Помидор из первых рук. "НГС - Новосибирский городской сайт". 24 января 2017
Рынок продуктов питания » Кондитерская промышленность
Рынок продуктов питания » Замороженные полуфабрикаты
Рынок продуктов питания » Мороженое
Рынок продуктов питания » Рынок птицы
Рынок продуктов питания » Овощи и фрукты
Розничная торговля » FMCG сети
На прошлой неделе на площади Маркса открылся фирменный магазин тепличного комбината "Новосибирский" с шутливым названием "Зелень-Мелень". Собственной продукции здесь — всего десяток наименований, но покупателей уже хватает — некоторые за пару дней уже взяли сразу недельный запас некоторых позиций. Обозреватель НГС.БИЗНЕС разбирался, зачем производители продуктов питания сами идут в ритейл и чем их магазины лучше сетевых супермаркетов.
Популярный нестандарт
Магазин "Зелень-Мелень" на площади Маркса стал, по наблюдениям корреспондента НГС.БИЗНЕС, первым в Новосибирске примером стационарного специализированного овощного магазина в новейшей истории. Как рассказали в магазине, до открытия нового магазина на Маркса единственная торговая точка с таким названием работала рядом с самим тепличным комбинатом на окраине поселка Толмачево. Еще одна точка какое-то время существовала в микрорайоне "Родники", но была закрыта из-за плохих показателей, потому что "место было неудачное".
В "Зелень-Мелень" можно купить не только продукцию "Новосибирского" — здесь продаются и яблоки, и апельсины, и даже орехи, но покупатели идут сюда прежде всего за помидорами, огурцами и зеленью. Цены на них действительно кажутся ниже. Например, огурцы "второй категории" стоят 90 руб./кг. От обычных они отличаются только тем, что не соответствуют стандартному размеру или имеют дефекты формы. Такие же нестандартные помидоры стоят 120 руб./кг ("первой категории" — 158 руб./кг). Для сравнения — в магазине сети "Холди дискаунтер" огурцы (правда, уже стандартные) стоят 128 руб./кг, а томаты продаются даже дешевле — за 132 руб./кг.
Именно свежесть (овощи попадают в магазин напрямую из теплиц) считают достоинством магазина и покупатели, с которыми удалось поговорить корреспонденту НГС.БИЗНЕС. Пока продажи идут хорошо, отметили в магазине, и если покупатели не разочаруются, "Новосибирский" планирует открывать в городе и новые торговые точки.
Куриные бои
Если фирменный магазин овощей смотрится пока необычно, то предприятия пищевой отрасли развивают собственную розницу уже давно. Самую многочисленную категорию специализированных магазинов и отделов развивают птицефабрики.
Только три из крупнейших птицефабрик НСО — "Новосибирская", "Октябрьская" и "Коченевская" — сейчас имеют почти 130 торговых точек в Новосибирске и окрестностях. При этом лидер по размеру собственной сети — птицефабрика "Новосибирская" — давно вышел за пределы региона: из 129 ее магазинов больше 50 расположены вне НСО.
Директор по маркетингу АО "Новосибирская птицефабрика" Галина Лупанова считает, что преимущество специализированных магазинов для покупателя — в существенно большем ассортименте. Если в обычных супермаркетах можно встретить обычно не больше 10 позиций "Новосибирской", то в фирменных магазинах — более 110 наименований, включая 60 видов колбас и деликатесов и 50 видов полуфабрикатов (различные виды котлеты, пельмени, манты), поясняет Лупанова.
Но в плане цен, особенно на базовые позиции, фирменная торговля далеко не всегда выигрывает у крупной организованной розницы, убедился корреспондент НГС.БИЗНЕС. Например, в отделе "Новосибирской птицефабрики" на Центральном рынке тушка цыпленка продавалась по 138 руб./кг, хотя в "Магните" такой же товар можно было найти за 128 руб./кг (цена по акции), а в "Холди дискаунтере" — и вовсе за 114 руб./кг.
Колбасное изобилие
Несколько иная ситуация в сегменте мяса и колбасы — до недавнего времени в Новосибирске был, по сути, один игрок в лице "Торговой площади". Эта сеть и сейчас самая большая фирменная продуктовая сеть в городе — по данным 2ГИС, у нее больше 120 магазинов, в том числе открытых по франчайзингу.
У "Торговой площади" есть 3 основных формата: "магазин" (40 % от общего количества точек), "отдел" (в составе магазина еще порядка 40 %) и "киоск" (около 20 %).
В фирменных магазинах "Торговой площади" сейчас продается до 500 наименований продукции, тогда как в обычном супермаркете редко можно встретить больше 50 видов колбас и деликатесов. Мясо и незамороженные полуфабрикаты ритейлеры, как правило, фасуют сами, а у "Торговой площади" этой продукции выпускается еще 250 наименований.
В прошлом году у "Торговой площади" появился заметный конкурент — челябинская компания "Ариант" вышла на новосибирский рынок со своей фирменной сетью, которая объединяет уже 23 магазина. Эта компания — крупный переработчик и производитель свинины даже по российским меркам. По собственным данным, компания располагает порядка 500 тыс. голов свиней.
Сравнить цены на мясо магазинов "Арианта" с другой розницей напрямую трудно — в компании признают, что больше 80 % продаж своей продукции в Новосибирске приходится на собственную сеть. Но, например, охлажденный бескостный свиной окорок в "Арианте" сейчас можно купить по 240 руб./кг. В магазинах-дискаунтерах вроде "Магнита" и "Холди" такое мясо, как правило, не продается. По данным Новосибирскстата, бескостная свинина в Новосибирске в декабре 2016 года стоила 360 руб./кг.
Однако даже более существенным преимуществом "Арианта" является его формат. "В последнее время сеть "Ариант" все больше движутся к формату "магазина у дома"", — говорит руководитель регионального подразделения компании Евгений Емельянов. Действительно, кроме мяса и изделий из него здесь можно купить все базовые продукты: молоко, сыр, макароны, хлеб и т.д. При этом цена даже на эту сопутствующую продукцию в магазинах "Арианта" может быть ниже, чем в сетевых гипермаркетах, утверждает Емельянов.
"Торговая площадь", впрочем, тоже не отстает: в 2016 году в ее сети также появились 4 мини-маркета, которые сочетают самообслуживание и работу через прилавок.
Мини-маркет в прошлом году открыла и птицефабрика "Новосибирская". Находится он, правда, не в городе, а в поселке Евсино рядом с предприятием. По сути, это мелкооптовый магазин для торговых партнеров компании и своего рода выставочный зал, где представлена продукция не только птицефабрики, но и всего агрохолдинга "Сибирский премьер", куда входит предприятие, отмечает Галина Лупанова. "Можно приехать и на месте выбрать для себя в нужном объеме, видя всю продукцию, как в обычном супермаркете", — говорит топ-менеджер птицефабрики "Новосибирская", отмечая, что цены в мини-маркете даже ниже, чем оптовые на фабрике.
Мясом и птицей фирменная торговля, впрочем, не ограничивается. В городе, например, уже много лет работает сеть торговых отделов и магазинов шоколадной фабрики "Новосибирская". В последнее время к ним присоединились еще торговые точки "Аленка" материнской компании местного производителя "Объединенные кондитеры". Сейчас в 12 точках этой сети можно купить конфеты и шоколад всех предприятий, которые входят этот в этот холдинг, — "Бабаевская", "Рот-Фронт" и т.д.
В прошлом году фирменный пищевой ритейл обогатился еще одним форматом — специализированным магазином мороженого, которые начала открывать компания "Ангария" из Иркутской области. Раньше этим продуктом в Новосибирске торговали исключительно в киосках и универсальных продовольственных магазинах. Пойти на такой шаг компанию заставили, скорее всего, сложности с выходом на рынок иными способами. В "Ангарии" признают, что сейчас ее мороженое нельзя купить в Новосибирске нигде, кроме собственной розницы. Тем не менее, в компании говорят, что "удовлетворены результатами" и ведут переговоры о выводе своей продукции на прилавки сетевой розницы.
Супермаркеты наносят ответный удар
В конце прошлого года у фирменных продовольственных магазинов появился и вовсе неожиданный конкурент — группа компаний "Холидей" запустила сразу 7 специализированных проектов, в том числе мясные отделы "Мясо", "Фермерский рынок", булочные-пекарни "Коршиков" и винные магазины "Винный вагон".
Директор по маркетингу компании Артем Нонка говорит, что цель этого эксперимента — предложить покупателю в каждой из выбранных ниш более широкий выбор по сравнению с ассортиментом обычного супермаркета. "Про финансовый результат пока говорить рано, ввиду молодости проекта и открытия под Новый год. Но уже сейчас понятно, что специализированные отделы уже имеют своих постоянных клиентов — мы это видим по анализу истории покупок по дисконтным картам. К нам специально приходят за фермерским ассортиментом, за мясом, за горячим хлебом и выпечкой", — говорит представитель "Холидея". В дальнейшем компания, по его словам, планирует использовать эти форматы как специализированные отделы в собственных магазинах.
Получить информацию:

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Агропромышленный комплекс РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- демонстрация основных показателей агропромышленного комплекса,
- объемы и динамика экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров,
- сделки M&A,
- импортозависимость и импортозамещение,
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса,
- рейтинг крупнейших агрохолдингов РФ,
- цифровизация в АПК,
- прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «160 строящихся и проектируемых предприятий агропромышленного комплекса РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- мясное животноводство,
- молочное животноводство,
- птицеводство,
- растениеводство,
- грибоводство,
- аквакультура и рыбоводство,
- хранение зерновых и масличных культур,
- хранение овощей, фруктов и корнеплодов.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.