средний чек сократился на существенные 27% при увеличении транзакций на 10%. В секторе промтоваров — сокращение среднего платежа зафиксировано на уровне 8%, а рост числа транзакций составили те же 8%. "Такая динамика может говорить о том, что раньше отдельные недорогие позиции не пробивались через кассу,?? а теперь на большую часть из них чеки выдаются", — заключают исследователи.
В 2016 году президент России Владимир Путин подписал поправки к федеральному закону № 54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов", согласно которым все предприниматели должны установить онлайн-кассы, которые в режиме реального времени передают данные об операциях в ФНС. По данным ведомства, на новый порядок расчетов уже перешли 865 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. Зарегистрировано 2,3 млн касс, что в два раза превышает дореформенный показатель. До 1 июля контрольно-кассовую технику должны установить еще 3 млн налогоплательщиков мелкой торговли и сферы услуг, которые ранее получили годовую отсрочку.
Наличные платежи в начале 2019 года начали отнимать долю у безнала, подсчитали аналитики. Новая тенденция выявлена у малого и среднего бизнеса. У нее несколько причин — от роста НДС до борьбы ЦБ с серой продажей наличных
Производитель онлайн-касс "Эвотор" зафиксировал увеличение доли наличных платежей в первом квартале 2019 года после почти годового периода бурного роста безналичных оплат. Такие результаты были получены в ходе совместного исследования с Frank RG на основе обработки данных клиентов "Эвотора", занимающего около 20% кассового рынка. Основная клиентура "Эвотора" — торговые предприятия малого и среднего бизнеса.
Доля платежей по картам начала снижаться в феврале и к марту уже упала на 4 п.п., до 36%, говорится в исследовании. Максимальная доля в 40% была зафиксирована в декабре 2018 года, до этого уровня она выросла с 33% в мае предыдущего года.
Несмотря на то что исследование основано на анализе 20% рынка, его можно считать репрезентативным, отмечает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов, указывая, что клиенты "Эвотора" работают во всех сферах торговли, но больше с предприятиями малого и среднего бизнеса. "Скорее всего, такую же динамику мы увидим на больших данных ЦБ", — предполагает Грибанов. В то же время он не думает, что речь идет о переломе тренда к росту безналичных платежей: есть вероятность, что их доля в дальнейшем вновь будет повышаться.
Увеличение оплаты наличными исследователи наблюдали в первую очередь в магазинах одежды (+4%), гостиницах (+4%), а также в клубах и секциях (+1%). Рост безналичной оплаты характерен для образовательной сферы (+16%), торговли строительными (+8%), автомобильными (6%) и промтоварами (6%).
ЦБ по итогам 2018 года приводил более высокие оценки по доле безналичных платежей — с учетом данных по крупным торговым сетям она достигла 56%, сообщала ранее глава департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина. Регулятор ожидает, что к концу 2019 года доля безналичных платежей может вырасти еще на 10 п.п.
Почему вновь понадобились наличные
Торговые точки, особенно в регионах, предпочитают оплату наличными, предлагая за такие платежи скидки на товары, говорит глава Национального платежного совета Алма Обаева. На это влияют несколько причин.
Магазинам, особенно небольшим, стало накладно платить налоги из-за увеличившегося НДС, который с начала года вырос с 18% до 20%, говорит она.
Магазины не привлекают платежи по картам из-за высоких банковских комиссий за эквайринг (в среднем 1,5–2,5%, но для малого бизнеса может быть выше).
Свою лепту мог внести тот факт, что в 2017 году администрирование обязательных страховых взносов передано в налоговую инспекцию. Поэтому теперь многие торговые предприятия принимают только наличные платежи в моменты наплыва клиентов именно для того, чтобы сформировать фонд для серых зарплат, отмечает Обаева.
В последние полгода регуляторы и правоохранительные органы провели несколько крупных операций по борьбе с компаниями, которые занимаются продажей наличных, называет еще одну причину Юрий Грибанов. "Теперь наличные подорожали, и торгово-сервисные предприятия, которые раньше могли обратиться в подобные компании за покупкой наличных, вынуждены искать другие каналы привлечения наличных денег и обращаются за этим к своим покупателям или клиентам", — поясняет он.
Авторы исследования также отмечают, что часть предпринимателей прибегает к хитростям, чтобы не выводить денежный оборот из серой зоны. ?Например, они маскируют чековый принтер под фискальный регистратор, печатают не все чеки, перепрошивают программное обеспечение онлайн-касс, а также просто просят оплатить товар или услугу через онлайн-банк.
Однако в трех торговых сегментах средний размер платежа снизился на фоне роста количества транзакций. Это свидетельствует об обелении бизнеса, говорят аналитики. Так, ?в сегменте продажи пива и алкогольной продукции число транзакций выросло на 25%, а средний чек сократился на 1%. При продаже стройтоваров средний чек сократился на существенные 27% при увеличении транзакций на 10%. В секторе промтоваров — сокращение среднего платежа зафиксировано на уровне 8%, а рост числа транзакций составили те же 8%. "Такая динамика может говорить о том, что раньше отдельные недорогие позиции не пробивались через кассу,?? а теперь на большую часть из них чеки выдаются", — заключают исследователи.
В 2016 году президент России Владимир Путин подписал поправки к федеральному закону № 54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов", согласно которым все предприниматели должны установить онлайн-кассы, которые в режиме реального времени передают данные об операциях в ФНС. По данным ведомства, на новый порядок расчетов уже перешли 865 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. Зарегистрировано 2,3 млн касс, что в два раза превышает дореформенный показатель. До 1 июля контрольно-кассовую технику должны установить еще 3 млн налогоплательщиков мелкой торговли и сферы услуг, которые ранее получили годовую отсрочку.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».
Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.
Данные базы предоставляются в формате excel.
Параметры реестра:- Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
- Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
- Операционные показатели:
- количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
- число франчайзинговых торговых объектов,
- региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
- общая торговая площадь.
- Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
- Развитие online-продаж (e-grocery):
- интернет-магазин и услуга click&collect,
- мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
- наличие экспресс-доставки,
- количество dark store,
- сотрудничество с сервисами доставки,
- представленность на маркетплейсах,
- финансовые показатели online (выручка за год, доля online-продаж в выручке).
- Финансовые показатели:
- выручка без НДС,
- плотность продаж (выручка с кв. м),
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.