"Стало меньше выбора". "НГС24 - Независимый городской сайт Красноярска". 20 ноября 2014
Несмотря на экономические потрясения последнего времени, продуктовые ритейлеры не боятся открывать магазины — на прошлой неделе в Ветлужанке появился новый супермаркет сети "Командор". Между тем, в сетях говорят об изменениях покупательских предпочтений — спрос смещается в сторону акционных товаров и к покупкам горожане относятся более вдумчиво. В будущем же региональных игроков продуктового ритейла продолжат теснить федеральные операторы, полагает эксперт. Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.
Первый супермаркет "Командор" открылся в микрорайоне "Ветлужанка" — новый магазин заработал 11 ноября по адресу ул. Чернышева, 4, площадь его составляет 500 кв. м. В супермаркете представлен обычный ассортимент сети.
Последний до этого момента "Командор" в Красноярске был открыт летом текущего года, рассказала PR-специалист торговой сети Екатерина Бернталь. Открытия новых магазинов, по ее заверению, от текущей экономической ситуации в стране не зависят: "Все по графику идет, как запланировали, так и открываем — все ресурсы просчитываем заранее".
Согласно справочнику 2ГИС, в Красноярске действует 113 супермаркетов. В тройку лидеров по количеству магазинов входят сети "Командор" (59 супермаркетов), "Красный Яр" (55) и "Каравай" (после соглашения с нидерландской маркой Spar — 21). Гипермаркетов в городе, по тому же 2ГИС, насчитывается 9 — 4 из них работают под брендом "Аллея", входящим в сеть "Командор", 3 гипермаркета принадлежит сети "ОКей", 2 — "МЕТРО Кэш энд Керри", по 1 — "Лента", "Биг Си" и "Наш".
Представители "Командора" уверяют, что последним открытием не ограничатся и в ближайшее время планируют открыть дискаунтер с мини-пекарней на правобережье — цены в нем будут на 18-20 % ниже, чем в обычных супермаркетах.
По данным портала shopandmall.ru на ноябрь 2014 года, за последние 1,5 года средний чек в сетях увеличился на 8–10 %, причем наибольшим средним чеком отличаются гипермаркеты — 750–1000 руб. В супермаркетах и магазинах "у дома" эта цифра гораздо ниже — 325 руб. и 275 руб.
Представители сетей уверяют: ни санкции, ни падение рубля к кардинальному падению спроса не привели, но предпочтения покупателей заметно изменили.
За последние две недели спрос на акционные товары вырос почти на 20 %, призналась представитель сети "Каравай" Юлия Собинина. Ежедневно в магазинах сети регистрируется около 3 тыс. чеков, средняя сумма чека не изменилась и держится в пределах 320 руб. Несмотря на экономические потрясения, люди, по ее наблюдениям, не изменили своих желаний. "Другое дело, что стало меньше выбора. Было 40 видов сыров, сейчас осталось 20. Исчезли в основном санкционные товары, гречку как брали, так и берут", — говорит г-жа Собинина. Основной упор делается на акционные товары — каждую неделю предлагается порядка 100 позиций самых популярных продуктов: крупы, молочная продукция, продолжает она.
Аналогичный средний чек озвучил и представитель сети гастрономов "Красный Яр" Владислав Шевнин. По его словам, средняя сумма одной покупки держится в сети на уровне 370 руб. уже полгода. "В день мы регистрируем порядка 78 тыс. чеков по всей сети, но это не означает, что количество покупателей то же, — говорит он. — Кто-то и по 2 раза в день в магазин ходит".
Общий товарооборот сети поддерживается в основном за счет акционных товаров, однако точных цифр товарооборота он не озвучил, ссылаясь на коммерческую тайну. "То, что мы отменили дисконтную систему скидок, отнюдь не является попыткой сэкономить на кризисе", — говорит г-н Шевнин. Дисконтная система, по его словам, попросту изжила себя: многие покупатели достигли скидочного потолка, и накопилась критическая масса "мертвых" карточек. Именно поэтому сеть перешла на бонусную накопительную систему, которая, по убеждению представителя "Красного Яра", позволит сэкономить не сети, а покупателю.
Новых магазинов "Каравай", по словам Юлии Собининой, в городе вряд ли стоит ожидать — в следующем году сеть планирует развивать марку Spar. Будут открываться супермаркеты, дискаунтеры и кафе-пекарни, однако сообщать подробности она сочла преждевременным.
Порядка 10–15 новых магазинов по краю, по данным г-на Шевнина, в 2015 году планирует открыть и "Красный Яр".
Представители федеральных продуктовых гигантов также ранее озвучивали свои намерения о расширении, но продолжают держать интригу и подробностей не раскрывают.
"Наша компания планирует дальнейшее развитие в Красноярске, и мы рассматриваем все подходящие участки и проекты, но пока конкретных решений нет", — ответил автору руководитель пресс-службы "ОКей" Артем Глущенко. То же самое сказала и представитель "Ленты" Яна Могилева. Конкуренции с местными сетями столичные ритейлеры не боятся, считая, что именно формат гипермаркета дает преимущества, особенно в период экономических трудностей. "Мы можем предлагать более низкие цены за счет большого товарооборота и более гибкой работы с поставщиками", — отметила г-жа Могилева.
На данный момент в Красноярске, согласно исследованию shopandmall.ru, доминирующее положение на рынке продритейла занимают местные компании — на них приходится 45 % рынка. У федеральных и иногородних компаний — 35 %, а у иностранных — 10 %. С каждым годом региональный рынок продритейла растет, но динамика замедляется.
Крупные игроки продуктового рынка прочно заняли свою нишу, и ждать какого-либо снижения уровня экспансии федеральных ритейлеров не приходится, считает генеральный директор компании "Русские инвесторы-Сибирь" Валентин Богомолов: "Приход крупного оператора — это перетягивание покупателя у мелких точек и региональных сетей, причем доля федералов будет лишь расти". Мелкие магазины формата "у дома" никуда не исчезнут, но доходы в этой сфере будут падать, уверен эксперт. Потому что их покупателей активно перетягивают региональные сети путем открытия маленьких магазинов под своей маркой.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot