Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Павел Селезнев: кризис - это время наращивать объем инвестиций в инфраструктуру. "ТАСС". 29 февраля 2016

Председатель правления Центра развития ГЧП рассказал о ключевой повестке "Российской недели государственно-частного партнерства 2016"
Чуть больше месяца остается до 3-го инфраструктурного конгресса "Российская неделя государственно-частного партнерства". Об основных трендах на рынке инфраструктурных проектов мы поговорили с председателем правления Центра развития ГЧП Павлом Селезневым.
- Павел Леонидович, как сегодня в целом обстоят дела с инфраструктурными проектами? Ситуация в стране достаточно непростая, федеральный и региональные бюджеты урезаются.
- Да, действительно, сейчас приходится более тщательно подходить к выбору запускаемых проектов как на федеральном, так и на региональном уровне. Но в любом случае кризис - это не повод останавливать реализацию важных, социально значимых инфраструктурных проектов. Кризис - это время наращивать объем инвестиций в инфраструктуру, но выборочно и в партнерстве с бизнесом. В условиях бюджетных ограничений, роста инфляции, валютных колебаний, сокращения доходов населения реализация проектов по развитию общественной инфраструктуры - это один из тех факторов, который позволяет поддерживать качественный уровень жизни населения. Более того, сегодняшняя нестабильная экономическая ситуация негативно влияет и на частный сектор, не позволяя бизнесу реализовывать инвестиционные проекты в одиночку, без гарантий и долгосрочных обязательств со стороны государства. Именно механизмы государственно-частного партнерства позволяют, с одной стороны, привлечь дополнительные частные инвестиции и компетенции в государственные проекты и не откладывать их на завтра, с другой стороны, обеспечить большую защиту и государственную поддержку для инвесторов, чем, например, арендные отношения, инвестиционные соглашения или государственные закупки.
- Что вы можете сказать про такие громкие ГЧП-проекты, как система взимания платы с большегрузов "Платон" и головной участок трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург", на которые сейчас обрушивается немало критики.
- Я не буду разбирать эти проекты сейчас детально, потому что для этого мало одного интервью. Но я точно могу сказать: это качественно проработанные проекты, сделки по которым структурировали профессионалы в сфере ГЧП, которых на сегодняшний день немного. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание: сосредоточившись на проработке финансовых, юридических и технологических деталей проектов, госзаказчики в какой-то момент недооценили важность информационной работы - обеспечения максимальной информационной открытости еще на стадии разработки проектов, проведения общественных и экспертных слушаний и разъяснительной работы с потенциальными пользователями и представителями СМИ, исследования социального мнения и потенциального платежеспособного спроса. И в результате в большинстве случаев та информация, которую мы видим сейчас в публичном пространстве по этим проектам, когда в дело вмешиваются люди, не обладающие достаточными компетенциями в вопросах государственно-частного партнерства, но при этом делают громкие заявления, порождает эффект сарафанного радио и приводит к дискредитации как этих проектов, так и самого понятия ГЧП. Могу сказать, что необходимость решения этой проблемы и повышения информационной открытости инфраструктурных проектов и сферы ГЧП в целом и стало импульсом для организации нашего инфраструктурного конгресса три года назад.
- Какие отрасли, на ваш взгляд, сегодня в первую очередь нуждаются в притоке частных инвестиций, в том числе посредством ГЧП?
- Наверно, я не буду оригинален, если скажу, что, на мой взгляд, нужно максимально сосредоточиться на отраслях социальной инфраструктуры - здравоохранении, образовании, социальной защите и поддержке инвалидов; в основном это некапиталоемкие проекты с объемом инвестиций до 1 млрд руб. Безусловно, в каждом регионе существует потребность в строительстве или модернизации таких объектов. Но нельзя забывать, что государство в первую очередь волнует качество услуг - привлекая частные инвестиции и компетенции, у государственного заказчика идет расчет на повышение уровня оказываемых населению услуг. При этом, какой бы ни был социально ответственный бизнес, задача частного инвестора в первую очередь - это возврат инвестиций. Поэтому необходим баланс интересов, при котором государство будет готово предлагать инвестиционно привлекательные проекты частным партнерам, которые в свою очередь могут обеспечить должное качество при создании и управлении объектами инфраструктуры. Для обсуждения вопросов, связанных с реализацией проектов ГЧП в социальной сфере, вот уже второй год подряд в рамках "Российской недели ГЧП" при поддержке Агентства стратегических инициатив проводится день, полностью посвященный этой тематике. В повестке принимают участие представители всех профильных министерств социального блока. И интерес, который проявляют частные компании к этому мероприятию, показывает, что мы движемся в верном направлении.
Ну и, конечно, для стимулирования экономического роста нам нужно продолжать запускать проекты в транспортной отрасли, формируя макрорегиональные транспортные каркасы и транспортные коридоры. Отдельно хочу отметить две новые отрасли для применения механизмов ГЧП - это инфраструктура агропромышленного комплекса и объекты промышленного производства. Если первые уже включены в закон о концессиях и о ГЧП, и мы видим огромный интерес со стороны инвесторов, то включение в законодательство второго вида объектов (промышленного производства) только обсуждается, но нам кажется, что данный механизм модернизации и технического перевооружения государственных промышленных предприятий будет хорошим дополнением к существующему сегодня специальному инвестиционному контракту, только не для вновь создаваемых объектов, а для существующих и требующих привлечения инвестиций объектов в приоритетных отраслях промышленности, например в производстве продукции двойного назначения, инструментальной стали, станкостроении, в отдельных сферах оборонно-промышленного комплекса и др. Это хорошая альтернатива приватизации, позволяющая сохранить за государством и частичный контроль за управлением объектом, и право собственности, привлекая при этом деньги и технологии с рынка.
- Павел Леонидович, приближается март, а значит, скоро будет представлен рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП. Можно ли уже сказать, какие прослеживаются тенденции?
- Да, действительно, в данный момент Минэкономразвития России совместно с Центром развития ГЧП ведут активную работу по сбору и обработке информации от регионов. Делать какие-то конкретные прогнозы еще рано. Но также хочу обратить внимание, что в этом году результаты рейтинга будут в любом случае разниться с прошлогодними в связи с изменением методики расчета. Так, в начале февраля текущего года Минэкономразвития России опубликовало приказ, согласно которому теперь показатель уровня развития ГЧП в субъекте формируется на основе значений трех факторов: развития институциональной среды в сфере ГЧП, нормативно-правовой базы и опыта реализации проектов. Ранее методика включала оценку инвестиционной привлекательности региона.
- Эти изменения могут сильно сказаться на результатах? Есть вероятность, что регионы, занимающие лидирующие позиции в прошлом году, в этом году скатятся вниз, а аутсайдеры, наоборот, поднимутся?
- В данном случае мы будем говорить лишь о достижении региональных показателей, установленных распоряжением правительства о KPI по социально-экономическому развитию высших должностных лиц. Предполагается, что соотношение регионов, которые достигнут поставленных значений, и тех, кому в текущем году этого не удастся, будет примерно 50х50. Что же касается распределения мест, то лидеры, скорее всего, останутся те же, а в средней и нижней частях таблицы могут произойти существенные изменения. Также хочу обратить внимание, что в этом году мы запустим еще три рейтинга - муниципалитетов, консультантов и проектов ГЧП. На мой взгляд, система рейтингования - это один из стимулов для вывода подготовки и реализации проектов ГЧП на более качественный уровень.
- Как в целом на сегодняшний день вы оцениваете ситуацию в регионах?
- Если говорить непосредственно о реализации инфраструктурных проектов и использовании механизмов ГЧП, то уже сегодня я с уверенностью могу сказать, что регионы могут, а главное, хотят делать проекты ГЧП. В большинстве субъектов ведется активная работа по формированию нормативной базы, наращиванию компетенций на местах, поиску и запуску пилотных проектов. Конечно, есть как позитивные, так и негативные практики, но в любом случае, считаю, главное, что в сознании региональных администраций за последние годы произошел определенный перелом и от теоретического обсуждения ГЧП они перешли в практическую стадию реализации проектов. Безусловно, определенным импульсом стало также принятие Федерального закона о ГЧП, который закрепил единый понятийный аппарат на федеральном уровне.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot