Сладкие вы наши. "НГС - Новосибирский городской сайт". 6 июня 2016
Очередные данные статистики не обнадеживают новосибирскую экономику — кризисное падение большинства отраслей продолжается. Однако в одной сфере весной наметился перелом: активно растут обороты в общепите, причем рост заметен даже с учетом инфляции. Сами рестораторы не спешат радоваться: бизнес в целом падает, однако специфика региональной экономики такова, что желающих начать свой бизнес в общепите с каждым днем становится все больше, пожаловались они корреспонденту НГС.БИЗНЕС.
Новосибирскстат подвел итоги в экономике за апрель. Основные для региона отрасли — строительство и розничная торговля — продолжили снижаться даже по отношению к провальному для них 2015 году. Так, объем работ в строительстве за первые 4 месяца к аналогичному периоду прошлого года потерял 18,1 %, а к нынешнему марту — 82,4 %. Апрельские показатели в розничной торговле также не достигли предыдущих величин: падение к марту составило 2,5 %, а к 4 месяцам предыдущего года — 4,8 %.
Неожиданный оптимизм на фоне буксующей экономики продемонстрировала сфера общественного питания.
В марте эта сфера выросла на 2 % к марту прошлого года с учетом инфляции, в апреле рост ускорился, достигнув 9 % (рост в деньгах: с 1,533 млрд руб. в апреле прошлого года до 1,77 млрд в нынешнем апреле).
Руководитель компании "Фуд-Мастер" ("Вилка-Ложка", "Печки-Лавочки", "Рыба.Рис") Илья Серов говорит, что рост в марте и апреле связан с сезонностью — апрель и октябрь самые лучшие месяцы в году для рестораторов, — а вот увеличения прибыли к прошлогодним показателям в заведениях его сети нет. "У нас в сервисных ресторанах среднего ценового сегмента ("Печки-Лавочки", "Рыба.Рис") выручка на уровне прошлого года, что касается "Вилки-Ложки", есть небольшой рост на уровне 5 %.
А что касается рынка, то появилось много забегаловок, поэтому абсолютная выручка выросла, но каждого отдельного ресторана — нет", — говорит Серов.
По его наблюдениям, гостей стало немного меньше, в частности, просели вечера, но за счет того, что выросли цены, выручка осталась на прежнем уровне, хотя средний чек не вырос: клиенты укладываются в ту же сумму, что и до кризиса, — выбирают блюда подешевле. "Средний чек не меняется, потому что больше денег у гостей не стало", — делится наблюдениями предприниматель.
Директор аналитического агентства "R-Аналитика" Максим Ремизов говорит, что наибольшую кассу рестораторы получают с аудитории от 15 до 24 лет. "В возрастной группе от 15 до 24 лет регулярно посещают кафе и рестораны на 20 % больше людей, чем в возрастной группе от 35 до 54 лет. Этот факт и определяет такие тенденции в развитии новосибирского общепита, как увеличение количества баров крафтового пива, предприятий фастфуда и кофеен. Одновременно с этим закрытие предприятий с высоким средним чеком, формат которых можно было обозначить как "классический ресторан"", — рассказывает Ремизов.
Слова аналитика подтверждают данные 2ГИС, согласно которым самыми быстрорастущими за последний год оказались наиболее демократичные форматы. Всего в Новосибирске за год в общей сложности число заведений общественного питания увеличилось на 178 штук — с 792 до 970 заведений.
В частности, прирост заведений, в которых можно посидеть и выпить кофе с десертами, оказался самым большим — 45,9 %.
В 2015 году таких заведений было 122 штуки, а на 1 июня этого года их количество достигло 178 штук. Вторыми по темпам роста стали столовые — рост 33,5 % (со 178 до 251 штук), а третье место занял фастфуд, он прирос на 25 % — с 240 до 300 штук.
В то же время число ресторанов и суши-баров сократилось. Однако если ресторанов стало меньше всего на 3, или на 2,8 %, то заведения, специализирующиеся на японской кухне, просели за год на 18,6 %. Теперь съесть суши новосибирцы могут лишь в 35 специализированных заведениях. В прошлом году аутсайдерами стали рестораны — их число сократилось максимально, с 222 до 209 единиц.
"У людей нет 12–15 млн на открытие большой стационарной кофейни, они открывают что-то такое метров на 30 и пытаются делать бизнес, но они работают по принципу "доходы-расходы" и не понимают своей рентабельности. Они наплодились, так как им кажется, что здесь есть деньги, а больше заняться нечем, вы понимаете? В Новосибирске заняться-то особо нечем, кроме общепита, получается", — рассуждает Серов, добавляя, что только в Новосибирске общепит — заметная отрасль в предпринимательстве, а должна быть всего лишь сотой процента от экономики региона.
Совладелец сети мини-кофеен "Бодрый день" Алексей Балкин уверен, что к нему клиенты идут, так как экономят: кофе такого же качества, но на 30–50 % дешевле, чем в крупных стационарных кофейнях. На взгляд Балкина, заведения, способные предложить потребителям блюда, которые раньше были доступны только в дорогих заведениях, например стейки, привлекли как тех, кто раньше себе не мог этого позволить вообще, так и тех, кто раньше мог, а теперь выбирает более дешевое предложение.
Причину худших показателей розничной торговли Серов объясняет привычкой бывать в заведениях.
"Если человек привык питаться в заведении, то очень тяжело от этой привычки отказаться. Нести еду из банки — не везде это приветствуется, эту банку на рабочем месте открывать, да и вроде как западло вот это дело,
а одежда — у многих в шкафу может найтись в чем можно походить годик-два. Это тоже привычка: покупать вещи новые — это уже роскошь, а есть нужно всегда".
Со слов Дениса Иванова, экономия сейчас выражается в частоте посещения заведений новосибирцами, а также в выборе блюд из меню. "Раньше брали бутылку вина и пили, а сейчас берем вино бокалами и пьем его; раньше брали каждый чайник, кто какой хотел, а сейчас берем один на 5 часов и добавляем кипяток — это экономия сейчас; раньше ели стейки (400 г) — сейчас едят котлету из рубленного мяса (150 г), раньше брали пасту с крабами, а сейчас берем овощами. Сейчас, естественно, люди в погоне за атмосферой не берут вина, как раньше, и стараются экономить", — рассказал Иванов.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot