Стенограмма совещания Владимира Путина по вопросу развития космодрома Восточный (часть 1).
Транспорт и логистика » Воздушный транспорт
Строительство » Дальневосточный ФО
Прежде чем начать наше совещание, посвящённое строительству нового космодрома Восточный, в режиме видеоконференции, мы сейчас свяжемся – смотрю, коллеги уже на экране, картинка появилась – с участниками строительства новой электроподстанции. Этот важный объект, необходимый для работы всего комплекса космодрома Восточный.
Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в её создании, и вообще компанию ФСК ЕЭС поблагодарить за ту работу, которая была проделана за последнее время – и была проделана со знаком "плюс", это важная составляющая часть всего проекта.
Пожалуйста, Андрей Евгеньевич.
А.МУРОВ: Спасибо большое.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Те работы, которые проводит компания ФСК в ходе строительства космодрома Восточный в первую очередь связаны с внешним энергоснабжением как самого объекта, так и его инфраструктуры в Амурской области. Так, в марте 2014 года мы завершили первый этап строительства. В частности, это означало модернизацию подстанции 220 [кВ] "Ледяная", на которой мы сегодня находимся. Это позволяет нам сегодня запитать воздушную линию между подстанцией "Ледяная" и подстанцией ГПП, которая непосредственно относится к объектам космодрома.
Таким образом, мы можем сказать, что на сегодня те объекты космодрома, которые уже построены и будут построены, – они на сегодня уже, можно сказать, присоединены к энергосистеме Дальнего Востока, и, таким образом, в конечном итоге они присоединяются к единой электрической сети Российской Федерации, чьим оператором является компания ФСК.
Уважаемый Владимир Владимирович! На втором этапе мы предусматриваем дальнейшее внешнее энергоснабжение, которое будет подразумевать под собой объединение с линией, которая будет соединяться с нашей подстанцией 500 [кВ] "Амурская".
На первом этапе наши вложения были порядка 600 миллионов рублей. На втором этапе, который закончится в течение 2015 года, объём капитальных вложений будет порядка 640 миллионов рублей. Та мощность, которую мы сегодня можем подавать с подстанции, порядка 121 мегаватт.
Таким образом, по Вашей команде мы можем сегодня произвести питание этой важной воздушной линии, и должен сказать, что вообще подстанция "Амурская", которая будет соединена на втором этапе (то же самое с подстанцией ГПП), является надёжнейшей частью энергоузла Дальнего Востока и является очень важным элементом энергомоста Россия–Китай.
Вообще в заключение должен отметить, что компания ФСК уделяет большое значение развитию своей энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке. Мы принимаем участие не только в энергоснабжении вышеуказанного космодрома Восточный, но это и такие важные объекты, как, например, Эльгинское угольное месторождение, нефтепровод ВСТО и, безусловно, объекты БАМа, Транссиба. Всего до 2019 года компания в своей инвестиционной программе предусмотрела вложение порядка 85 миллиардов рублей в объекты энергоструктуры Дальнего Востока и Забайкалья.
Доклад закончил. Разрешите оперативному персоналу подстанции сделать соответствующее операционные процедуры по включению линии под напряжение.
В.ПУТИН: Начинайте.
А.МУРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Должен доложить, что линия включена под напряжение, и наши две подстанции: подстанция "Ледяная" и подстанция ГПП – полностью запитаны.
В.ПУТИН: Молодцы, поздравляю вас. Спасибо большое. Надеюсь, что все планы, о которых вы сейчас докладывали, будут реализованы качественно и в срок. Благодарю вас.
Уважаемые коллеги, теперь перейдём непосредственно к повестке совещания. Поговорим сегодня о развитии наземной космической инфраструктуры, проанализируем ход работ по строительству космодрома Восточный.
Ещё раз подчеркну, это крупнейший общенациональный проект, который позволит нам выходить в космос, причём уже в дальний космос, независимо ни от каких площадок, которые находятся за территорией Российской Федерации, которые мы тоже будем продолжать осваивать, на которых тоже будем продолжать работать.
Напомню, что выбор этого места проходил достаточно непросто, это не единственная площадка, которая рассматривалась для строительства космодрома Восточный: был вариант строительства космодрома прямо на берегу Тихого океана. В конце концов всё-таки остановились на этом месте, имею в виду и планы по развитию дорожной, транспортной инфраструктуры, имею в виду большую близость к экватору и среднегодовые показатели по климату, по температурам, по тысяче других параметров.
Государство вкладывает в этот проект огромные деньги, и он должен иметь мультиэффект, что называется, – мультипликативный эффект. Предполагается развитие не только этого собственного комплекса, но и подготовка на месте кадров, предполагается дополнительное развитие инфраструктуры, в том числе дорожной и железнодорожной. Предполагается расширение возможностей промышленности в Восточной Сибири, в Сибири вообще и на Дальнем Востоке. В общем, это то, что может стать очень хорошим толчком для развития всего Дальнего Востока нашей страны.
Собственная космическая инфраструктура, современная сеть космодромов различного назначения позволит России, как я уже говорил, укрепить статус одной из ведущих космических держав мира, гарантирует нам независимость космической деятельности, обеспечит эффективную реализацию международных программ.
Важно и то, что с созданием космодрома Восточный здесь, на Дальнем Востоке, как я уже тоже упомянул об этом, будет создан мощный научно-производственный комплекс, центр, а значит, появится дополнительный стимул для притока инвестиций, для создания новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечения сильных, молодых специалистов, в которых нуждается Дальний Восток.
Сегодня мы встречались с ребятами из строительного отряда, они приехали из различных городов Российской Федерации. Это одно из мест приложения их сил в будущем, имею в виду, что он сформирован из студентов, которые занимаются вопросами авиастроения, космической деятельности и смежных отраслей.
Вы знаете о наших масштабных планах развития этого региона. Буквально на днях обсуждали эти планы и в Якутии. Новый космодром как раз должен стать одной из таких точек роста. В его строительство мы вкладываем, как я уже говорил, серьёзные бюджетные ресурсы. С 2011 года на эти цели было направлено уже более 100 миллиардов рублей. Ещё порядка 50 миллиардов рублей планируется выделить в 2015 году.
Вновь подчеркну, все сроки, этапы развития проекта должны быть выдержаны. В этой связи важно исключить любые задержки и сбои в его финансировании. Но и за финансированием нужно внимательно наблюдать и следить. Не должно быть никакого неоправданного увеличения.
Уже в 2015 году Восточный должен быть готов к запуску автоматических космических аппаратов с помощью ракеты-носителя среднего класса "Союз-2", а к 2018 году – к реализации пилотируемых программ. В дальнейшем мощности космодрома будут наращиваться для стартов ракет-носителей тяжёлого и, мы сегодня говорили, сверхтяжёлого классов, использоваться для осуществления программ по изучению Луны, Марса, других космических объектов.
Безусловно, объём работ по строительству космодрома очень большой, просто колоссальный: необходимо возвести стартовые и технические комплексы, построить порядка полутора тысяч различных зданий и сооружений, проложить сотни километров железных и автодорог.
Вместе с тем хочу отметить, что на сегодня имеется и отставание – отставание по основным сооружениям стартового и технического комплексов составляет от 30 до 55 дней. Мы уже сегодня говорили об этом и нужно обратить на это внимание. На строительной площадке работают вахтовым методом шесть с небольшим тысяч человек, а нужно – и руководитель Роскосмоса подтвердил, – нужно, 12–15 тысяч чтобы работали.
В ходе совещания сверим графики строительства, проанализируем эффективность исполнения этих графиков. Мы только что посетили стройку. Многое уже сделано, хочу это отметить, безусловно, однако возведение ряда объектов, как я уже говорил, из графика выбивается. На это нужно обратить внимание. Поэтому, во-первых, нужно разобраться в причинах такого отставания, выстроить более ритмичную, скоординированную работу. И в этой связи жду от вас конкретных предложений. Знаю, что Дмитрий Олегович [Рогозин] эту работу организует, в том числе и на постоянной основе, здесь бывает постоянно, что очень хорошо.
Далее обращаю внимание на то, что, как мы и договорились, развитие космодрома должно вестись одновременно с созданием современной социальной инфраструктуры, об этом тоже сегодня отдельно поговорим, – чтобы не было у нас, как в прежние, ещё советские годы, что это делается в последнюю очередь, либо не делается вообще, либо за этот счёт что-то другое возводится – с пониманием того, что можно будет из государства выбить дополнительные деньги; чтобы и строители, и будущие работники Восточного, их семьи были обеспечены комфортными бытовыми условиями: жильём, детскими садами и школами, – чтобы всё это было сделано в срок. Вот к чему нужно стремиться – к тому, чтобы работа на космодроме была по-настоящему привлекательной в будущем, в том числе для молодых специалистов.
По социальному блоку проекта, я только что об этом сказал, прошу доложить отдельно. Сегодня мы смотрели с вертолёта: ряд домов уже заложен, над ними уже работают – сколько там, восемь домов? А должно быть 40! И на 12 тысяч жителей это должно быть рассчитано, а сейчас только на 3,5 тысячи эти дома максимум.
Третье. Развитие наземной космической инфраструктуры важно синхронизировать с разработкой перспективной космической техники, прежде всего ракетоносителей с более высокими показателями надёжности и безопасности. Заниматься решением этих задач предстоит Объединённой ракетно-космической корпорации.
Сегодня также обсудим, как продвигается её создание, есть ли проблемы, которые ещё не решены в этом плане. Мы говорили о том, что они есть, на прошлой встрече – хотел бы услышать сегодня, как мы двигаемся в нужном направлении и с какими темпами.
В Самаре 21 июля было дано поручение подготовить проект указа, определяющего полномочия корпорации. Пока что-то я проекта этого документа не вижу. Давайте поговорим о том, где этот проект и когда он будет у меня на столе.
Кроме того, я поручал разработать план финансового оздоровления ряда предприятий ОРКК, причём в срок, который позволил бы предусмотреть ассигнования на его реализацию в бюджете на 2015 год, ведь работа над бюджетом завершается. Давайте об этом поговорим.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot