Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 18.10 65.4026 -0.1279
EUR 18.10 75.6512 -0.2724
Все котировки валют
 Топ новости

Оценка влияния санкций и антисанкций на развитие молочной отрасли. "DairyNews.ru". 8 августа 2018

Антисанкции были введены в ответ на санкции стран Запада в отношении России. Их введение совпало с двукратным ослаблением курса рубля в конце 2014 года, поэтому достаточно трудно разделить их влияние на молочную отрасль. Выиграли ли отечественные производители молока?
На определенном временном промежутке – до середины 2017 года - выиграли.Но, как мы и прогнозировали три с половиной года назад, больше всего выиграли от санкций и антисанкций представители зарубежного капитала, финансово-агропромышленных групп, которые многократно увеличили объем инвестиций в молочную отрасль России.
При реализации инвестиционных проектов транснациональные ФАПГ грамотно используют возможности получения дешевых кредитных ресурсов за рубежом, которые стали для российских банков, следовательно, и отечественных производителей, недоступными. Ставки по инвестиционным кредитам в России для производителей и переработчиков молока, при ограниченном доступе к субсидируемым российским государством льготным инвестиционным кредитам, оказываются "неподъемными", что замедляет инвестиционную активность, темпы освоения инновационных технологий, позволяющих производить молоко с конкурентоспособным уровнем издержек и качества. Кроме того, чем крупнее инвестиционный проект, тем больше шансов получить от российского государства компенсацию инвестиционных затрат (35%), обеспечить доступ к льготным кредитам (например,http://www.dairynews.ru/news/rosselkhozbank-uvelichil-limit-kreditovaniya-gk-da.html?sphrase_id= 8868....).
Руководители-собственники хозяйств, которые до санкций рассматривались в регионах как "крупные и значимые", осуществляли поэтапную модернизацию производства, привлекая относительно небольшие субсидируемые государством кредиты. В настоящее время, они в неформальном общении, оценивают хозяйственную ситуацию в молочной отрасли, в том числе, возможности реализовать инвестиционный проект для модернизации производства, как более сложную, чем в 2014 году, до введения санкций. Международные ФАПГ, реализуя проекты на пять-десять тысяч и более молочных коров приобретают в регионах рыночную власть, ставя средних производителей в сложную ценовую ситуацию. "Традиционный", средний производитель, например бывший крупный совхоз с поголовьем тысячу коров, начинает проигрывать на региональном рынке и по издержкам, и по качеству, т.к. работает по технологиям, уступающим по производительности всех видов ресурсов, по безопасности молока, а также и по "политическому и рыночному влиянию".
Конкурировать могут лишь самые крупные отечественные производители, такие, например, как "Комос-групп", "Залесское молоко", "Молвест", некоторые другие, а также немногие хозяйства, успевшие завершить реконструкцию производства, возглавляемые поистине талантливыми руководителями, как правило, собственниками. Такие руководители и хозяйства есть во всех регионах, однако их не так много, и проблемы с инвестированием технологической модернизации, которая в молочной отрасли является непрерывным процессом, нарастают даже у них. "Средним" по размеру производителям, и сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, вне зависимости от организационно-правовой формы, все труднее обеспечить доходное производство молока и расширенное воспроизводство стада. Как результат – продолжающееся снижение объемов производства молока во всех категориях хозяйств, уменьшение поголовья, несмотря на вновь увеличившийся импорт племенного поголовья из за рубежа.
Существенно выиграли также ФАПГ занимающиеся экспортом продовольствия и сырья в Россию из "дальних стран", в том числе продукции, которая может быть использована при производстве товаров субститутов, например, пальмового масла.
В 2018 году практически "на нет" сошли преимущества, связанные с двукратным снижением курса рубля к иностранным валютам в конце 2014 года. Начинается "девальвационное похмелье", когда темпы роста цен на ресурсы на внутреннем рынке, на фоне снижения платежеспособного спроса, начинают заметно опережать темпы роста цен на продукцию, что ставит средних по размеру производителей молока еще в более сложные условия. При ориентации Правительства на развитие экспорта продукции АПК, на фоне роста мировых цен на зерно, можно уверенно прогнозировать в ближайшее время быстрый рост цен на концентрированные корма. Еще более усложнится положение хозяйств, отставших в кормопроизводстве, и вынужденных закупать значительный объем концентратов, по сравнению с лидерами отрасли, такими как "Залесское молоко", на полях которого две недели назад удалось побывать в ходе "Дня Поля Баренбруг-2018". И это все накладывается на достаточно неблагоприятные погодные условия для кормопроизводства и производства фуражного зерна на значительной территории России в 2018 году.
Есть ли более эффективные способы помощи отечественным производителям молока в конкурентной борьбе, помимо антисанкций, "закрывающих" внутренний рынок для зарубежных конкурентов? Наиболее "прозрачный" способ – прямое субсидирование процесса модернизации для всех без исключения производителей и переработчиков молока. Прямое субсидирование приобретаемых техники, оборудования, покрывающее от 30 до 50% инвестиционных затрат в момент их приобретения. Субсидирование по заранее установленным "правилам и порядкам", при отсутствии какой-либо "избирательности" по любым другим признакам. "Дороже" ли такой способ для "общества и государства"? При подсчете полных экономических издержек – дешевле, хотя затраты и более "видны". Но здесь мы вновь возвращаемся к экономической оценке "что видно, и что не видно" (Ф.Бастиа).
Что касается перспектив развития частных сыроварен… Перспективы у них такие же, как и у всего "малого бизнеса" в России. Если развиваются, обеспечивают занятость и самозанятость, это очень хорошо. Но для отдельных предпринимателей и местности где они работают, направляют энергию "в мирных целях". Это как фермерское движение в принципе. Хорошо, что оно есть, хорошо, что развивается. Однако попробуй конкурировать с крупнейшими агрохолдингами, такими, например, как "Агрофирмами им. Ткачева" и т.п., с крупнейшими свинокомплексами, бройлерными птицефабриками Белгородской и Ленинградской областей? Хорошо, конечно, что развиваются производства "handmade". Однако как долго они смогут быть конкурентны? Рекомендую вспомнить ситуацию которая складывалась десять назад в птицеводстве. Тогда пропагандировали фермерам заниматься выращиванием "нетрадиционной" птицы, в частности, выращивать индюков. Но смогут ли небольшие производители мяса индейки конкурировать с "Дамате", планирующей инвестировать многие миллиарды, при поддержке Россельхозбанка, в "дооснащение проектов комплекса по производству индейки на 155 тысяч тонн… и строительство завода по глубокой переработке индейки в Пензенской области"?
Вполне вероятно, что ЭкоНива, ТН Group (Вьетнам), Дамате (с Сингапурским, если не ошибаюсь капиталом) начнут скоро сыр делать в достаточных объемах и по очень конкурентоспособным технологиям. Очень рекомендую, всем "романтикам handmade" перечитать "Лунную долину" Джека Лондона.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специалисты агентства INFOLine подготовили комплексное предложение.

Это двухсторонний взгляд на взаимоотношения участников рынка – как обзор состояния современной продовольственной розницы, так и анализ тенденций пищевой промышленности, а также прогноз развития отрасли до 2020 года.

Только до конца октября 2018 года, при приобретении следующих двух исследований Вы можете получить их вместе, со скидкой 45% от общей стоимости + бонусом презентация "5 трендов потребительского поведения"!  

·        Аналитическая база: "700 торговых сетей FMCG России – 2018". Расширенная версия

·        "Производство продуктов питания и напитков России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Перспективы развития до 2020 года"

В базе 700 торговых сетей представлена информация об операционных и финансовых показателях, контактные данных сетей. Это современная продовольственная розница, с региональной разбивкой, а также специализированные продуктовые сети мясной, молочной, и другой продукции, включая непродуктовые сети, в ассортименте которых представлены продукты питания. По оценкам INFOLine, сети из базы 700 занимают 55% рынка продуктового ритейла в РФ.


В исследовании по рынку продуктов  приведено детальное описание состояния всех направлений отрасли (переработка мяса, переработка молока, переработка рыбы и морепродуктов, производство масложировой продукции, производство сахара, рынок кондитерских изделий, производство хлеба и хлебобулочных изделий, рынок напитков), продемонстрировано развитие текущих проектов организаций, приведены конкретные инвестиционные планы компаний,  и информация о вводе новых предприятий в 2017-2018 гг.

Для того чтобы получить подробную информацию о комплексном предложении, нажмите здесь, либо направьте запрос на почту retail@infoline.spb.ru

Запросить информацию о комплексном предложении

С уважением,
Шишкин Артем
тел./fax (812) 322-6848 тел./fax (495) 772-7640 доб.154