Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Скоропорт: без заморозки. "ИА РЖД-Партнер.ру" № 3-4 (391-392) февраль 2019

Перевозки скоропорта в специализированном подвижном составе падают уже более 10 лет. При этом операторы утверждают, что рефгрузы продолжают перевозиться железнодорожным транспортом, но с нарушениями. Грузовладельцы в поисках экономии арендуют универсальные вагоны или контейнеры, несмотря на опасность порчи или даже утраты продукции. Один из путей выхода из сложившейся ситуации участники рынка видят в снижении тарифов на перевозку скоропорта, что повысит спрос на специализированный парк.
В настоящее время наиболее достоверная и полная статистика по перевозке скоропортящихся грузов ведется аналитиками Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС). Например, в отчетности РЖД в сегментах "рыба", "мясо" и т. д. учитываются только специализированные рефрижераторные вагоны или вагоны-термосы. Замороженные продукты, которые перевозятся по сети в рефконтейнерах, относятся уже к категории грузов в контейнерах. Это создает определенные сложности для анализа.
Всего по итогам 2018 года по железной дороге было перевезено 4,745 млн т скоропортящихся грузов. По сравнению с 2017-м снижение составило 2,9%. Пятерку лидеров составили пиво (20%), безалкогольные напитки (16%), рыба (13%), соки (8%) и овощи (7,5%). На долю остальных номенклатур, перевозимых в специализированном подвижном составе (а это мясо, фрукты, молочные продукты, вино, консервы, маргарин и т. д.), приходится 35,5%. По итогам года большинство из перевозимых групп товаров продемонстрировали падение. Так, снизились перевозки пива (-0,8%, 972 тыс. т), безалкогольных напитков (-0,2%, 777 тыс. т), рыбы (-4,5%, 626 тыс. т), соков (-5%, 379 тыс. т), овощей (-16,4%, 362 тыс. т). Рост продемонстрировали только мясо (+2,2%, 324 тыс. т) и фрукты (+5%, 192 тыс. т).
При этом важно учитывать, что за последние 12 лет произошло серьезное снижение грузовой базы скоропорта. Наиболее высокой точкой рефперевозок считается 2007 год, от показателей которого отталкиваются при анализе ситуации на рынке. Тогда общая грузовая база составляла более 10 млн т, от которых сегодня осталось меньше половины. И это притом, что емкость российского рынка перевозок скоропортящейся продукции, по оценкам АСОРПС, достигает 130 млн т в год. Объем перевозок пива упал на 76%, рыбы – на 22%. Правда, есть и обратные примеры. С тех пор удалось привлечь на железную дорогу на 18% больше овощей, на 7% – безалкогольных напитков и на 75% – маргарина. Но понятно, что это лишь капля в море. Рефсекции и железнодорожные рефконтейнеры повсеместно вытеснялись автотранспортом. Даже в наиболее маржинальных для железно­дорожников перевозках рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть РФ доля автомобильных отгрузок доходит до 40%.
Одной из причин падения объемов в АСОРПС называют нарушения правил перевозки. Как заявил президент ассоциации Михаил Синев, с нарушениями перевозится до 65% скоропортящихся грузов. В 2018 году эксперты АСОРПС подготовили и опубликовали рейтинг, а точнее, антирейтинг таких нарушений. Согласно этому документу с нарушениями перевозится до 30% пива, до 60% соков и безалкогольных напитков, до 90% консервов, до 40% сыра и молочных продуктов, до 90% вина. Под нарушениями понимается как умышленное искажение наименования груза, указанного в же­лезнодорожной накладной, когда под видом макарон перевозятся консервы, так и нарушение условий температурного режима, когда, например, в летний период или межсезонье продукты глубокой заморозки перевозятся в вагонах-термосах.
Ситуация, сложившаяся на рынке к 2018 году, вызвала дискуссию о пересмотре правил перевозки скоропортящихся грузов по железной дороге. О подготовке ревизии правил осенью заявил Минтранс. Столь большое количество нарушений правил перевозки, считают в АСОРПС, связано с экономически неэффективными тарифами на доставку грузов в рефрижераторном подвижном составе. Инфраструктурные затраты на пропуск фитинговых платформ с рефконтейнерами не отличаются от затрат на пропуск платформ с обычными контейнерами, поэтому цена на перевозку в рефах, по мнению специа­листов, должна быть близка к плате за провоз обычных контейнеров. Конечно, с учетом дополнительных расходов на обслуживание дизель-генераторов и холодильных установок. Кроме того, коррекция правил должна быть направлена на ослабление требований к перевозке продуктов в обычных вагонах и термосах. Снижение цен позволит операторам рефгрузов привлечь на железную дорогу новые объемы и попробовать вернуть утраченные позиции.
О серьезности намерений участников АСОРПС побороться за грузы говорит и программа приобретения нового парка крупнотоннажных рефконтейнеров (КРК) в 2019 году. Всего участники ассоциации планируют купить 1 тыс. ед.
Еще столько же предполагает приобрести не входящее в нее АО "Рефсервис". Их планируется задействовать под общий проект оператора с компанией Maersk.
Рефконтейнеры признаются сегодня перспективным средством доставки скоро­портящихся грузов, которое полностью пригодно для 3PL- и 4PL-перевозок и постепенно заменит выбывающие по старости вагоны старых типов. Плани­руется, что к концу 2019 года общий парк КРК на сети РЖД составит 7053 ед.,
из которых около 700 будут заняты для обеспечения резерва при перевозках рыбы с Дальнего Востока.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение