Торговые сборы: бизнес отделался нелегким испугом. "ТАСС". 19 ноября 2014
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
18 ноября Государственная дума во втором чтении одобрила скорректированный вариант поправок в Налоговый кодекс. Предпринимательское сообщество вздохнуло с облегчением, потому что предлагавшиеся в первоначальном документе торговые сборы не устраивали даже самых национально ориентированных и социально ответственных бизнесменов.
Идею об отказе от введения налога с продаж с предпринимателей в пользу так называемого местного сбора предложил в сентябре на Сочинском инвестиционном форуме Дмитрий Медведев. Всего было заявлено четыре вида деятельности, подпадающих под новые отчисления: розничная торговля, объекты питания, такси и туристическая деятельность.
Предложение премьер-министра породило множество вопросов со стороны бизнеса. Будет ли сбор разовым? Какого он будет размера? Как исчисляться? Ограничится ли правительство только указанными видами деятельности или расширит их?
В продолжение инициативы председатель комитета Государственной думы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил ввести сборы за осуществление определенных видов предпринимательской деятельности. Предложение было оформлено в виде поправок к законопроекту об изменении Налогового кодекса.
Новость оказалась крайне негативной для бизнеса: изначально предлагалось расширить виды деятельности, облагаемые новым сбором, с четырех до двадцати двух. К указанным выше было добавлено множество других услуг: от платных туалетов, парикмахерских и ремонта ювелирных изделий до грузоперевозок.
Самое главное, что интересовало предпринимателей, - это размеры сборов. И здесь разброс вариантов был просто огромен, но самое главное - маленькими эти отчисления точно не казались.
Индивидуальные предприниматели на патенте от оплаты торгового сбора освобождаютсяВ начальной редакции поправок порядок исчисления сбора зависел от различных показателей. Например, от площади помещения.
Так, для торговли с площадью торгового зала до 50 кв. м ставка сбора составляла 600 тыс. руб., более 50 кв. м - по 6 тыс. руб. за каждый метр площади.
Для перевозки пассажиров ставка сбора зависела от количества посадочных мест. Например, до пяти посадочных мест - 60 тыс. руб. за автомобиль, более 16 - уже 300 тыс. руб. и вариации между ними. А для перевозки грузов - от грузоподъемности транспорта: до 3,5 т - 60 тыс. руб., свыше 10 т - 300 тыс. руб. и варианты между ними. Были сборы, которые исчислялись просто: предприниматель платит за наличие одного объекта оказания услуг - парикмахерской, фотоателье, ателье по ремонту одежды или обуви, платной кабинки туалета - сумму в 300 тыс. руб. При этом стоит отметить, что указанные суммы планировалось взимать с бизнеса не раз в год, а раз в квартал!
Однако высокий размер сбора - не самое страшное. Куда больше настораживал тот факт, что местные власти смогут своим решением как уменьшать ставку сбора, так и увеличивать ее до 10 раз. На уменьшение рассчитывать особенно не стоило, а вот на увеличение - вполне. И тогда ставка сбора за розничную торговлю с торговым залом до 50 кв. м могла составить 6 млн руб. в квартал.
Получается, что при нормальном раскладе (если местные власти оставят размер сбора без изменений) предприниматель в год должен был платить почти 2,5 млн руб. за торговлю, почти 250 тыс. в год - с каждого такси, 1,2 млн - с ателье, химчистки или автомойки. А при плохом раскладе эти суммы увеличатся в 10 раз.
Думаю, такая новость стала для бизнеса шоком, в особенности для малых предпринимателей, потому что те виды деятельности, которые были перечислены в поправках изначально, - это в основном малый бизнес. Вряд ли много торговых точек дают в год прибыль больше 2,5 млн руб. Вряд ли один платный туалет приносит в год больше 1 млн руб. Но коммерсант должен еще откуда-то взять деньги на зарплату сотрудникам, закупку товаров, расходных материалов, оплату аренды и т. д. Было очевидно, что мало кто из предпринимателей перенесет введение подобного сбора в предлагаемой форме.
Выходов было немного. Первый - перевод бизнеса в тень, что уже расценивается как незаконное предпринимательство с наказанием до 5 лет лишения свободы.
Второй вариант развития событий - это перекладывание величины сбора на плечи потребителей, то есть серьезное увеличение стоимости товаров, работ и услуг. При этом пострадавшими сторонами оказались бы как сами предприниматели (так как по завышенным ценам у них меньше будут покупать товаров и услуг), так и покупатели.
Что особенно интересно, сборами будут заниматься местные чиновники, но ни в одной администрации нет персонала для выполнения этой функцииВ итоге Государственная дума одобрила сильно смягченный вариант поправок - ко всеобщему удовлетворению. Они предусматривают введение сборов только за право заниматься торговлей. Торговые сборы будут взиматься с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю через объекты стационарной и нестационарной сети (кроме магазинов на заправках), на рынках и в интернет-магазинах. Ставки сбора нет, но указано, что она будет ограничена размером выданного патента. Тем самым ИП на патенте от оплаты торгового сбора освобождаются. А организации уменьшают налоги с доходов на сумму сбора.
Введение новых отчислений планируется начать с 1 июля 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако, думаю, его действие с очень высокой вероятностью будет распространено на всю территорию страны.
Что особенно интересно, сборами будут заниматься местные чиновники, но ни в одной администрации нет персонала для выполнения этой функции. На местах придется расширять штаты госслужащих специально для взимания новых отчислений с бизнеса, что повлечет для бюджетов новые затраты, которые надо будет окупать за счет новых налогов и сборов.
И на словах, и в официальных документах руководство страны постоянно заявляет о поддержке бизнеса. Однако некоторые законодательные инициативы, особенно в налоговой сфере, заставляют в этом усомниться.
Впрочем, мнение и предпринимателей, и юридического сообщества о причинах таких действий в принципе совпадает: на фоне затруднений в экономике, падения цен на нефть и рубля бюджету нужно закрывать все увеличивающуюся дыру, и сборы с предпринимателей - один из способов это сделать.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot