РОМИР: 504 рубля потратил в июне 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин.
Индекс "Среднего чека", как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и "Кофе с Молоком" (КсМ) - рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
В минувшем июне средний чек прибавил 1,4% относительно мая и вырос до 504 рублей. В очередной раз небольшой рост среднего чека смог превзойти месячную инфляцию в 0,4%. Однако размер чека уже пять месяцев подряд остается беспрецедентно низким, на уровне трех-четырехлетней давности. Так, по сравнению с июнем прошлого года средний чек потерял 55 рублей или почти 10% своей стоимости. С учетом накопленной за период инфляции в 7,5% за год чек потерял почти шестую свою часть.
Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Пятимесячный тренд низкого среднего чека говорит о продолжающемся режиме экономии. Но если в предыдущие месяцы чек оставался низким, но общие расходы росли, то в июне при неизменно скромном среднем чеке повседневные расходы показали падение на 11,4%. То есть раньше потребители в целях экономии чаще ходили по магазинам, посещая большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых и промо предложений. Они совершали покупки чаще, но при рациональном выборе платили каждый раз меньше. В июне же на фоне сократившихся расходов можно говорить о том, что россияне уже и к интенсивному шопингу теряют интерес. Единоразово они оставляют на кассе столько же, но теперь делают покупки чуть реже.
Однако не везде поведение среднего чека было столь стабильным, как в целом по стране в Центральном федеральном округе (см. карту 1). Средний чек в июне относительно майских показателей немного прибавил на Урале и в Сибири (+2%). При этом в Поволжье (+3,6%) и на Дальнем Востоке (-1,6%) чек немного похудел. Ощутимый рост чека был отмечен в Южном ФО (+7%) и на северо-западе (+9%).
График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

К слову, основную лепту в рост среднего чека в СЗФО внесли питерские покупатели, которые повысили в июне свои единоразовые траты тоже на 9%. Средний чек в Питере в июне составил 665 рублей против 610 рублей в мае. Таким образом, чек в северной столице опять, как на протяжении всей весны, превысил московский. В белокаменной средний чек потерял в июне почти 4% и составил 625 рублей против 650 в мае.
В целом в миллионниках средний чек в июне потерял 3% веса на фоне общего сокращения расходов жителей мегаполисов более чем на 15%. В пятисоттысячниках средний чек остался в июне неизменным относительно мая. А вот в стотысячниках средний чек растет второй месяц подряд. В июне он прибавил +4,3% относительно мая. В малых городах, напомним, было зафиксировано наименьшее падение расходов в июне в сравнении с другими типами городов.
Если говорить о размере среднего чека в различных торговых каналах, то положительную динамику (+3,5%) показали только магазины традиционной торговли. Современные торговые форматы, особенно крупные, продолжают медленно, но верно терять по 2-5 рублей каждый месяц в размере чека. В дискаунтерах средний чек остается достаточно стабильным на протяжении последних пяти месяцев, показывая колебания в ±2-3 рубля ежемесячно.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot