Эксперт: Повышение акцизов на дешевые сигареты грозит России нелегальным рынком.
По их расчетам, для недорогих сигарет (до 56 рублей за пачку) рост акциза будет 5,8 рубля за пачку, тогда как увеличение акциза на пачку сигарет с диапазоном от 71 до 83 рублей не превысит 4,6 рублей. Соответственно, это приведет к удорожанию низкоценового сегмента на 7 рублей за пачку, в то время как цена дорогих сигарет повысится только на 6 рублей.
После вступления в силу новых ставок производители будут вынуждены поднять свои цены, и ценовая доступность табачной продукции для ее потребителей снизится, полагают эксперты. Наиболее чувствительны к изменению цены потребители именно недорогих марок, и почти 18%-ный рост цены на потребляемую ими продукцию заставит задуматься об альтернативах. А альтернатива для них существует одна – переход на нелегальную продукцию, уверены эксперты. И это прямое снижение налоговой базы для сбора акциза.
С тем, что увеличение роста стоимости сигарет в низком ценовом сегменте приведет к развитию в России нелегального рынка табака, согласен и экс-директор ассоциации табачных производителей "Табакпром" Вадим Желнин. Основная угроза, которую несет рынку повышение акцизов — излишне высокая стоимость сигарет по отношению к покупательной способности людей, отмечает он. "Мы можем получить ситуацию, которая характерна сейчас Европе — когда рынок наполняется нелегальной продукцией. Основной ее поставщик — это Китай", - уточняет эксперт.
Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, в Европу ежегодно попадает около 600 млрд штук нелегальных сигарет из Китая. Это 1,5 российских рынка. При этом в России уже близка ситуация, когда уровень цен на сигареты заставит людей перейти на нелегальную продукцию. По словам Желнина, для этого доля расходов на курение в домохозяйстве должна достичь примерно 10%.
"Россия уже подошла к этому рубежу. Если человек, который получает 15 тыс. руб., платит ежедневно за пачку сигарет 50 руб. или 1,5 тыс. руб. в месяц — он уже расходует на курение 10% своего заработка. И больше он платить не готов. Он будет искать более дешевые заменители", - поясняет эксперт.
При этом, по его словам, опасность при замещении рынка нелегальной продукцией вызывает именно низкоценовой сегмент. "Здесь не идет речь о контрафакте в чистом виде — речь идет о тех сигаретах, за которые не уплачены налоги. Сейчас 95% сигарет делается в России и за них уплачиваются 2 основных налога — акциз и НДС. Нелегальная продукция — та, которая не учтена, с нее не платится ни акциз, ни НДС. Потому цены на нее ниже", - комментирует Желнин.
В то же время эксперт отмечает, что ранее правительство планировало увеличить акцизы, переложив все бремя затрат на сегмент рынка в более высоком ценовом сегменте. "Было бы справедливо, чтобы за повышение акцизов платили более обеспеченные люди, которые покупают сигареты по цене 70-80 руб. и выше. То есть ту же сумму в бюджет можно получить несколько иным, более справедливым путем", - считает эксперт.
С ним согласна и старший аналитик компания "Альпари" Анна Бодрова. По ее словам, активные потребители такой продукции обычно не очень внимательны к розничным ценам на сигареты: увеличение стоимости пачки на 5-8 рублей тут не будет играть особенной роли, спрос останется стабильным, а возможные налоговые правительственные маневры производители и продавцы покроют за счет потребителя.
"Стоит обратить внимание, насколько "вовремя" поднимается данный вопрос: в стране в этом году растет инфляция, ее максимум ожидается к февралю 2015 года, и на подобном фоне рост цен на сигареты вполне может остаться незамеченным", - комментирует Бодрова.
Она также отмечает, что рост акцизов, как и других налоговых ставок в России, делается с целью наполнения бюджета. Однако в действиях правительства присутствует и определенная степень лобби. "Рано или поздно российские производители будут вынуждены продавать свой бизнес зарубежным гигантам", - считает Бодрова.
По словам Желнина, в первую очередь понесут убытки те российские заводы, которые работают в низком ценовом сегменте. "В высоком ценовом сегменте у производителя больше маржа и больше свободы обыграть цены. В низкоценовом производители работают на грани рентабельности. Поэтому будут вынуждены повышать цены", - считает Желнин.
Сами производители не спешат официально комментировать предложенные поправки, однако согласны с тем, что наиболее безболезненным и эффективным была бы индексация ставок на сигареты именно более дорогого сегмента. Кроме того, это позволило бы действительно наполнить бюджет. "Сейчас получается, что в более выгодной ситуации оказались производители сигарет дорогого сегмента, а российский бюджет лишится возможности некоторой компенсации потерь, связанных со снижением объемов легального рынка", - рассказал на условиях анонимности один из представителей табачного бизнеса.
Он предлагает "не побояться и действительно подумать об увеличении индексации ставок на табачную продукцию, на сигареты более дорогого сегмента", во всяком случае, убрать его субсидирование. При этом в открытых источниках уже размещены расчеты, насколько мог бы выиграть бюджет, пойдя навстречу производителям недорогих сигарет.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot