Зернотрейдер делает ход хоппером? "ИА РЖД-Партнер.ру". 14 июля 2014
Кроме создания операторской компании, для которой будут приобретены зерновозы, ОЗК планирует развивать элеваторные и портовые мощности, а также модернизировать подъездные пути и инфраструктуру собственного подразделения – ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" – на территории Новороссийского морского торгового порта. Кроме того, обнародованный документ предполагает приобретение нового терминала в Азово-Черноморском бассейне мощностью до 1 млн т. Благодаря выполнению стратегии ОЗК планирует увеличить выручку до 93 млрд руб. против 24,69 млрд руб., полученных компанией в 2013 году.
Источники формирования парка операторской компании пока неизвестны, так как о них в документе ничего не говорится. Инвестиции в ее создание оцениваются ОЗК в объеме 5 млрд руб. Для сравнения: крупнейший из операторов вагонов-зерновозов – ОАО "Русагротранс" (РАТ) – располагает парком в 30 тыс. единиц. Второй по количеству парк у "дочки" группы "Содружество" – ООО "Балтсервис", которое имеет в управлении 4,3 тыс. достаточно молодого по сроку эксплуатации специализированного подвижного состава 2009–2011 г. в.
Сегодня 50% плюс 1 акция ОЗК принадлежит государству, вторым акционером компании является группа "Сумма". Под управлением ОЗК в 18 субъектах РФ находятся 12 элеваторов общей емкостью 1,8 млн т и 14 мельничных комбинатов мощностью 1,2 млн т, а также ОАО "Новороссийский комбинат хлебопродуктов" – один из крупнейших портовых перевалочных комплексов в стране. Кроме того, ОЗК принадлежит 46% акций ОАО "Ейский портовый элеватор" мощностью 500 тыс. т. Таким образом, ОЗК располагает финансовыми возможностями для приобретения заявленного парка вагонов и создания операторской компании, но, по мнению экспертов, опрошенных ИА РЖД-Партнер.ру, это еще не значит, что подобные планы будут реализованы.
По мнению заместителя председателя НП ОЖдПС Дениса Семенкина, такое решение может быть вызвано возрастной структурой вагонов "Русагротранса", а также фактическим запретом на продление сроков их службы. "По нашим данным, в этом году по сроку службы у РАТ выбывает 5 тыс. зерновозов, в 2015-м – еще 3 тыс. Если руководство "Русагротранса" не станет вкладывать деньги в обновление парка, в эту сферу неизбежно придут другие – операторы или грузовладельцы со своим подвижным составом", – говорит он.
Президент Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции Сергей Балан считает, что обнародование стратегий развития российских компаний может служить целям PR-стратегии, а не отражать действительные планы. Он приводит в пример планы ОЗК по строительству зернового терминала в Приморье, которые были озвучены несколько лет назад, но до сих пор ничего не делалось для их реализации.
Источник ИА РЖД-Партнер.ру в группе "Содружество" заявил, что подобные шаги могут быть элементами воздействия на рынок, в том числе на политику основного транспортного оператора ОЗК – ОАО "Русагротранс", стимулируя его к обновлению парка или снижению цен на услуги.
В Объединенной зерновой компании отказались раскрывать подробности создания оператора. "Проект стратегии развития, который сейчас находится на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти, предполагает расширение логистической инфраструктуры компании, – сообщили ИА РЖД-Партнер.ру в пресс-службе зернотрейдера. – В нем в том числе рассматривается возможность создания собственного железнодорожного оператора. О подробностях данного инвестпроекта можно будет говорить только после утверждения стратегии".
В том случае, если стратегия ОЗК будет осуществлена и компания обзаведется собственной операторской "дочкой", она будет обслуживать внутреннюю логистику зернотрейдера, считает С. Балан. "Нужно помнить, что ОЗК – это не транспортная компания, у нее другие приоритеты, а подвижной состав требуется для того, чтобы снижать собственные издержки по перевозке", – полагает он.
Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин называет такой шаг эффективным решением проблемы "последней мили" для такой крупной компании, как ОЗК. "Речь, скорее, идет не о формировании самостоятельного крупного игрока на этом рынке, – рассказал он. – Судя по всему, проект ориентирован в большей степени на решение проблемы "последней мили" – несколько тысяч вагонов позволят компании эффективно управлять доставкой на заключительных этапах логистических цепочек. При этом на основных линейных маршрутах компания, вероятно, продолжит широко использовать услуги профильных игроков".
В вопросах приобретения парка в 2 тыс. вагонов проблем у ОЗК не будет, солидарно считают эксперты, опрошенные нами. По мнению Д. Семенкина, сегодняшние ставки на зерновозы позволяют окупать даже новые вагоны при наличии длинных и дешевых денег, которыми располагают акционеры ОЗК. "Зерновозы можно купить на рынке без всяких очередей, в том числе и украинского производства, – пояснил Д. Семенкин. – Долгосрочные прогнозы в части экспорта российского зерна хорошие. Логистическая инфраструктура под перевалку данной номенклатуры неизбежно будет развиваться, что также способствует экспорту. Рынок оперирования зерновозами не является столь высококонкурентным, как в случае с полувагонами, и на нем есть место для новых игроков".
Подобный взгляд высказывает и руководитель Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. "Если оценивать результаты прошлого года, то мы видим сверхпредложение вагонов-хопперов на рынке, – заявил он. – Это значит, что Объединенная зерновая компания может выгодно приобрести подвижной состав как у производителей, так и на вторичном рынке".
Вне зависимости от того, какую стратегию изберет ОЗК для реализации планов своего развития, очевидно, что каждый из шагов имеет свою логику. При воздействии на рынок перевозок и собственных партнеров можно добиться определенного снижения издержек на перевозку продукции. При создании собственного транспортного подразделения – реализовать наиболее экономически целесообразные логистические схемы экспортных перевозок в направлении морских портов. При выходе на рынок транспортных услуг с предложением нового парка зерновозов – заработать дополнительные средства на растущем зерновом рынке. Рыночная стратегия остается вариативной и может допускать реализацию шагов в нескольких наиболее эффективных направлениях.
Получить информацию:

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Агропромышленный комплекс РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- демонстрация основных показателей агропромышленного комплекса,
- объемы и динамика экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров,
- сделки M&A,
- импортозависимость и импортозамещение,
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса,
- рейтинг крупнейших агрохолдингов РФ,
- цифровизация в АПК,
- прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «160 строящихся и проектируемых предприятий агропромышленного комплекса РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- мясное животноводство,
- молочное животноводство,
- птицеводство,
- растениеводство,
- грибоводство,
- аквакультура и рыбоводство,
- хранение зерновых и масличных культур,
- хранение овощей, фруктов и корнеплодов.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.