"Адыгейский сыр" под угрозой исчезновения.
19.07.2018 в 12:11 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
Юридическая коллизия стала причиной риска исчезновения адыгейского сыра с прилавков российских магазинов
18 июля в пресс-центре международного информационного агентства "Россия сегодня" состоялось обсуждение проблемы возможного исчезновения товарной категории адыгейского сыра с прилавков российских магазинов и были предложены конкретные решения по выходу из данной ситуации. На мероприятии присутствовали ведущие российские производители сыра – "Сыр Стародубский", "Умалат", ИП Агамерян, "Можайский молочный завод", ГК "Столица молока", "Рузское молоко", а также представители Московской торгово-промышленной палаты и Национального союза производителей молока "СоюзМолоко".
В 2017 году производство свежих сыров выросли на 11,9%, что связано, с одной стороны, с их большей ценовой доступностью, с другой, развитием культуры потребления и тренда ориентации на здоровый образ жизни. Вместе с тем продажи Адыгейского сыра (относящегося к категории "свежих сыров") в прошлом году упали на 15,2%.
Причиной проблемы является юридическая коллизия. Одновременно действуют два документа противоречащих друг другу НМПТ "Сыр Адыгейский", зарегистрированный в 2004 году Роспатентом и ГОСТ 322632013 "Сыры мягкие. Технические условия":
· НМПТ запрещает производство Адыгейского сыра, всем производителям в России за пределами Адыгеи.
· ГОСТ разрешает производство Адыгейского сыра на территории стран Россия, Армения, Киргизия, Казахстан, Узбекистан.
Основой действующего ГОСТа является отраслевой стандарт ОСТ 49 155-80 "Сыры мягкие и рассольные без созревания. Технические условия", разработанный в 1979 г. научно-производственным объединением "Углич", включающий рецептуру и технологию "Адыгейского сыра", и направленный на все сыродельные предприятия Советского Союза.
Явной проблемой является то, что производители из Адыгеи (правообладатели НМПТ) не соблюдают условия патента практически полностью и производят свою продукции согласно ГОСТа или ТУ, при этом ограничивая других производителей в производстве и реализации данного вида продукции.
Перечисленные в патенте НМПТ "Адыгейский сыр" особенности производства, в частности — осаждение молочной сывороткой, формование в ивовых корзинках (повсеместно, в том числе — в Адыгее, используются пластиковые корзинки, пригодные для гигиенической обработки), использование молока только от коров, пасущихся в
предгорьях Большого Кавказа (1) и т.д. не соблюдаются нигде. Это вызвано особенностями современных российских санитарных и технологических требований к переработке молока и выпуску готового продукта, а также невозможностью соблюдения этих условий производства в промышленных масштабах.
Несмотря на то, что все участники рынка выпускают сыр в соответствии с государственным стандартом, что исключает принципиальные отличия в качестве, отечественные розничные сети, под давлением адыгейских производителей, прекращают закупки сыра у "неадыгейских" предприятий.
Вместе с тем, существует опыт других стран, например, Mozzarella di Bufala Campana (Моцарелла Баффало из провинции Кампания) производится только из молока черных буйволиц регионов Кампания, Лацио, Апулия, Молизе и также зарегистрирована по месту происхождения. Но в отличии от России, созданный государственный консорциум занимается защитой, наблюдением и продвижением Моцареллы Баффало и других сыров из буйволиного молока. Охрана распространяется на уникальную технологию производства, особые свойства продукта и защищает конкретный сыр, при этом не запрещает производство всего сорта сыра Моцарелла по всему миру.
Текущая ситуация крайне выгодна производителям, расположенных на территориях стран ЕвроАзЭС (Белоруссия, Казахстан и другие), т.к. сложившаяся ситуация может ограничить производство Адыгейского сыра в том числе и на территории Республики Адыгея. В данный момент поданы заявления в ФАС (о недобросовестной конкуренции) и Роспатент (об отмене НМПТ у адыгейских производителей в связи с утратой особых свойств продукта) от ряда производителей Адыгейского сыра, и выполнение законных требований по этим жалобам создаст коллапс на рынке Адыгейского сыра. Таким образом нас ждет следующая картина: остановка производства данного вида сыра, падение спроса на молочное сырье, а потребитель просто лишится любимого продукта.
Возможным решением может быть:
1. Изменение в НМПТ наименования сыра, произведенного на территории Республики Адыгея по традиционным технологиям, например, на "Адыгейский из Адыгеи" или его старинное название "Матэкъуае". Признание "Адыгейского сыра" национальным СОРТОМ сыра, с возможностью производства последнего на территории всей страны по единому существующему ГОСТу.
2. Расширение географии производства Адыгейского сыра, под контролем созданного Консорциума производителей Адыгейского сыра с учетом международного опыта применения НМПТ.
Сложившуюся проблему невозможно разрешить без участия государственного регулятора. Российские производители готовы предпринимать активные действия в совместной работе над создавшейся ситуацией и найти устраивающее всех, включая и республику Адыгею, решение проблемы и способ удовлетворить традиционно высокий потребительский спрос на продукт, оказавшийся под угрозой.
Запись пресс-конференции по ссылке https://yadi.sk/i/HiBRjzgn3ZJyyY
Для получения исследования (архив zip) нажмите здесь
[1] По республиканской статистике, в Адыгее в 2017 году переработано 145,5 тыс т молока, из которых на местное производство приходится до 122 тыс т. Из них лишь 50% поступила в местную переработку.
18 июля в пресс-центре международного информационного агентства "Россия сегодня" состоялось обсуждение проблемы возможного исчезновения товарной категории адыгейского сыра с прилавков российских магазинов и были предложены конкретные решения по выходу из данной ситуации. На мероприятии присутствовали ведущие российские производители сыра – "Сыр Стародубский", "Умалат", ИП Агамерян, "Можайский молочный завод", ГК "Столица молока", "Рузское молоко", а также представители Московской торгово-промышленной палаты и Национального союза производителей молока "СоюзМолоко".
В 2017 году производство свежих сыров выросли на 11,9%, что связано, с одной стороны, с их большей ценовой доступностью, с другой, развитием культуры потребления и тренда ориентации на здоровый образ жизни. Вместе с тем продажи Адыгейского сыра (относящегося к категории "свежих сыров") в прошлом году упали на 15,2%.
Причиной проблемы является юридическая коллизия. Одновременно действуют два документа противоречащих друг другу НМПТ "Сыр Адыгейский", зарегистрированный в 2004 году Роспатентом и ГОСТ 322632013 "Сыры мягкие. Технические условия":
· НМПТ запрещает производство Адыгейского сыра, всем производителям в России за пределами Адыгеи.
· ГОСТ разрешает производство Адыгейского сыра на территории стран Россия, Армения, Киргизия, Казахстан, Узбекистан.
Основой действующего ГОСТа является отраслевой стандарт ОСТ 49 155-80 "Сыры мягкие и рассольные без созревания. Технические условия", разработанный в 1979 г. научно-производственным объединением "Углич", включающий рецептуру и технологию "Адыгейского сыра", и направленный на все сыродельные предприятия Советского Союза.
Явной проблемой является то, что производители из Адыгеи (правообладатели НМПТ) не соблюдают условия патента практически полностью и производят свою продукции согласно ГОСТа или ТУ, при этом ограничивая других производителей в производстве и реализации данного вида продукции.
Перечисленные в патенте НМПТ "Адыгейский сыр" особенности производства, в частности — осаждение молочной сывороткой, формование в ивовых корзинках (повсеместно, в том числе — в Адыгее, используются пластиковые корзинки, пригодные для гигиенической обработки), использование молока только от коров, пасущихся в
предгорьях Большого Кавказа (1) и т.д. не соблюдаются нигде. Это вызвано особенностями современных российских санитарных и технологических требований к переработке молока и выпуску готового продукта, а также невозможностью соблюдения этих условий производства в промышленных масштабах.
Несмотря на то, что все участники рынка выпускают сыр в соответствии с государственным стандартом, что исключает принципиальные отличия в качестве, отечественные розничные сети, под давлением адыгейских производителей, прекращают закупки сыра у "неадыгейских" предприятий.
Вместе с тем, существует опыт других стран, например, Mozzarella di Bufala Campana (Моцарелла Баффало из провинции Кампания) производится только из молока черных буйволиц регионов Кампания, Лацио, Апулия, Молизе и также зарегистрирована по месту происхождения. Но в отличии от России, созданный государственный консорциум занимается защитой, наблюдением и продвижением Моцареллы Баффало и других сыров из буйволиного молока. Охрана распространяется на уникальную технологию производства, особые свойства продукта и защищает конкретный сыр, при этом не запрещает производство всего сорта сыра Моцарелла по всему миру.
Текущая ситуация крайне выгодна производителям, расположенных на территориях стран ЕвроАзЭС (Белоруссия, Казахстан и другие), т.к. сложившаяся ситуация может ограничить производство Адыгейского сыра в том числе и на территории Республики Адыгея. В данный момент поданы заявления в ФАС (о недобросовестной конкуренции) и Роспатент (об отмене НМПТ у адыгейских производителей в связи с утратой особых свойств продукта) от ряда производителей Адыгейского сыра, и выполнение законных требований по этим жалобам создаст коллапс на рынке Адыгейского сыра. Таким образом нас ждет следующая картина: остановка производства данного вида сыра, падение спроса на молочное сырье, а потребитель просто лишится любимого продукта.
Возможным решением может быть:
1. Изменение в НМПТ наименования сыра, произведенного на территории Республики Адыгея по традиционным технологиям, например, на "Адыгейский из Адыгеи" или его старинное название "Матэкъуае". Признание "Адыгейского сыра" национальным СОРТОМ сыра, с возможностью производства последнего на территории всей страны по единому существующему ГОСТу.
2. Расширение географии производства Адыгейского сыра, под контролем созданного Консорциума производителей Адыгейского сыра с учетом международного опыта применения НМПТ.
Сложившуюся проблему невозможно разрешить без участия государственного регулятора. Российские производители готовы предпринимать активные действия в совместной работе над создавшейся ситуацией и найти устраивающее всех, включая и республику Адыгею, решение проблемы и способ удовлетворить традиционно высокий потребительский спрос на продукт, оказавшийся под угрозой.
Запись пресс-конференции по ссылке https://yadi.sk/i/HiBRjzgn3ZJyyY
Для получения исследования (архив zip) нажмите здесь
[1] По республиканской статистике, в Адыгее в 2017 году переработано 145,5 тыс т молока, из которых на местное производство приходится до 122 тыс т. Из них лишь 50% поступила в местную переработку.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

ИНДУСТРИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Производство продуктов питания и напитков РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- анализ основных показателей производства пищевых продуктов и напитков,
- ключевые события отрасли, включая сделки M&A, а также международную деятельность предприятий,
- детальное описание состояния всех направлений индустрии,
- анализ экспорта и импорта основных продуктов питания,
- рейтинг крупнейших производителей продуктов питания РФ с бизнес-справками компаний,
- актуальные тренды рынка,
- консенсус-прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «140 строящихся и проектируемых пищевых производств РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- переработка и консервирование мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей,
- производство масел и жиров,
- производство молочной продукции, детского питания и диетических пищевых продуктов,
- производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, хлебобулочных и мучных кондитерских, а также макаронных изделий,
- производство сахара и мелассы, шоколада и сахаристых кондитерских изделий,
- производство чая и кофе, приправ и пряностей,
- производство полуфабрикатов и готовых блюд,
- производство напитков прочих пищевых продуктов,
- производство кормов для сельскохозяйственных домашних животных,
- глубокая переработка зерна.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.