Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Бунт воронежских производителей: "Новые правила торговли загоняют нас в минуса!". "ABIREG". 13 марта 2017

Поправки в закон "О торговле", принятые в июле 2016 года, поменяли торговые условия на воронежском рынке продуктов питания. С одной стороны, закон освободил производителей от обязанности платить ритейлерам бонусы за то, что они берут продукцию на свои прилавки. С другой стороны, в ответ на такой "игнор" их услуг, но главное, чтобы не допустить падение выручки, торговые сети начали заставлять производителей снижать цены поставки. В итоге воронежские поставщики, для которых "старался закон", открыто заявляют, что не выиграли от новых правил торговли. В условиях нового рынка им с трудом работается, а порой и на грани убыточности.
Новые правила торговли прессуют воронежских производителей
Договоры с учетом изменений в законе о торговле ритейлеры и поставщики начали составлять с конца прошлого года, но негативные последствия новых рыночных условий стали заметны в этом году.
Напомним, речь в поправках к закону идет об ограничении до 5% ретробонуса для торговой сети, и сегодня фактически он составляет 4,2% с учетом НДС. Ранее вознаграждение ритейлера за то, что он взял товар на свои прилавки, составлял 10% от стоимости закупленного товара. В эти бонусы включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению продукции. Кроме того, изменения затронули и сроки оплаты товаров. Они сократились до 8-40 дней вместо действующих ранее 10-45 дней.
С одной стороны, целью государства в принятии поправок к закону о торговле было защитить производителя от высоких издержек на бонусы сетям и за счет этого сделать товары более доступными для покупателя. По логике законодателей: чем ниже издержки на бонусы, тем адекватней цена для поставки в торговую сеть и тем доступней, то есть ниже, цена на прилавке для конечного потребителя. Но с другой стороны, новые правила не только не облегчили жизнь локальных, в частности воронежских, товаропроизводителей, но вынуждают их даже "уходить в минуса", чтобы выдержать удар от условий нового рынка.
Как оказалось, изначальные планы на то, что производители будут благодарны за снижение издержек на ретробонусы, привели лишь к их недовольству. Воронежские поставщики высказали свои сомнения по поводу необходимости новых правил торговли в местной Торгово-промышленной палате (ТПП) на совете рынка под председательством начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти Центрально-Черноземного дивизиона торговой сети "Пятёрочка", депутата липецкого облсовета Романа Черешнева. В дискуссии приняли участие с десяток воронежских компаний – АО "Мукомольный комбинат "Воронежский", кондитерский комбинат "Сажинский", ООО "Давыдовский овощесушильный завод", СПК "Воронежский тепличный комбинат", ООО "Бобровский мясокомбинат" и другие.
Новый рынок: ритейлер "добирает" выручку за счет снижения цены закупки – поставщик продает по невыгодной "минималке"
Представители воронежских компаний констатировали: новые правила лишь ухудшили условия работы с ритейлерами. Поставщики обозначили то, что не захотел учесть закон. После отмены прежнего размера ретробонуса торговые сети любыми способами "добивают" свою прибыль, чтобы не упасть ниже прежнего уровня рентабельности (около 2%). При этом все согласились, что ритейлер вынужден это делать, так как затратная часть для него остается неизменной, а падение выручки он допустить не может. И по сути, никто не виноват, так как такую схему работы начали диктовать новые условия на рынке торговли.
Наибольшее недовольство поставщиков вызывает то, что новые условия заставляют их снижать отгрузочные цены и порой даже "уходить в минуса". Потому что, хотя они теперь и не платят ретробонус ритейлеру, сети отказываются покупать по прежнему прайсу, требуя снижать цены пропорционально уменьшению бонуса, то есть, в среднем на 10%.
При этом воронежские сети делают наценку на товар в размере 25-30%, и в таких условиях поставщикам реально торговать на большие партии, так как есть спрос у потребителя. С крупными федеральными сетями, как заявили участники дискуссии, им сложнее – наценка доходит до 65% при том, что продают в сеть производители и так по "минималке".
Недостатки новых рыночных условий в Воронеже пояснила "Абирегу" замдиректора Бобровского мясокомбината Ирина Кабацкая: "Раньше у нас были условия в сети: 10% ретробонус и еще дополнительно 5% маркетинг, итого 15%. В итоге после поправок в закон о торговле их отменили и оставили 5%. Мы должны были по идее получить от этого снижения выгоду. Но мы снизили и свои цены в среднем на 10%. Мы не платим бонусы, но у нас их "забрали в цену": мы поставляли по 100 рублей, а теперь по 90 или 80. Если бы закон был так осуществлен – убрали 10% ретробонуса, а цена поставки осталась бы прежней, тогда да, мы бы понимали выгоду. А сейчас есть продукты, которые мы продаем ниже себестоимости. Потому что нам изначально сказали, что цена на полке не повысится".
Ритейлеры отказываются повышать цену на полках и жестко штрафуют за всё
Воронежские товаропроизводители высказались "за" повышения цены на их товары на полках, так как это помогло бы им повысить цены на поставку в сеть. Однако ритейлеры в этом году по непонятным для поставщиков причинам отказываются. Раньше, по условиям договоров с сетями, поставщик имел право повышать цену до четырех раз в год. Это ему, конечно, выгодно, так как повышает отгрузочные цены.
"Сегодня в условиях договора это тоже есть: раз в три месяца мы можем обратиться в торговую сеть и предложить повысить цены на наши товары, – пояснила Ирина Кабацкая. – Всегда были какие-то вопросы в работе с сетями. Мы планировали, например, четыре повышения, но сети могли дать одно, максимум два повышения. За прошлый год мы подняли цену только один раз, осенью второй раз нам уже не дали. А в этом году вообще не дают повышать. На все письма, которые мы пишем, не получаем обратной связи".
Некоторые товаропроизводители заподозрили само государство в отказе повышать наценки, чтобы не росла цена для конечного потребителя. Роман Черешнев не согласился с таким предположением. По его мнению, законодатель в первую очередь озабочен регулированием конкуренции на потребительском рынке. "Государство не участвует в ценообразовании, все законы применяются, чтобы сбалансировать административными методами рыночную силу федеральных торговых сетей и локальных товаропроизводителей", – заявил господин Черешнев. Главным аргументом ритейлеров не повышать цены на полках он считает дефляцию, которая и обеспечивает стабильность цен в 2017 году: "Производители требуют от сетей поднять закупочную цену, но как они могут это сделать в рамках дефляции?"
Другим новым жестким методом воронежских ритейлеров, чтобы "добрать выручку", поставщики назвали введение большого количества штрафов. Буквально за любую оплошность – будь то несоответствие заказу, неправильная маркировка на товаре, недовоз, пересорт – региональные сети штрафуют по 50 тыс. рублей. Санкции за нарушения были и раньше, но прописывал их ритейлер в допсоглашении к договору в проценте от партии заказа, а теперь в конкретной сумме. "Даже если товара в сеть поставили на 3 тыс. рублей, штраф 50 тыс. рублей!" – возмущаются воронежские поставщики.
Ярмарки и киоски – не альтернатива
Что касается альтернативных торговым сетям площадок для местной продукции, таких как ярмарки или киоски, в Воронеже такие варианты не "прокатывают". В прошлом году в городе снесли около 700 ларьков, которые занимались розницей.
Разрешенных воронежской мэрией точек продаж на ярмарках также очень мало. Даже если и получается выехать туда с продукцией, то сразу появляются слишком много ограничений и формальностей от городских властей – определенное архитектурное решение и прочее. По мнению местных производителей, это не помогает им продать продукцию, а скорее отталкивает от участия в ярмарочной торговле. "Есть всего четыре точки, где мы можем поработать на ярмарке, и это на миллионный город!" – привел пример представитель местной компании.
Роман Черешнев удивился такой ситуации по воронежским точкам альтернативной торговли, ведь в Липецке, где он является депутатом облсовета, у производителей нет таких проблем и больше свободы для уличной торговли.
В итоге, не на бумаге, а в реальности получилось, что государство, конечно, потрудилось для облегчения жизни локального производителя, но в ответ услышало: "Спасибо, нам не надо такой помощи". По логике должно было стать проще выйти на прилавки со своей продукцией, но так не вышло. На реальном рынке условия работы только ужесточились – и для поставщика, и для ритейлера. Конечно, обе стороны всеми способами стараются "добивать" свою выручку и сохранять прежнюю рентабельность. Но если раньше сотрудничество шло на понятных всем условиях, то теперь оно превратилось в поле боя. Внутри торговой схемы поставщик – ритейлер появилось много шероховатостей, которые лишь настраивают стороны на конфронтацию, чем на диалог.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение